Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки возникновения менеджмента



2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом осмыслении выбранной темы и практическом применении теоретических знаний для решения задач по усовершенствованию процесса управления.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

проанализировать факторы возникновения менеджмента и подходы к пониманию его экономического содержания;

охарактеризовать этапы становления менеджмента как науки;

выявить специфику становления и развития менеджмента как науки в развитых странах;

аргументировать современную систему взглядов на научный менеджмент;

рассмотреть предпосылки возникновения управленческой мысли в Украине;

определить специфику современного отечественного менеджмента и подготовить рекомендации по его усовершенствованию.

Объектом исследования является процесс становления менеджмента как науки в развитых странах и Украине. Предметом исследования являются принципы и методы научного менеджмента.

Информационной базой выполненной работы стали учебники и монографии отечественных и зарубежных ученых-экономистов, периодические издания.

Общие проблемы истории менеджмента были рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученных как: И. Герчикова, П. Дойль, В. Зигерт, Д. Валовой, Э. Уткин, [14, 19, 25, 27, 60] и другие. Решению проблем связанных со становлением и развитием менеджмента как науки посвящены работы А. Кравченка, А. Кредисова, А. Кузьмина, М. Мескона, А.Г. Саймона, Файоля, Р. Фишера, А. Шегды, И. Шумпетера [30, 31, 32, 39, 52, 62, 65, 70, 73] и многих других.

В первом разделе рассматривается предпосылки возникновения менеджмента, осуществляется анализ подходов к пониманию сущности понятия «менеджмент». Обобщаются основные этапы становления менеджмента как науки.

Во втором разделе анализируется развитие основных научных теорий и концепций, а также принципы менеджмента в развитых странах. Рассматривается современная теория и практика научного менеджмента в развитых странах.

Третий раздел посвящен обобщению и анализу современных тенденций научного менеджмента, аргументации научных теорий и принципов управления в Украине. Выявлению недостатков отечественного менеджмента и разработке рекомендаций по его усовершенствованию.

Дипломная работа представляет собой полномасштабное научное исследование по исследованию основных этапов развития научного менеджмента. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, в котором 74 наименования, и 2 приложений. Включает 5 таблиц и 2 рисунка.


РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Предпосылки возникновения менеджмента

 

История управленческой мысли дает немало полезных уроков для тех, кто готовый у нее учиться и своими корнями уходит в глубину столетий и тысячелетий. Высказывание по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из берегов Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, которые сохранились из времен Поднебесной империи [70, с. 34].

Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили генералы и офицеры, делением армии на дивизии, которое обеспечивало успех боевых действий. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились дороги, устанавливались связи.

Почти все формы современного управления можно найти в старинных организациях, хотя их характер и структура существенно отличались от современных. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, так как это были преимущественно рекомендации относительно государственного управления. Хотя и тогда были управленцы и организационные структуры, и многие люди хорошо знали толк в процессах управления и лидерства, тем не менее, тогда не было такой научной дисциплины, как менеджмент. Как известно, мудрый совет, которым бы важной она не была, не всегда является результатом научного исследования. Целенаправленные поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху развития капитализма.

За начало отсчета в литературе из истории менеджмента считают зарождение письменности в старинном Шумере в V тысячелетии до н. э. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особой прослойки «жрецов-бизнесменов”, которые успешно осуществляли религиозно-коммерческие и торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.

Вторая управленческая революция связывает с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 года до н. э.), что выдал свод законов управления государством для регулирования общественного отношения между разными социальными группами населения. Данными законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Именно поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной [70, с. 36].

Третья управленческая революция известная как производственно-строительная. Она предусматривала объединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и состоялась во времена правления Навуходоносора (605- 562 года до н.э.) [70, с. 36].

Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII ст.) ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.

Ситуация, которая возникшая вследствие промышленной революции конца XVIII - начала XIX ст., привела к тому, что рядом с эмпирическими методами в управлении стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объема выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и работы. Во время промышленной революции были сделаны первые попытки перевести идеи управления на бумагу с целью выработать его обобщающие принципы, вследствие чего были заложены необходимые условия теории менеджмента.

Революционную концепцию деления, специализации, кооперации и повышение продуктивности общественной работы изложил классик политической экономии А. Смит в работе «Богатство народов».

Англичанин Ричард Аркрайт, изобретатель прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирование размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечение дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это дало возможность существенным образом экономить на расходах производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. Фактически Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индустриальным управлением, или, высказываясь современным языком, организацией производства.

Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы, согласно которому разнообразные нарушения фиксировались в специальной книге, и вводилась система штрафных санкций в виде отчислений из заработной платы [70, с. 36].

Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления осуществил в 1800-1828 годах английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик [70, с. 36]. Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим упорядоченного жилья, улучшении условий работы, быта, отдыха, в создании сети магазинов, которые торговали товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, управляемых Оуэном, было повышено минимальный возраст, начиная из которого дети могли привлекаться к работе, сокращенно продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила совсем не идея благодетельности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности работы. Своими экспериментами Оуэн на практике подверг испытанию идею того, что через полтора столетие стало на Западе довольно распространенным явлением и достало название социального партнерства. Тем не менее, эта идея настолько обогнала свое время, которая тогда не имела поддержки общества, и в скором времени о ней забыли.

Важный шаг в развитии теории и практики управления было сделано профессором математики Кембриджского университета, изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем. Взяв за основу концепцию разделения труда А. Смита, он высказал идею деления физического и умственного труда, составил перечень положительных характеристик специализации, разработал методику изучения расходов рабочего времени на осуществление разных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявление путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики, а также применение премиальной системы оплаты. Ч. Бэббидж не был удовлетворен просто специализацией физической работы, или делением за профессиями. Поставив вопрос о том, должные ли математики выполнять простейшие арифметические операции, разработал аналитическую машину, которая дала возможность освободить талантливого человека от многих рутинных расчетов. Сегодня это современные мощные ЭВМ. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Экономика машин и промышленных предприятий» (1832 г.), которая оказалась первой в мире публикацией научного управления. Однако последнее как целостная система еще не сложилось - это задача была разрешима уже в XX ст.

Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX ст.) известная под названием бюрократической; ее теоретической платформой постоянная концепция «рациональной бюрократии» известного социолога, экономиста Макса Ветера. Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, низменность управленческой работы, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров [70, с. 37].

Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходило преимущественно эволюционным путем. Он характеризуется непрерывностью, которая отражает логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, а во всей системе социально-экономических отношений человеческой цивилизации.

Классик экономической теории А. Смит довел, что естественное желание людей улучшить свое благосостояние есть настолько могущественным стимулом, который, если ему дать возможность действовать без препятствий, желание само способно привести общество к процветанию. Его взгляды на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства было положено в основу теории и практики менеджмента.

Как самостоятельная теоретическая дисциплина наука управления возникшая на рубеже XIX-XX ст. В этот период впервые были поставлены вопросы о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Приходилось, что менеджмент следует конституировать в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями.

Возникновение менеджмента как научной системы управления производством была ответом на нужды промышленного развития конца XIX - начала XX ст. Специфическими чертами этого периода были: массовое производство и массовый сбыт; ориентация на рынки значительного однородного спроса; появление больших корпораций и т.п. Развитие продуктивных сил в форме предприятий-гигантов остро требовал, с одной стороны, рациональной организации работы и производства, с другой - четких и взаимосогласованных всеми подразделами и службами, управленцами и исполнителями соответственно научно обоснованным принципам, нормам и стандартам.

Важнейшим условием возникновения и развития менеджмента исторически стало использование научных методов управления предприятием. Без фактических данных, без теории, принципов и закономерностей наверное никто не воспринимал бы менеджмент серьезно. Настоящая наука та, какая указывает путь для полноценной профессиональной практики, - это больше, чем технические приемы, формулы, законы. Это - новое видение мира и новый способ решения проблем.

Без решения этих проблем дальнейшее развитие бизнеса и предпринимательства в форме больших предприятий был невозможный. Количественные изменения, которые состоялись в системе промышленного производства в XIX-XX ст., послужили причиной появления качественно новой системы управления, название которой - менеджмент (промышленный). Дальновидные промышленники поняли, что с помощью простого увеличения численности рабочих невозможно решать проблемы производства.

В научной литературе возникновения систематического научного направления менеджмент в традиционном (эмпирическом) управлении связывают с докладом Генри Тауна «Инженер в роли экономиста» (1986 г.). В этом докладе он назвал управление трудовыми процессами искусством, подобный инженерному конструированию. Новым был его призыв к тому, чтобы инженеров больше, чем техническая эффективность, интересовал, в частности, подсчет расходов, доходов и прибылей. Одним из присутствующих на собрании был Ф. Тейлор, идеи которого изменили принципы и направление развития американской промышленности [70, с. 40].

В 1986 году по инициативе Академии менеджмента в США отмечали пожилой юбилей менеджмента. В своем выступлении в 1987 году перед узким кругом представителей отборных промышленных компаний и университетов страны Питер Друкер указал, что лучшими менеджерами в истории были люди, ответственные за строительство пирамид в Египте. К сожалению, египтяне мало рассказали нам о своих технических приемах и почти не поделились с нами «ноу-хау». В этом заключается отличие между знанием о том, как практически осуществляется искусство управления, и взносом в развитие области знаний, которые другие могут овладевать и реализовывать на практике. Итак, менеджмент как научная дисциплина начал формироваться тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять. В результате возникли теории, концепции, которые можно было излагать и изучать. Это и стало началом менеджмента.

