Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард в 5060 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны.

Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По своим теоретическим установкам данная концепция была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50-60 годы в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж.М. Кейнсом и усовершенствованная его последователями.

Идеология «социального рыночного хозяйства» была использована Эрхардом для обоснования концепции «сформированного общества», целью которого объявлялось преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Ставка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда [27, с. 212].

В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось повышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикартельные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов - все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Относительно самостоятельным элементом социально ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государственные пособия возросли в несколько раз.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономический основы. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин «социальное государство» в противоположность государству монетаристского типа.

В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социальное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством организационных коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

После второй мировой войны в конституциях некоторых западных держав (ФРГ, Швеции, Италии, Франции и др.) появилась формула социального государства [27, с. 212].

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязанной социально-экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования вошло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных индикативных показателей.

То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х годов могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием. Основу этого успеха составляли следующие факторы: высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих ланов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государе венного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний реализации принятых программ; выработка широкого национального согласия в отношен! главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы и той модели общества, кот рой отдает предпочтение большинство народа; атмосфера социального партнерства, постепенно ослаблявшая классовую конфронтацию.

В настоящее время социальное партнерство получило широкое распространение. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом решения социальных конфликтов на различный уровнях.

Социальное партнерство, разумеется, не отрицает возможности, а иногда и необходимости предъявления одним партнером другому самых жестких требований.

Диапазон объектов социального партнерства может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, зависящую от множества факторов, таких, как модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и др. В одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других (например, в Украине и России) -административным путем.

Переход к социально ориентированному рынку в ФРГ был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных проблем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особенностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа [18, с. 502].

Подводя итоги реформаторской деятельности Эрхарда, отметим, что он достиг поразительных успехов. Но проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей страны. Так, в соответствии с государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы почти 70 лет бессменно находились у власти в Швеции - стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан.

Подчеркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» - это социальная защита населения. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства [18, с. 514]:

обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми не противоречащими закону способами;

создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

обеспечение экологической безопасности членов общества; защита граждан от преступных посягательств; защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;

защита от политического преследования и административного произвола;

обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованьях, защита от психологического прессинга;

обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Успехи Германии и Швеции в 50-60-х годах объяснялись многими причинами, и прежде всего, как уже отмечалось, правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время, как известно, в мире действуют две модели общественного развития с различными их модификациями [27, с. 219]:

так называемая неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства;

социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Стремление к формированию социально-ориентированной экономики становится общемировой тенденцией. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических движений, деловых кругов Украины.

Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот также путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности, то есть рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

После мирового кризиса 1929-1933 годах отмечается все более активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после второй мировой войны.

Кейнс первым рассматривал государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие «вечных» и «естественных» психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям [27, с. 220]:

непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

регулирование важнейших пропорций общественного производства и

выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением

населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и

таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги

рыночной экономики.

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора началось при правительстве Ш. де Голля в 1945-1948 годах, проявившееся в национализации ряда крупных промышленных предприятий, банков и страховых компаний. К 80-м годам в государственном секторе Франции (без учета чиновников государственного аппарата управления) было занято 10% самодеятельного населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости, выплачивалось 15% общей суммы зарплаты и осуществлялось 26,4% капиталовложений [27, с. 222].

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнообразию методов управления государственным сектором и ведущее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных предприятий в общем числе занятых и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. За счет государственных средств финансируется половина затрат на научно-исследовательские цели [27, с. 222].

В Англии сложились три основных формы управления государственной собственностью: госбюджетные предприятия, государственные корпорации и акционерные компании, в которых часть капитала принадлежит государству. К 80-м годам собственность обширной сети предприятий полностью или частично перешла в руки государства. В национализированных отраслях создается более 10% ВВП и занято 10% населения [27, с. 222].

