Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ состояния атмосферного воздуха г.Актобе



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Анализ состояния атмосферного воздуха г.Актобе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

г. Актобе является областным центром Актюбинской области. Население города составляет около 350 тыс. человек. В черте города расположены ряд промышленных объектов, ежегодно выбрасывающих по данным областного управления охраны окружающей среды огромное количество вредных для здоровья человека веществ.

Существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносит автомобильный транспорт. По данным управления дорожной полиции в области в 2005г. имелось в наличии 78тыс. единиц автотранспорта, в том числе в г.Актобе 62 тыс. единиц.

Выбросы от автотранспорта в целом по области в 2005г. составили 82,5 тыс. тонн в т.ч. по г.Актобе - 56,2 тыс. тонн. В последнее время наблюдается увеличение количества вредных выбросов в атмосферу, осуществляемых как стационарными, так и передвижными источниками. Объем выбросов вредных веществ в атмосферу за последние десять лет носит переменчивый характер, в некоторые годы наблюдалось снижение количества выбросов, в другие годы наоборот отмечено увеличение количества выбросов.

    Так за период с 1995г по 2001г в Актюбинской области наблюдалось относительное снижение уровня выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, что связано с некоторым снижением в данный период количества автотранспортных средств в области, экономической ситуацией обусловившей спад совокупного спроса на бензин и, следовательно, его потребления.

    Начиная с 2002г по 2005г наблюдается значительное увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, что связано со значительным увеличением в этот период автотранспортных средств в области.

    В 2002г в целом по области количество выбросов вредных веществ от автотранспортных средств составило 75,9 тыс.тонн.

    В 2003г данный показатель несколько снизился, в этот период валовый объем выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников составил 59,8 тыс.тонн.

    В истекшем 2005г в целом по области количество выбросов вредных веществ от автотранспорта составило 82,5 тыс.тонн.

    Кроме того, неблагоприятная обстановка складывается по так называемому индексу загрязнения атмосферы, характеризующему уровень загрязненности воздушного бассейна. Индекс загрязнения атмосферы по г.Актобе в 2004 году представлен следующими цифрами: (приложение №6)

    1кв. - 10,2;

    2кв. - 10,2

    3кв. - 8,17;

    4кв - 8,3.

    Таким образом средний индекс загрязнения атмосферы за 2004 год составил 9,22.

В 2005 году данные показатели незначительно снизились;

    1кв. - 8,8;

    2кв. - 9,2

    3кв. - 8,7;

    4кв - 8,2.

    То есть в 2005 году средний индекс составил 8,72, что на 0,49 ниже чем в предыдущем году. Однако все же и это достаточно высокий показатель, так как нормой индекса загрязнения атмосферы считается цифра не превышающая показатель равный 5.

Необходимо отметить особенность механизма воздействия автотранспорта на окружающую среду в отличие от выбросов стационарных источников, предприятий.

    - выбросы от автотранспорта происходят на небольшой высоте и загрязняют тот слой атмосферы, который является средой обитания человека;

    - непрерывно растущие темпы увеличения численности автотранспорта;

    - концентрация большого количества автотранспортных средств на сравнительно ограниченных территориях, их массовое проникновение в зоны жилой застройки;

    - низкие удельные показатели экологической безопасности и сложность значительного улучшения их в ближайшей перспективе.

    В целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха по решению Акима области и в соответствии со ст.26,27 Закона Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха» на территории области ежегодно проводится операция «Чистый воздух».

    Мероприятие проводится управлением дорожной полиции УВД Актюбинской области, областным управлением транспортного контроля, областной санитарно-эпидемиологической станцией, областным управлением охраны окружающей среды по согласованному плану.

    В рамках операции «Чистый воздух» проводятся проверки автопредприятий и автоцехов, проводятся рейды на автодорогах и городских маршрутах. Контроль проводится инструментальным методом на соответствие токсичности (дымности) требованию ГОСТ 17.2.2.03-87.

    В истекшем году были проверены автотранспорт крупных предприятий, таких как ОАО «Актобемунайгаз», ОАО «Донской ГОК», ОАО «Феррохром», ТОО «Автопарк», ТОО «Актобе Эталон», а также предприятий с количеством машин свыше 30 единиц.

Практически на всех предприятиях техническое состояние автотранспорта не отвечает экологическим требованиям. Связано это с отсутствием надлежащего контроля за выбросами со стороны предприятия. Работа контрольно-регулировочных пунктов (КРП) ведется формально. Своевременно не производится ремонт и регулировка узлов и агрегатов, влияющих на токсичность (дымность) выбросов.

    Особое внимание уделялось контролю автотранспорта на городских маршрутах, владельцами которых являются ТОО «Автопарк» и ТОО «Актобе Эталон». Интенсивное движение по городским маршрутам, длительные стоянки на остановках приводят к повышению загазованности воздуха, следовательно требуют повышенного внимания к техническому состоянию машин, что не подтверждают результаты проверок.

