Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях: МВФ, МБРР И ЕБРР



2020-03-17 185 Обсуждений (0)
Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях: МВФ, МБРР И ЕБРР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В послекризисных условиях (кризис 1998г.) в официальных и деловых международных кругах сложилось мнение, что международную валютно-финансовую систему необходимо преобразовывать. Появились многочисленные проекты реформирования международной финансовой системы.

Для России проекты подобных реформ и полемика вокруг них представляют двойной интерес: во-первых, в этих проектах содержатся многочисленные рекомендации в отношении экономической политики стран-заемщиц, на которые обрушился финансовый кризис, во-вторых, эти проекты отражают в той или иной степени общие тенденции и назревающие изменения в «правилах игры» на международном финансовом поле, а Россия с переходом к открытой рыночной экономике уже стала на этом поле активным игроком.

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д. с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в стране в целом, указывая предоставление своих ресурсов с проводимой экономической политикой. Международные институты предпочитают совершать операции под гарантии правительств стран-членов. Не является исключением в этой сложившейся практике и Россия [12, c. 50].

Воздействие реализации согласованных с МВФ мер на экономику России в целом и на отдельные ее отрасли, а также изменения в нашем обществе и политической системе заслуживают особого внимания.

МВФ увязывает предоставление кредитов странам-членам с проведением ими тех или иных мер самого различного свойства. Приоритетными условиями являются снижение инфляции и сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета.

Обязательства, принятые Россией по программе на 1993-1994 годы, не были выполнены полностью. Реализация программы на 1995 г. считается в целом успешной: произошло существенное снижение инфляции (с 17,8 % в январе до 3,2% в декабрк), сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета (по расчетам МВФ) с 11% ВВП в 1994 г. до 5% ВВП в 1995 г.

В начале 1996 г. было принято Заявление Правительства и Центрального банка РФ 2О среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 год», в котором одной из основных задач ставилось сокращение дефицита консолидированного бюджета с 5 % ВВП в 1995 г. до 4 % ВВП в 1996 г. и до 2% ВВП в 1998 г. Кредитная программа МВФ, призванная поддержать эту политику, была рассчитана на 3 года и оценивалась примерно в 10 млрд. долларов.

С самого начала выполнение предусмотренных задач столкнулось с определенными трудностями. В первом полугодии 1996 г. сократились доходы федерального бюджета, и правительство, не имея возможности в предвыборный период сократить расходы, вынуждено было прибегнуть к интенсивным заимствованиям на внутреннем рынке, что привело к резкому возрастанию стоимости обслуживания государственного долга в последующий период. Дефицит консолидированного бюджета составил 6,6% ВВП. Для того чтобы формально оставаться в рамках согласованных параметров, пришлось вносить в них корректировки. Структурные меры в таких сферах, как естественные монополии и социальное обеспечение, реализовывались с отставанием, что приводило к задержкам выделения средств МВФ, и в результате весь их объем так и не был России предоставлен.

Были приняты Заявления о мерах экономической и структурной политики на 1997 г. и на 1998 г. Так как обзор по выполнению этих мер показал успешное выполнение Россией всех контрольных параметров, выделение очередного транша было утверждено Советом директоров МВФ.

В период наступления кризиса 1998 г. выделение кредитов было приостановлено. международный финансовый рынок долг

Весьма показательными являются данные, отражающие динамику ВВП России за время ее сотрудничества с МВФ (см. рис.1).

 

Рис. 1. Динамика ВВП России (1989 = 100%)

 

Как видно из рисунка 1, спад в экономике начался задолго до получения Россией кредитов МВФ и МБРР, направленных на поддержание принятых Россией программ. Начиная с 1994 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57-60 % от ВВП 1989 г. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7 %. Именно в те годы (1999 - 2000 гг.) Россия отказалась от дальнейших заимствований у МВФ.

Можно по-разному оценивать такое положение вещей. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы - лишь субсидиарные источники, которые вряд ли могут заменить собой отсутствие реальных действий или же сбалансировать неправильные действия российского руководства. Эксперты МВФ считают, например, что если бы Россия полностью реализовала экономические программы, поддержанные МВФ в последние годы, то ее экономика на сегодняшний день выглядела бы совершенно по-другому.

С другой стороны, известный специалист по проблемам развития международных валютно-финансовых отношений и лауреат Нобелевской премии Р. Манделл считает, что МВФ вообще не справился с ролью гаранта стабильности международной денежной системы, а проводимая фондом политика в отношении России оказалась абсолютно непригодной в сложившейся ситуации.

В связи с вышеизложенным, можно предположить, что достигаемый эффект от проводимых экономических реформ будет максимальным только в том случае, если программа полностью разрабатывается в той стране, которая ее реализует.