В ряде европейских стран в государственном секторе создается до 30% ВНП, число занятых в нем составляет 19-25%, а удельный вес инвестиций - 25-50%. В этом отношении особенно характерны Австрия и Финляндия. В Австрии к началу 80-х гг. доля государственного сектора в ВНП была равна 30%, число занятых в нем составляло 25%, а доля в инвестициях равнялась 50%; в Финляндии - соответственно 15, 12 и 25%, в Греции - 18,12 и 25%; в Испании - 10, 7 и 33%; в Швеции - 10, 7 и 18% [27, с. 223].

Государственные металлургические предприятия Австрии производят 98% всей продукции, подобные предприятия Финляндии - 70%; горнорудной продукции - соответственно 98 и 100%, нефтяной - 91 и 89%. Австрийский государственный сектор выпускает 46% электропромышленных изделий. В этом секторе находится 31 машиностроительное предприятие. В Финляндии предприятия государственного сектора вырабатывают 96% удобрений и 70% химикалиев [27, с. 223].

В Скандинавии государство контролирует около 95% железнодорожной сети. В Нидерландах 41% предприятий транспорта и связи входят в государственный сектор, а доля государственных инвестиций в этот сектор составляет 40%. В Бельгии государственные компании транспорта и связи производят 34,3% отраслевого ВНП; в Австрии эта доля вместе с энергетикой приближается к 80%. Аналогичная ситуация в Финляндии и Швейцарии. Государство контролирует более 30% производства электроэнергии в Финляндии, до 50% - в Швеции и Дании, свыше 80% - в Норвегии. В Испании удельный вес государства в общем объеме услуг транспорта и связи составляет 59% [27, с. 223].

Второе направление - рыночное регулирование экономики на макроуровне - в разной мере и различными методами происходит во всех развитых капиталистических странах. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является госбюджет. В послевоенный период доля национального дохода, потребляемая и перераспределяемая центральным правительством, местными органами управления, административными ведомствами и фондами социального обеспечения, неуклонно возрастала. Так, во Франции к 80-м годам эта доля достигла 43,6%, значительная часть ее приходилась на отчисления в фонды социального страхования [35, с. 123].

Государственное регулирование экономики в Германии имеет давнюю историю. Основы современного регулирования были определены в 1963 году в законе о создании Совета экономических экспертов, который обязан давать свои рекомендации для решения четырех узловых экономических проблем: стабилизация денежного обращения и цен; разрешение проблемы занятости;

обеспечение внешнеэкономического равновесия; достижение стабильного и равномерного экономического роста.

Глобальное регулирование включает четыре комплекса методов [27, с. 223]:

краткосрочные антициклические меры, опирающиеся на денежно-кредитную политику;

среднесрочное финансовое планирование. Планы составляются на 5 лет, но корректируются ежегодно;

государственный индикативный план. В нем определяются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные изменения. План предусматривает возможные изменения цен и внешнеэкономических условий;

«концертное действие» или «согласованная акция», т.е. согласование государственной политики с союзом предпринимателей и профсоюзами.

В 70-е годы правительство Германии начало определять количественные показатели для целей «магического четырехугольника»: рост цен на товары внутреннего спроса от 3 до 3,5%; средняя квота допустимой безработицы в пределах 0,7-1,2%; темпы равномерного роста ВНП от 4 до 4,5%. В годы кризиса 70-х годы эти параметры не соблюдались, но по мере преодоления кризиса правительство стремилось к позитивным результатам, не допуская стихии и анархии производства [18, с. 523].

Одной из форм регулирования экономики на международном макроуровне являются ежегодные совещания семи крупнейших экономических держав мира: США, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Италии и Канады. На встречах происходит обмен мнениями на сверхвысоком уровне по таким актуальным проблемам, как методы борьбы с инфляцией, безработицей, кризисами в разных отраслях общественного производства, причины замедления темпов экономического роста и др. Первая такая встреча состоялась в 1975 году во Франции, которая была инициатором таких встреч. На совещании в г. Рамбуйе было создано Международное энергетическое агентство, в которое вошли потом почти все капиталистические страны.




2020-03-17 245 Обсуждений (0)
История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)