В процессе изучения теории и практики менеджмента становится очевидным, что много того, что рекомендуется как что-то новое и революционное, оказывается просто логическим предложением идей, развитых в другом месте и в другое время. Много того, что правильное, совсем не новое, и много из того, что называется новым, не является таким.

В мире бизнеса есть так называемые вечные вопросы, на которые люди постоянно ищут ответа. На эти вопросы помогает ответить теория и практика менеджмента. Менеджмент как теория возник и развивается в связи с необходимостью объяснить, чему и вследствие чего процветают или приходят в упадок организации. Ученые в области менеджмента путем исследований и практики в сфере управления, методом проб и ошибок ищут ответ на вопрос: чем определяется успех организации? Ответ на этот вопрос дает возможность ответить на более прагматический вопрос: что может сделать руководитель для обеспечения успеха организации? Для обеспечения успешного управления организацией необходимо знать природу ее возникновения и существенные особенности проявления в реальном бытии.

Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них кроются причины, которые предопределяют существование менеджмента. Содержание понятия организация имеет много разнообразных трактовок. В научной литературе из теории организации и менеджмента организация рассматривается как важнейшее свойство, характеристика системы, ее атрибут. В таком понимании организация означает внутреннюю благоустроенность, согласованность частей системы, которой обусловлена ее структура. Понятие «организация» (организовывать) используется также для определения одной из главных функций управления, которое реализуется в процессе создания и усовершенствование системы, поддержки порядка при ее функционировании. Таким образом, организация отождествляется с социальной системой. Например, М. Акофф, Ф. Эмери дают такое определение организации: «Организация - социальная группа, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели». Т. Питере, Р. Уотермен - такое: «Организация - это умная система сознательно скоординированных видов деятельности, которая не имеет лишних элементов». Так или иначе, существует много разнообразных социальных организаций. Тем не менее, несмотря на их разнообразие, можно выделить общие признаки, которые отображают содержание этого понятия [70, с. 40].

Во-первых, организация - это объединение людей, которые составляют разные части организации. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, которая объединяет людей для реализации конкретных нужд и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - общая деятельность в разнообразных формах взаимодействия (координация, обмен информацией и др.). Взаимодействие дает возможность интегрировать деятельность людей, оказывает содействие формированию организации как единого целого с качественно новыми свойствами, которые не сводятся к сумме свойств его частей. В-четвертых, организация имеет границе, которые дают ей возможность существовать автономно от других подобных формирований, и которые не дают ей возможности рассеяться в окружающей среде. Как правило, границы фиксируются, закрепляются в таких регламентах, как устав, договор, положение. Итак, организация как социальная система есть относительно автономной группой людей из четко структурированной общей деятельностью и определенными границами, сознательно создаваемой для достижения общей цели [9, с. 54].

В наиболее общем виде деятельность организации связана с преобразованием ресурсов в новые блага. Ресурсы делятся на естественные, труду, сырьевые, финансовые, технологические, информационные, а к благам принадлежат как товары, так и услуги. Главнейшей чертой деятельности каждой организации есть внутреннее разделение труда: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальное разделение труда предусматривает низменность трудового процесса на составные компоненты. Из них образовываются подразделы организации, которые выполняют специфические конкретные задачи. Вертикальное разделение труда предусматривает низменность всех видов деятельности в организации работы, направленную на достижение целей организации, и координирование этой работы. Соответственно все должности в организации делятся на исполнительские (неуправленческие) и менеджерские (управленческие).

Управленческая деятельность самостоятельно выделилась в результате разделения труда. Глубочайшим разделением труда в рамках сотрудничества было то, что отделило руководителя от исполнителя, умственные усилия от физических. Работа руководителя - это управление и контроль; работа исполнителя - физическое влияние на объект работы. Необходимость анализа и разработки практических рекомендаций в области менеджмента возникшая прежде всего в связи с увеличением удельного веса организационно-управленческих проблем в производстве вследствие деления и кооперации работы. Попытки не только разрешить этот вопрос, а и достичь большего эффекта от общей деятельности породили потребность изучения и систематизации вопросов управления.

Основу современного хозяйственного управления составляют: а) много вариантность ходок менеджмента; б) гибкость и неординарность хозяйственных ситуаций; в) неповторимость тех или других способов действия в конкретной ситуации [45, с. 67].