В действительности, некоторые советы бреттон-вудских институтов не во всем отвечали реальному положению дел, сложившемуся в российской экономике. Сроки, отпускаемые Фондом на проведение реформ, также часто устанавливались слишком короткие, поэтому за полгода провести кардинальные изменения в стране не представлялось возможным.

Но и исполнение подходящих советов тоже не всегда доводилось до конца. И все же фактом остается то, что в течение всех лет после вступления России в бреттон-вудские институты одним из самых стабильно растущих показателей российской экономики стал размер внешнего долга.

Безусловно, рост внешнего долга России частично связан с укреплением доллара по отношению к другим валютам, в которых он (долг) выражен, но это не меняет общей тенденции к увеличению внешних суверенных обязательств России. Сильная зависимость России от МВФ на данном этапе развития российской экономики является одной из серьезных проблем, требующих пристального внимания и взвешенного подхода.

Еще одно сотрудничество России - с МБРР.

Россия вступила во Всемирный банк в 1992 г. За это время Банк одобрил более 40 займов для России на общую сумму более 11 млрд. долл. По состоянию на сентябрь 2000 г. в стадии реализации находилось 33 проекта, обязательства Банка по ним составляют 10,4 млрд. долл.

Средства МБРР являются источником долгосрочного финансирования государственного сектора экономики РФ. Все займы предоставляются только под гарантии Правительства РФ. МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным займам в качестве базы определения процентной ставки используется долларовый LIBOR, к которому добавляется маржа МБРР. Обычно ставки пересматриваются раз в месяц.

Одним из препятствий в работе с займами Всемирного банка на начальном этапе было отсутствие специальной нормативно-правовой базы. Приходилось руководствоваться законодательством о международных договорах и внешних заимствованиях. Принятие ряда документов, определяющих механизм реализации проектов, финансируемых за счет займов Банка, а также порядок взаимодействия федеральных органов власти пр работе с ними, имело большое значение. К ним относится, в частности, Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395.

В 1992 - 1996 гг. отношения России и Банка сводились в основном к аналитической работе и диалогу, а в качестве крупных программ финансирования были предоставлены только I и II Реабилитационные займы. После выборов 1996 г. Банк начал активно наращивать операции в России. К моменту кризиса 1998 г. осуществлялись три масштабные программы бюджетозаменяющего финансирования: второй проект структурной перестройки угольного сектора, заем на структурную перестройку социальной защиты, а также крупнейший заем МБРР России (1,5 млрд. долл.) - проект структурной перестройки экономики.

Кризис 1998 г. оказал существенное влияние на инвестиционный портфель МБРР в России. Тем не менее, по данным 2004 года, по итогам Обзора портфеля проектов, доля проектов, имеющих удовлетворительный рейтинг, составляет 76 % по сравнению с 60 %, установленными в ходе Обзора портфеля проектов в феврале 2000 г., и с 33 %, установленными в ходе Обзора портфеля проектов в июле 1999 г.

Данный рейтинг портфеля проектов достаточен для реализации сценариев не только умеренного (до 300 млн. долл. в год), но и расширенного кредитования России (до 600 млн. долл. в год).

Столь высокий показатель рейтинга портфеля проектов удалось достичь благодаря:

значительным усилиям российской стороны;

сокращению после июля 1999 г. неэффективно используемых средств инвестиционных займов на общую сумму около $1 млрд.;

закрытию нескольких проектов, имеющих неудовлетворительных рейтинг.

Кроме того, значительно сократилась просроченная задолженность Минфину России со стороны конечных заемщиков - с 80 млн. долл. В феврале 2000 г. до 24,9 млн. долл. к концу 2000 г.

В результате последствий финансового кризиса 1998 г., который вызвал практически полное прекращение функционирования кредитных линий в рамках проектов и почти совсем «заморозил» предоставление средств регионам в виде субзаймов, суммарное использование средств инвестиционных займов МБРР значительно сократилось.

Что касается структуры портфеля, то события 1988 г. не оказали никакого существенного влияния на динамику использования средств портфеля инвестиционных займов: изменился долевой состав структуры - сократились составляющие энергетического, транспортного и финансового секторов, а составляющие управления средствами в государственном секторе, с/х сектора и управления земельными ресурсами и сектора развития рыночной инфраструктуры, наоборот, возросли.

Банковский кризис 1998 г. оказал значительное негативное влияние на ход реализации проектов. Практически приостановлено функционирование кредитных линий по проектам МБРР, поскольку перекредитование средств конечным заёмщикам осуществляется через аккредитованные коммерческие банки, большинство из которых не могут выполнять эти функции.

В целом взаимоотношения между Россией и МБРР складываются следующим образом: какие бы планы не строились, какие бы проекты не обсуждались, все равно без одобрения МВФ реализовано это не будет.

