Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава IV. Практическая часть



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Глава IV. Практическая часть 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение произведений А. Погорельского в современной школе.

В последнее десятилетие составители учебных программ по литературе все чаще обращают внимание на творчество писателей 20-30-х годов XIX века, таких как В.Ф. Одоевский и А. Погорельский.

Для ознакомления с творчеством этих двух писателей различными вариантами школьных программ предлагаются такие произведения, как "Городок в табакерке" и "Необойдённый дом" В.Ф. Одоевского и "Черная курица, или подземные жители" А. Погорельского.

Волшебная сказка А.А. Перовского (настоящее имя А. Погорельского) предусмотрена для изучения как обязательная в программе 5 класса (учебник-хрестоматия "Литература.5 класс" под редакцией В.Я. Коровиной), в программе "Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни)" под редакцией В.Ф. Чертова, а также в некоторых других.

Многие учителя, работающие по программам, которые не предусматривают знакомства учащихся с "Чёрной курицей", отводят один час из часов, предназначенных для уроков внеклассного чтения, для беседы об этом первом классическом произведении русской литературы для детей.

В методических материалах упор в изучении повести "Черная курица, или подземные жители" делается на то, чтобы показать, как происходит взросление личности главного героя, на воспитание нравственных качеств учащихся, т.е. главное внимание уделяется дидактической стороне произведения.

Например, в уроке учителя начальных классов Е.В. Рыжовой, детям прямо задаются вопросы, направленные на нравственную оценку героя:

) Чтение в лицах диалога между Чернушкой и Алёшей.

Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова).

А каким еще стал Алеша? (Послушным)

Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и, чтобы попасть туда снова, он готов измениться, стать послушным.

(http://festival.1september.ru/articles/522880/).

В учебнике под редакцией В.Я. Коровиной работа с произведением А. Погорельского завершает знакомство учащихся с жанром литературной сказки. На изучение этого произведения в различных вариантах тематического планирования отводится от одного до трех часов.

На работу с этим учебником и рассчитана предлагаемая ниже разработка уроков по волшебной повести "Черная курица, или подземные жители". Всего на работу с повестью отводится два урока.

I урок:

Исторический очерк: как учили дворянских детей.

Краткие сведения об Антонии Погорельском.

Комментированное чтение сказки "Черная курица, или Подземные жители": Алёша и Чёрная курица.

Цели и задачи урока:

дать учащимся представление о тех обстоятельствах дворянского быта, которые необходимы для понимания "Чёрной курицы";

дать минимальные знания о писателе и его времени;

учить видеть за поступками литературного героя определённый характер;

расширять словарный запас;

развивать навык беглого и внимательного чтения;

развивать умение ориентироваться в тексте;

развивать образные представления.

I . Рассказ о том, как учили дворянских детей.

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое - частные пансионы?

Существительное "пансион" образовано от латинского слова со значением "платеж, взнос". В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) - до губернского города (т.е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.

В семьях рождаются дети. По законам того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу или в губернский город, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную - довольно большую - плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за год вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально посылать кого-то в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона.



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Глава IV. Практическая часть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава IV. Практическая часть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)