Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы заданий для выявления причин неуспеваемости



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Типы заданий для выявления причин неуспеваемости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чтобы начать работу по устранению причин неуспеваемости, нужно их выявить. Ученый Психологического института РАО Н.П. Локалова предлагает задания, которые можно применять, чтобы выяснить причины неуспеваемости детей по русскому языку:

.   Выявление причин, связанных с недостатками процессов произвольного внимания:

школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА и др.;

корректурная проба: используются бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы) (см. Приложение №2)

2. Выявление причин, связанных с неумением анализировать буквы и выделять их в слове. Задание «Найди слово»: выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

 


 

3. Изучение сформированности процессов контроля над написанием. Задание «Найди ошибки»: ученику предлагается найти ошибки в тексте: На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.(12, с. 12-20)

.   Проверка уровня развития опосредованной произвольной памяти. Задание «Пиктограммы»: ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель будет произносить с интервалом в 7-10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение -пиктограмму, не используя при этом буквы или цифры. Через некоторое время (10-15 минут) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов:

Веселый праздник, радость, гнев, мальчик-трус, отчаяние, быстрый человек, скорость, печаль, вкусный ужин, теплый ветер, сомнение, зависть, сила воли, болезнь, успех, дружба, смелый поступок, справедливость, хороший товарищ, мороз.

.   Выявление недостатков фонематического анализа. Задание: различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам). Например, выделить звук «у» из звукового ряда «о, а, у, о, и, ы, о» или слог «ша» из слогового ряда «са, ша, ца, ша, ща». Также задания на тонкую дифференцировку сходных звуков. Задания: «Предметное лото»: отобрать картинки на заданные звуки; «Буквенный диктант»: записать первую букву слов «труба», «дом», «дуб», «трамвай»; различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: «крыша» - «крыса», «день» - «тень», «булка» - «белка» и др. (4, с.34-39)

.   Выявление недостатков звукобуквенного анализа. Задания:

определить количество звуков в словах «мак», «шуба», «карточка», «гвоздь» и др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно);

расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки: выделить звуки из слова вразбивку назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове: назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. местах; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове;

последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова: кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт, скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение и др. Определить количество звуков в этих словах, назвать звуки, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове «гвоздь» стоит после или перед «з», в слове дрова стоит перед «в» или после «д» и т.д.);

7. Выявление особенностей артикуляции. Задания:

произнести гласные звуки: ученику нужно произнести гласные звуки, например, и-э, и-о, э-о, э-у, э-и, в различном темпе, повышая или понижая голос;

«Отчетливо произнеси»: ученик должен произнести согласные звуки, которые часто слабо дифференцируются (ш-с, ж-с, р-л, с-з), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс - мышь, нож - нос, жарко - жалко и т.д.). (8, с.23-28)

8. Таблицы Шульте. Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно - поисковых движений узора, объема внимания. Инструкция: «Покажите указкой и назовите все буквы. Как можно быстрее, не ошибаясь» (см. Приложение №3). Пример:

 

Таблица

 

.   Методика Эббингауза. Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Пример: «Расставь точки»:

Плохой сторож у одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко

.   Тест различения и выбора фонем. Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку»: Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш и др. И возможен тот же вариант со слогами.

.   Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера). Инструкция: закодируйте таблицу, расставив на ней знаки по образцу:

 

 


 

Рис.

 

И другие упражнения, которые помогают педагогу выявить причины неуспеваемости детей. (12, с.21-23)

 


 



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Типы заданий для выявления причин неуспеваемости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы заданий для выявления причин неуспеваемости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)