Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов для воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов для воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучив педагогический опыт педагога МБДОУ д/сад комбинированного вида №15 «Алёнка» Хабаровского края, г. Николаевска-на-Амуре. Трипитко В.А был осуществлён анализ проектной деятельности как средства воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Педагогический опыт в Российской педагогической энциклопедии понимается, как совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки. [23]

В процессе создания курсового проекта был проанализирован опыт работы с использованием метода проектов для воспитания трудолюбия у детей Трипитко В.А. воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ д/сад комбинированного вида №15 «Алёнка» Хабаровского края, г.Николаевска-на-Амуре.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, как качества личности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ДОУ. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений социально-коммуникативного развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как же воспитать у детей это позитивное отношение к труду? Как сделать так, чтобы дети с удовольствием одевались, собирали игрушки, ухаживали за растениями?

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаём этому мы, педагоги. Можно помочь ребёнку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно отбить желание, если использовать неинтересные для детей приёмы мотивации. Трудовую деятельность дошкольников необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был её составной частью. Именно так ребёнок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Важным моментом в процессе организации трудовой деятельности является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте, а особенно в младшем, велика роль игровой мотивации. Игровой мотив позволяет сделать так, что у детей выполнение трудовых действий, решение проблемных ситуаций станет осмысленным и в тоже время интересным и увлекательным. Каждый вид деятельности должен содержать то, что вызовет у детей удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут вспоминать яркие эмоции от выполненной работы. Поэтому трудовая деятельность проходит в атмосфере повышенного старания. В трудовой деятельности ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность. 

В средней группе педагоги стараются, чтобы все предметы (колготки, варежки, карандаши, полотенца и другое) выступали в роли игровых персонажей. Все они «живые». Более того они наши друзья и помощники. Полотенце и мыло помогают нам быть чистыми и опрятными. Одежда защищает нас от холода и жары. Карандаши, кисти, краски помогают нам создавать красивые «шедевры». Игрушки делают нашу жизнь весёлой и увлекательной. Дети верят, что окружающие предметы «живые». В данном случае несомненным плюсом является низкая критичность детского мышления. Дети принимают любые варианты развития событий . На основе использования игровых ситуаций дети учатся решать проблему , что также стимулирует не только трудовую деятельность, но и познавательную активность. Приведу пример одной из игровой ситуации. Проблемой является то, что дети не убрали за собой карандаши после рисования. говорю от лица карандаша: - Помогите! Помогите!. Дети начинают собираться вокруг стола и интересуются, что могло случиться (постановка проблемы для детей). - Почему ты зовёшь нас на помощь? - Когда вы держали меня в своих умелых руках мне было так весело: я помогал вам рисовать синее небо, синее море… А сейчас я лежу на столе совсем брошенный, никому не нужный. И мои друзья тоже грустят! Затем подвожу детей к выдвижению гипотезы: - Ребята, как же помочь карандашам? Дети предлагают нарисовать ещё что-нибудь или разложить карандаши в свои коробки.

 - А как же нам убрать карандаши в коробочки? Вы умеете это делать? (актуализация имеющихся знаний трудовых действий) Дети начинают убирать карандаши самостоятельно или вместе с воспитателем. Для проверки правильности решения и оценки, можно задать детям вопрос: - Давайте спросим у карандашей, хорошо ли им в своих домиках – коробочках? На что карандаш, в лице воспитателя, отвечает: - Да, нам здесь хорошо, вы разложили нас правильно. Сейчас мы немного отдохнём и снова будем с вами рисовать. Спасибо вашим умелым ручкам! Важно обратить внимание на обратную связь (рефлексию): - А вам, ребята, понравилось помогать карандашам? 

 Для закрепления приведённого примера, важно следить за тем, чтобы дети не забывали убирать карандаши в коробочки.

Аналогично проводится трудовая деятельность с колготками, которые «ходят» гулять, мокрыми варежками, которые не хотят «заболеть», деталями конструктора и так далее. Также в средней группе применяем алгоритмы трудовых действий. 

