Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глубинные интервью: сущность метода и особенности проведения



2020-03-17 309 Обсуждений (0)
Глубинные интервью: сущность метода и особенности проведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Метод предполагает индивидуальное интервью с человеком. Глубинное интервью - личная, неструктурированная беседа, свободное и прямое интервью , в ходе которого модератор (интервьюер) выясняет мнения, привычки респондента, его убеждения и склонности. Данный метод позволяет понять особенности восприятия и запоминания, чего невозможно достичь при фокус-группе (фокус-группа более поверхностна, мнения участников могут влиять друг на друга). Между тем именно глубинные процессы, происходящие в сознании очень важны.

Кроме того, метод глубинных интервью необходим в следующих случаях:

. когда надо обсудить конфиденциальные, личные, интимные или имеющие отношение к социальным нормам вопросы, на которые респондент в ходе группового интервью честно не ответит;

. когда нужно узнать мотивы поведения человека при совершении крупных покупок, таких, как автомобиль или дом;

. когда надо проинтервьюировать малочисленную и труднодоступную группу людей (например, представителей бизнес-элиты);

. в случаях необходимости опроса профессионалов или специалистов в какой-либо области;

. когда нужно услышать мнение конкурентов (в присутствии группы других людей подобный респондент будет зажат и неоткровенен).

Достоинства:

. Возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов.

. Контроль полноты получаемой информации.

. Возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке.

. Формирование более серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуального собеседования.

. Возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента.

. Возможность корректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости.

. Возможность адаптации техники проведения интервью под условия конкретной ситуации.

Недостатки:

. Трудоемкость подготовки высококвалифицированного интервьюера.

. Риск снижения качества и глубины получаемой информации под влиянием интервьюера.

. Большие затраты времени.

. Высокие финансовые затраты.

. Трудоемкость процедуры сбора информации (только 4-5 интервью в день).

. Трудоемкость процедуры обработки информации.

. Зачастую ограниченное использование демонстрационного материала в специфических условиях проведения интервью.

Различают две формы глубинных интервью : формализованные и неформализованные.

Глубинные интервью , которые проводятся по заранее составленному плану (сценарию), называются формализованными. Если в ходе беседы модератор сталкивается с вопросами, которые не входят в сферу интересов данного исследования, то он не останавливается на них. Главное предназначение формализованного интервью - получение однотипной информации от каждого респондента.

В свободных неформализованных интервью может задаваться тема беседы и набор вопросов, которые необходимо выяснить, однако характер беседы может протекать в свободной форме, без четкого следования заранее подготовленному сценарию. Модератор имеет право отвлекаться на другие темы, если в ходе обсуждения видит такую необходимость. В таких интервью не обязательно проводить сопоставление вопросов и ответов, задаваемых разными респондентами. По ходу проведения интервью исследователи могут постепенно уточнять обсуждаемую проблему. На первый план выходит профессионализм модератора.

Очень важное значение при проведении глубинных интервью организаторы уделяют времени беседы. Организация глубинного интервью особенно сложна, т.к. такая встреча требует, как правило, полутора-двух часов.

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов: определение цели интервью и характера необходимых сведений, изучение предмета интервью и собеседника, предварительное обдумывание хода беседы, составление вопрос, договоренность о встречи, месте, времени интервью

Ситуация интервью делиться на три части.

) Введение. В этой части интервьюер объясняет цель и задачи исследования. Во введении интервьюер спрашивает разрешения воспользоваться диктофоном, гарантирует конфиденциальность. Поскольку благоприятная ситуация в качественном интервью особенно важна, то порою уместно вступительное общение. Это разговор на любую другую нейтральную тему, часто далекую от темы интервью.

) Основная часть интервью. Она внутренне структурирована. В первой части решается задача создания благоприятной атмосферы. Здесь желательны простые, но интересные для интервьюированного вопросы. Например, можно начать с просьбы об основных вехах биографии. К щекотливым вопросам, требующим благоприятной атмосферы, переходят к середине интервью. В конце, когда интервьюируемый устал, задаются вопросы, не требующие большого интеллектуального напряжения. Эта часть важна и для затушевывания в памяти информанта факта обсуждения щекотливых вопросов.

) Заключение интервью. В этой части выясняется, все ли, с точки зрения информанта, вопросы были затронуты, ведь его видение темы может существенно отличаться. Иногда в качестве заключения используются обобщающие интерпретирующие вопросы. Нередко в это время диктофон уже выключен. Созданная атмосфера стимулирует интервьюируемого сделать существенные дополнения, уточнения. Именно эта часть порой может дать самую интересную информацию.

Внешняя свободная беседа с модератором по гайду. Гайд включает в себя несколько блоков/разделов. В каждом разделе содержаться основные вопросы, ответы на которые должны быть в любом случае получены.

 



2020-03-17 309 Обсуждений (0)
Глубинные интервью: сущность метода и особенности проведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глубинные интервью: сущность метода и особенности проведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)