Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность метода проектов в дошкольном возрасте



2020-03-17 288 Обсуждений (0)
Сущность метода проектов в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Исследователь А.В. Хуторской полагает, что ценность проектного обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание итогового продукта проектной деятельности, на достижение практического результата.

B.В. Гузеев называет метод проектов «технологией четвертого поколения», которая позволяет решать задачи инновационного характера, предполагает интерактивную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса, что способствует развитию творческого потенциала личности.

Чтобы ребёнок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребёнка, а её решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательных способностей;

· развитие творческого воображения;

· развитие творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

· помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие

· решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

· конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.

· Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, в ДОУ это может быть перевод учреждения в новый статус).

· Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

· Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.

· Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

· Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого „ стола);

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· корректировка;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие - сами дети, а какие разрешимы через их сотрудничество. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе, а также от уровня от сформированности умений и навыков проектной деятельности дошкольников.

Особое место проектный метод обучения занимает в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО). Для ДОО проектная деятельность является инновационной педагогической технологией. Успех проектной деятельности в ДОО обусловлен многими факторами, среди них: обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества педагога с воспитанниками и их родителями, формирование у детей раннего социального позитивного опыта реализации собственных идей, оригинального мышления, способности принимать нестандартные выводы при решении поставленных задач. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка.




2020-03-17 288 Обсуждений (0)
Сущность метода проектов в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность метода проектов в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)