В МБДОУ д/сад комбинированного вида №15» Алёнка» Хабаровского края, г.Николаевск-на-Амуре неоценимую роль в воспитании трудолюбия оказывает проектная деятельность. Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в проектную деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

 В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе, выбором профессии. Содержание таких проектов направлено в первую очередь на воспитание высоконравственного человека, с уважением относящегося к своему труду и труду окружающих его людей. Внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, является эффективным средством организация ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Участие старших дошкольников в проекте стимулирует у детей познавательную активность путем глубокого погружения в мир профессий, развивая эмоциональную сферу ребенка через совместную исследовательскую деятельность. Проектная деятельность ведет к изменению самой позиции ребенка в отношении к трудовой деятельности, он начинает ценить результаты труда и бережно к ним относиться.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, педагог учитывает то, что проект-продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план можно разрабатывать коллективно. На этапе разработки: содержание игр, занятий, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, Трипитко Валерия Александровна тщательно продумывает и организовывает в группе предметно-развивающую среду, таким образом, чтобы она являлась предметом деятельности.

Реализацию проектов воспитатель строит на следующих принципах:

-учёта возрастных особенностей;

-индивидуального подхода;

-интеграции;

-координации деятельности педагогов;

-преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В старшей и подготовительной группах ведется внедрение таких проектов по развитию трудовой деятельности как: «Все работы хороши выбирай на вкус», а также проекты направленные на профессии которые распространены в районе в котором находится детский сад: «Лесник. Лесное хозяйство», «Профессия – рыбак», «Откуда мебель к нам пришла. Столяр-плотник».

Осуществляя взаимодействие с детьми по трудовому воспитанию, данный детский сад придерживается принципов гуманистической психологии, среди которых особенно важны следующие:

а) создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых трудовых умений и навыков, атмосферы, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

б) создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

в) восхищение каждым трудовым действием ребёнка, позитивное подкрепление всех новых трудовых начинаний. Начиная с раннего детства, мы приучаем детей к трудолюбию. Помогаем им получать удовольствие от труда.

Трудолюбие как устойчивый компонент личности у дошкольника может быть сформировано лишь в том случае, если труд, трудовая деятельность будут являться для ребенка ценными, если у него будет сформировано ценностное отношение к труду. Для этого педагоги сами по себе должны быть трудолюбивыми, артистичными, эмоциональными, креативными. Они должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка не трудовой повинностью, а желанной радостью.

Таким образом, на основании представленного педагогического опыта, можно сделать вывод о том, что данный опыт предоставляет практический результат, но в нем недостаточно системности проведения, как согласуется с основной образовательной программой дошкольного образования.

Заключение

Проблема воспитания трудолюбия является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. При этом результаты могут достигаться самыми различными методиками. Одним из наиболее новых и успешных в настоящее время является метод проектирования. Он получил большое распространение в детских дошкольных учреждениях. 

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря ее направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.


Список литературы:

1. ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»// Социальная сеть работников образования nsportal.ru, URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/14/doklad-na-temu-metod-proektov-v-trudovom-vospitanii (Дата обращения: 28.01.2020)

2. Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ// Ведущий образовательный портал России, URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-proektov-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-dou-900549.html (Дата обращения: 28.01.2020)

3. Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ// Ведущий образовательный портал России, URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-proektov-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-dou-900549.html (Дата обращения: 29.01.2020)

4. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста//Портал Развития детей Bukvic.ru. // URL: http://bukvic.ru/razvitie-trudolyubiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/ (Дата обращения: 28.01.2020)

5. Российская педагогическая энциклопедия 1999. Редакционная коллегия. В. В. ДАВЫДОВ // (электронный ресурс) (Дата обращения: 29.01.2020)

6. Статья на тему "Трудолюбие у дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе"// Ведущий образовательный портал России, URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-trudolyubie-u-starshih-doshkolnikov-kak-klyuchevoe-kachestvo-lichnosti-v-usloviyah-podgotovki-k-shkole-2220591.html (Дата обращения: 28.01.2020)



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов для воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ имеющегося педагогического опыта использования метода проектов для воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)