Если рассматривать отношения России и ЕБРР, то данный Банк стал крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор российской экономики. В соответствии с мандатом Банка основными по объему российскими заемщиками ЕБРР являются предприятия и организации негосударственного сектора, на которые приходится 87 % одобренного финансирования из собственных средств Банка и 84 % общей по России суммы заключенных кредитных и инвестиционных соглашений.

Общая стоимость одобренных проектов по России с участием ЕБРР на 31 декабря 2002 г. составила 14,4 млрд. евро. Сумма одобренных вложений собственных средств ЕБРР составила более 4,8 млрд. евро. Помимо инвестиционных проектов ЕБРР заключил 441 соглашение о техническом сотрудничестве с общим объемом финансирования 216 млрд. евро.

За прошедшие годы Банк осуществлял инвестиции практически во всех секторах российской экономики. Большая часть одобренного в 1991-1999 гг. Советом директоров финансирования ЕБРР для России была направлена в реальный сектор экономики (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Инвестиционная деятельность ЕБРР по сектора экономики

Сектор экономики В целом по портфелю ЕБРР, % Портфель ЕБРР в России,%
Финансовые организации 30 31
Инфраструктура 28 11
Промышленность и торговля 29 45
Прочее 13 13
Всего 100 100

Источники: Данные сайта www.Ebrg.org


Из таблицы 1 видно, что основной объем средств ЕБРР в России направлен в промышленность и торговлю.

География инвестиционных проектов ЕБРР в России весьма обширна - о Калининградской области (улучшение водоснабжения и водоочистки в Калининграде, стоимость проекта 16,5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции - 85,6 млн. евро). Всего проекты осуществляются в 40 субъектах РФ.

Одной из инициатив ЕБРР в России стало создание в 1994 г. Российского фонда малого бизнеса. В среднем при содействии Фонда кредиты выдаются на срок, не превышающий 3 лет, под 25-30 % годовых в рублях, или 15-16 % годовых в долларах США. Осуществляя программу Российского фонда малого бизнеса, ЕБРР является практически единственным иностранным инвестором, направляющим средства в развитие малых и средних предприятий в различных регионах России.

Начиная с августа 1998 г. ЕБРР резко сократил новые инвестиции в российскую экономику. Предоставление ЕБРР средств по заключенным кредитам и инвестиционным соглашениям с российскими предприятиями-заемщиками осуществлялось только на основе повторного изучения их финансового состояния и дополнительного анализа финансовой окупаемости проектов в новых условиях.

Большие трудности у РФ возникли с привлечением софинансирования для российских проектов. Многие внешние соинвесторы приостановили свое участие в российских проектах в ожидании улучшения положения в экономике России. Пример - проект ГАЗ-Фиат (участие Банка - более 100 млн. евро), начало реализации которого Банк был вынужден перенести на более отдаленные сроки в связи с отказом группы итальянских инвесторов участвовать в этом проекте.

Большинство российских банков, через которые проводилось кредитование малых и средних предприятий, оказались не в состоянии продолжить свои операции. После банковского кризиса 1998 г. ЕБРР вложил средства в создание нового банка, специализирующегося на предоставлении кредитов малым и средним предприятиям.

Несмотря на возникающие трудности, большинство российских проектов ЕБРР остаются финансово-состоятельными, выплаты по ним Банку производятся в срок. Основываясь на материалах, публикуемых ЕБРР, можно сделать вывод, что Россия остается основной страной операций Банка.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Все международные валютно-кредитные организации, с которыми Россия строит отношения, занимают определенную «нишу» при предоставлении финансирования. Кредиты МВФ направлены на решение глобальных экономических проблем, на структурную перестройку экономики. Соответственно, и объемы заимствований здесь максимальные. В то же время проекты МВФ в России носят достаточно абстрактный характер, нет четко сформулированных конкретных целей, которые требуется достигнуть. В связи с этим возникают затруднения при оценке эффективности проектов, при определении степени влияния кредитов МВФ на изменение тех или иных макроэкономических показателей.

Кредиты Всемирного банка распределены на реформирование целых отраслей - энергетику, транспорт, здравоохранение.

Деятельность ЕБРР в России направлена, в основном, на развитие малого бизнеса. В среднем стоимость проектов, финансируемых ЕБРР, не превышает 10 - 15 млн. долл. Это значительно упрощает контроль за использованием средств, а также позволяет с высокой точностью оценивать эффективность каждого отдельного проекта.

Несмотря на все проблемы в отношениях, международные валютно-кредитные организации были и остаются для России одним из важнейших источников заемных средств на развитие экономики и социальной сферы. Совместно со своими внешнеэкономическими партнерами России следует искать пути управления сложным процессом глобализации, укреплять соответствующие национальные и международные институты, расширять многостороннее сотрудничество по решению общих проблем.

 



2020-03-17 185 Обсуждений (0)
Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях: МВФ, МБРР И ЕБРР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Участие РФ в международных валютно-кредитных организациях: МВФ, МБРР И ЕБРР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)