Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качественная и количественная методология: сравнительная характеристика



2020-03-17 344 Обсуждений (0)
Качественная и количественная методология: сравнительная характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Метод - способ познания, исследования явлений природной и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания. Методы и процедуры исследования - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Выделяют кол. и кач. методы СИ.

Количественные методы в социологии.

В самом общем виде количественный подход -отправной точкой исследования являются теоргипотезы, которые в процессе исследования подвергаются верифицируются, или подтверждению. При этом процедура верификации построена на математике в качестве доказательства, а именно, на измерении социальных признаков, интересующих исследователя, и математическом анализе полученной социологической информации.

Ядов выделяет: прямое наблюдение, анализ документов и опросы.

Прямое наблюдение.

Научное наблюдение отличается от обыденного, в первую очередь, направленностью на достижение определенной цели: на получение специфической информации, представляющей важность для данного исследования, а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля. В СЦ под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Этот метод используется тогда, когда необходимая информация не может быть получена никакими иными способами.

Различают:

формализованные и неформализованные наблюдения; - включенные и невключенные наблюдения; - полевые, лабораторные и лабораторно-полевые наблюдения; - систематические, эпизодические и случайные наблюдения.

ОПРОСсамый распр. метод сбора первичной информации. Назначение опроса - сбор сведений о состоянии ОМ больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов с социологом. Виды: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование. 2 разновидности опроса: Анкетирование. Выделяют такие типы опросов, как экспресс-опрос, почтовый опрос, опрос по месту жительства и работы. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Интервью. гибких методов сбора социнформации; метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. -формализованные, полуформализованные и неформализованные (используется в качественных исследованиях). Кол исследования опираются на формал интервью, крайним вариантом которых являются интервью с закрытыми вопросами, где предложены все варианты ответов и респонденту остается только отметить выбранный. Социометрический опрос. Цель - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью, так называемых социометрических критериев. Анализ док-тов.

Под документами в социологии понимается любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино- или видеопленке, дискете. Ценность - потоки информации пронизывают все сферы жизнедеятельности общества и индивида, выступают в качестве источника самых различных данных. Анализируемые док-ты можно раздел. на 1)личные и безличные 2)официальные и неофициальные 3)первичные и вторичные Основная трудность: читать данные на языке гипотез исследования - прежде чем анализировать документ материалы по существу, исследователь вынужден проделать утомительную процедуру поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования. Выделяют 2 направления в работе с документами: работа с первоисточниками (вкл.статистические данные, ведомственные док-ты и т.д. - носит информационный х-р) и контент-анализ (является конкретным количественным методом расчета определенных х-к).

Контент-анализ: использ. для перевода в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. В качестве массовых стандартных документов принято рассматривать сообщения масс-медиа, а также массивы частных фотографий, дневников, граффити и пр.. Под смысл единицей понимается отдельный элемент или признак того сообщения, которое мы собираемся изучать, обсчитывать или оценивать. С помощью единиц счета осуществляется подсчет того, насколько часто употреблялись выделенные смысловые единицы, а также выявляется их соотношение между собой. Групповая дискуссия, или метод фокус-групп. Позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групп дискуссий Данный метод в некот смысле комбинирует количественный и качественный подходы, так как группы должны заведомо представлять некоторую общность.

Первая фокус-группа - всегда пилотажная. Фокус-группа должна состоять из незнакомых.

Качественные методы в социологии.

В самом общем виде кач подход можно определить как такую методологию СИ, целью кот явл-ся изучение соц явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида, интерпретирующего мир совместно с другими людьми, а также действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Особенности качественных методов: не предполагают статистической обработки, исследователь стремится взглянуть на мир глазами изучаемых людей; среди задач исследования не последнее место занимает описание изучаемых явлений; подход исследователя, как правило, отлич. открытостью и слабой структурированностью. Виды: кейс-стади, этнографич. исследования, устная история, история жизни. Кроме того, можно говорить о применении методов интервью (главным образом, неформализованного) и наблюдения (включенного) в качественной методологической традиции.

Кейс-стади.Тактика состоит в длительном наблюдении в роли стороннего (или включенного) наблюдателя за повседневной жизнью компакт локсообщества для изучения системы взаим-й, выяснения значимости определенных событий в жизни коллектива, слож настроений относительно этих событий. объяснительное-целью является разработка теории, объясняющей изучаемый случай; описательное-задача во всестороннем описании изучаемого случая, при этом в описании подробном, с позволения сказать, насыщенном; разведывательное кейс-стади -при недостатки информации у исследователя, в таком исследовании формулируются вопросы, определяющие социальный «случай», который надо изучить. Стратегия кейс-стади оптимальна в тех случаях, когда целью исследования является анализ сложного механизма какого-либо процесса посредством выявления многочисленных взаимовлияний. Минус - вероятность субъективизма и поверхностности.

Этнографическое исследование. Имеют описат. характер и представляют собой анализ повседневной практики опред общности, прежде всего, с т зр ее культуры, отличающейся по стилю и образцам поведения от доминирующей культуры большинства населения. источниками информации: письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, включенные наблюдения, а также групповые интервью. Цель исследования - представить публике нормы и образцы поведения данной общности «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре.

Историческое исследованиеИспользование метода интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прошлом имевших историческую значимость. Интерес может быть направлен на изучение истории становления локальных сообществ (движений, организаций; населенного пункта) или описание опыта переживания крупного исторического процесса или события (войны, революции, репрессий, катастрофы). в случаях, если отсутствует достаточная документ инфо об истор событии общенац масштаба. Источники информации - письменные (мемуары, дневники, письма), и устные (интервью) источники. Особенность - отношение к информанту как очевидцу исторических событий

История жизни (биографический метод). Предполагает исследование жизненного пути от детства к взрослению и старению. По объекту интереса это может быть история жизни великого или выдающегося человека, индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека.

Групповая дискуссия, или метод фокус-групп.Позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групп дискуссий. Достоинства метода: получение большого кол-ва новой информации, сконцентрированный вид этой информации, повышается уровень рефлексии респондентов. Недостатки: высокие требования к модератору, проблематичность раскрытия темы с большой глубиной. Метод принято считать эффективным для изучения реакций, установок, мотивов, потребностей определенной социальной общности.

 



2020-03-17 344 Обсуждений (0)
Качественная и количественная методология: сравнительная характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качественная и количественная методология: сравнительная характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)