Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности метода проектов для воспитания трудолюбия у дошкольников



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Возможности метода проектов для воспитания трудолюбия у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов.

«Метод проектов» научно обосновал и разработал американский педагог Джон Дьюи (1859 – 1952). Этот популярный в России в 20-е годы XX века дидактический метод был неоправданно забыт и сейчас возрождается в новом содержании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но, возникает вопрос, для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные уже знания, и в то же время, новые знания, которые ему ещё предстоит приобрести.

Он предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей:

– вначале педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

– затем педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми (дополняют или изменяют, предлагают новые идеи). Составляется план работы.

– и, наконец, реализация проекта (в соответствии с намеченным планом).

Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием из личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе делания.

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

Ученый доказывает, что связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Формирование социальной компетентности дошкольников – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.

Проектная деятельность в воспитании трудолюбия оказывает неоценимую роль. Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, при реализации проекта педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда.

Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в проектную деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе, выбором профессии. Содержание таких проектов направлено в первую очередь на воспитание высоконравственного человека, с уважением относящегося к своему труду, труду окружающих его людей и окружающей природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано.

Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, воспитание трудолюбия, но закладывают основы экологического образования. [4]

Внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, является эффективным средством организация ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Участие старших дошкольников в проекте стимулировало их познавательную активность путем глубокого погружения в мир профессий, развивая эмоциональную сферу ребенка через совместную исследовательскую деятельность. [6]

Джон Дьюи считает, что с помощью “метода проектов” достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Он доказывал, что система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применение уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка, поэтому ее “невозможно выполнять механически, не отбирая материалы для наблюдений”. Это путь развития научного мышления.

Последователь Дьюи В.Х.Килпатрик (1871-1965) развил понятие проекта. По его мнению, это «намеренное действие, производимое от всего сердца в социальной среде». В ходе проектной работы получение и проверка знаний и умений должны иметь место в конкретных социальных ситуациях, связанных с каждодневной жизнью (что более поучительно). Следует при этом создавать ученикам условия для действий, к которым они имеют естественные склонности и которые помогают им удовлетворять эти склонности. В определенных таким образом условиях проектного образования ученики развивают свою самостоятельность, инновационность, упорство, воображение, умение действовать совместно.

В определении Килпатрика самым важным в проекте было предпринять действие с определенным намерением и с определенной целью, так как решающим критерием метода должна быть позитивная мотивация. Проект обычно предполагал три фазы: намерение, планирование, проведение; Килпатрик же добавил еще оценку. Следует подчеркнуть, что самым важным в проекте, независимо от его типа, является ориентация на учащегося. Меньшее значение Килпатрик отводит ориентировке на действительность или на продукт. Килпатрик расширил также значение понятия «метод». Метод проектов он считал общим методом образования, главным дидактическим принципом. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить. Это и есть составляющее интеллектуального развития (развитие способности к дальнейшему образованию).

Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и, в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Возможности метода проектов для воспитания трудолюбия у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности метода проектов для воспитания трудолюбия у дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)