Современный менеджмент - это тысяча возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Сложность изучения и освоение менеджмента заключается в том, что подходы, разработанные одной фирмой, которые хорошо себя зарекомендовали, могут оказаться не только неэффективными, а и даже вредными для другой. Поэтому в деятельности менеджеров делается акцент не на стандартных приемах, а на способности быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию, эффективно управиться с ней. Менеджмент не дает универсальных рецептов. Он учит того, как, зная приемы, способы и пути решения тех или других управленческих задач, обеспечить успех конкретному предприятию независимо от его организационно-правовой формы (государственное, частное, акционерное и др.).

Овладение искусством менеджмента есть одним из главных рычагов повышение результативности хозяйственной деятельности, которая во многих случаях оказывается намного эффективнее, чем использование финансовых «инъекций» или создание новых производственных мощностей.

Успех в предпринимательской деятельности никогда не бывает случайным, он обеспечивается эффективным управлением.

Управление предпринимательской деятельностью в крупной организации - это управление, прежде всего людьми и отношениями между ними и разными их коллективами. Если в маленькой фирме все решения, связанные с ее деятельностью, как правило, принимает непосредственно владелец, то в крупной эти функции выполняют профессиональные управленцы - менеджеры. В современной предпринимательской структуре менеджер является центральной фигурой. Если на фирме менеджмент организованно неудовлетворительно, то не помогут ни деньги, ни высококвалифицированный персонал, ни современные технологии.


1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»

 

Понятие «менеджмент» есть общим и в экономической литературе трактуется по-разному. В нем сведенные воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). Доминирует функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров разных организационных уровней [70, с. 41].

Экономическая категория менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе они часто употребляются как синонимы. Г. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя термин «менеджмент» исключительно трудный для понимания. Во-первых, он имеет специфично американское происхождение и едва ли может быть переведено на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [14, с. 15].

Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность по надзору, который использует особые формы организации работы, договорные и контрактные отношения между работой и капиталом; особая область научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации и др.

С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений.

Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, представлены в виде модели (смотри рис. 1.1).

Особенности менеджмента как науки заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего управление людьми, наука о человеке, ее интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми.

Также особенности менеджмента как науки отражаются в его тесной взаимосвязи с другими науками. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследование операций и т.п.

 

 

Рис. 1.1 - Подходы к определению менеджмента [70, с. 42]

научный менеджмент управленческий мысль

Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.

В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.

В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знание, а действия, т.е. недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.

Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций есть успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей работе.

Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывание и утверждение независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, которая сложилась, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход разрешит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее подходящую.

Рассмотрение понятия менеджмент из разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управления.

Прежде всего, менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В дальнейших разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или других видов управленческих работ [40, с. 39]

Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, есть также процессом. Итак, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых являются решения проблем и задач организации.

Сущность и содержание процесса управления отражается в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Это влияние осуществляет соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управления.

Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку цели и разработку путей ее достижение. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил, как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должны владеть соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, которые отвечают поставленной цели. Итак, главной задачам управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее цели [70, с. 44].

Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научная подпочва этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрированная в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает причинно-следственные связи, обнаруживает факторы и условия, за которые общая работа людей более эффективная. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они дают возможность не только своевременно и качественно управлять текущими делами, а и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой деятельности.

Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые влияют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Научиться управлять можно лишь путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход дает возможность соединить науку и искусство управления в единый процесс.

Теоретический плюрализм в трактовках сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе у менеджмента имеется много определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важные, а организацией менеджмента». Этим сроком именуется координация и объединения в процессе производства индивидуальных усилий и создание побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, оказывали содействие бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства».

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли» [16, с. 41].

Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач» [16, с. 41]. Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ разных определений менеджмента, а также исследование проблем управления на микро равные в условиях становления и развития рыночных отношений в Украине дает возможность сформулировать такое его определение.

Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, которое дает возможность организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно непостоянной внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предусматривает и приводит к возникновению и воспроизведению соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизведения. Субъектами таких отношений являются: управляющие - менеджеры и подчиненные и в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей цели.

Менеджеры - это профессиональная прослойка управленцев, главная задача которых - координация и организация деятельности коллективов на основе учета объективных законов и закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера есть его привлечения к управленческой работе организации за определенную плату [70, с. 47]. Такой критерий дает возможность отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-владельцев. Если владелец предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной чертой профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизма.

Менеджмент как практика возник и развивается в связи с необходимостью передачи владельцем организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения цели организации. Другими словами, появление социального института менеджеров было исторически обусловленная объективным процессом обособления капитала-функции от капитала-собственности.

В экономической литературе, посвященной современным проблемам управления, понятие менеджмент часто используется как синоним к понятию бизнес. Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», на



2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки возникновения менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)