    На балансе ТОО «Автопарк» имеется 220 единиц автотранспорта, кроме того, для обслуживания пассажиров арендуется частный автотранспорт. Основная масса собственного автотранспорта относительно обновленная, но несмотря на это, общее техническое состояние машин на соответствие экологическим требованиям не удовлетворительное. До 40% автотранспорта на маршрутах эксплуатируется с превышением норм токсичности.

    На балансе ТОО «Актобе Эталон» имеется чуть более 100 единиц автотранспорта, из них 98 переведены на газообразное топливо. Кроме того, арендуется порядка 90 единиц частного автотранспорта, техническое состояние которых также не в полной мере отвечает экологическим требованиям.

    Анализ результатов операции «Чистый воздух», а также ранее проведенные проверки автотранспортных предприятий показывают, что техническое состояние автотранспорта в области не в полной мере отвечает экологическим требованиям. Основной причиной является изношенность автомобильного парка. Большой процент машин с выработанным ресурсом, пополнение парка автомобилями бывшими в эксплуатации, определяют его плохое техническое состояние.

    Недостаточен контроль со стороны госорганов, связанный с отсутствием необходимых средств и несовершенством законодательства.

    Вызывает тревогу экологическая обстановка на привокзальной площади, в районе колхозного рынка. Привокзальная площадь является не только местом скопления большого количества людей (отъезжающих и приезжающих пассажиров), но и густонаселенным жилым массивом, от жителей которых постоянно поступают жалобы.

    В свое время проведенные изменения маршрутов и конечных стоянок автобусов №7, 14, 15 и т.д. способствовали некоторому улучшению экологической обстановки. На настоящий момент более 10 маршрутов городского пассажирского транспорта проходят через привокзальную площадь. Основную массу которых составляют маломестные микроавтобусы, идущие непрерывным потоком. Загрязнение воздушного бассейна происходит и выбросами от тепловозов, кроме того, непосредственно на привокзальной площади организована стоянка автотранспорта, такси, которые также являются источниками выбросов. Все это токсичные выбросы, наносящие вред здоровью людей и окружающей среды. Ситуация усугубляется тем, что на привокзальной площади открыто большое количество торговых точек, кафе, баров, шашлычных, которые в процессе своей деятельности также воздействуют на окружающую среду, загрязняя ее отходами и выбросами.

    Наряду с вышеуказанными проблемами имеются и положительные сдвиги в решении этих проблем. Активизировалась работа по переводу автотранспорта на газообразное топливо. Так на ТОО «Актобе Эталон», ОАО «Актюбинская ТЭЦ», ОАО «Облтрансгаз» основная масса автотранспорта переведена на газообразное топливо. Вместе с тем нет сдвигов в решении вопросов по увеличению электротранспорта.

В целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, считается необходимым принять меры по усилению контроля за выбросами от автотранспорта, усилению ответственности со стороны должностных и физических лиц. Для улучшения состояния воздушного бассейна города необходимо вернуться к вопросам разгрузки транспортных потоков на привокзальной площади и центрального колхозного рынка, к увеличению электротранспорта на городских маршрутах, к переводу автотранспорта на газообразное топливо.

Немаловажное значение в снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха имеет усиление контроля со стороны госорганов.

Расчет выбросов вредных веществ автотранспортными средствами осуществляется государственными органами на основе применения определенных коэффициентов и формул.

Учитывая, что опасность автомобильного транспорта как источника загрязнения воздушной среды в первую очередь определяется его техническим состоянием, первостепенное значение при эксплуатации подвижного состава должно придаваться мероприятиям по обеспечению надлежащего состояния систем и узлов, ответственности со стороны должностных лиц.

Гарантом в деле выполнения этих и других мероприятий по повышению экологической безопасности автотранспорта призвана стать система госконтроля за охраной атмосферного воздуха.

Развитие транспортных средств является частью общего научно-технического прогресса, оно необходимо и не может быть приостановлено. Конфликт между транспортными средствами и средой обитания человека серьезен и необходимо упорно работать над созданием условий для гармоничного сосуществования транспорта и экологических систем.

Транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, централизации промышленности и сферы обслуживания. Благодаря развитой транспортной сети стало возможным быстрое перемещение грузов и пассажиров в нужном направлении. Обладая высокой мобильностью, маневренностью, возможностью доставки грузов от «ворот» до «ворот», автомобильный транспорт стоит вне конкуренции.

Казахстан располагает всеми видами современного транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным.

Однако с ростом автомобилизации возникает ряд серьезных проблем, связанных с вредными для окружающей среды и общества последствиями, которые сопровождают этот процесс. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду сопровождается не только потреблением природных ресурсов, но и загрязнением окружающей среды.

Причиной загрязнения атмосферы является низкое КПД двигателей, отсутствие надлежащего контроля за токсичностью (дымностью) выхлопных газов автомобилей на заводах-изготовителях и служб технической эксплуатации автопредприятий, низкий уровень технического обслуживания и ремонта автомобилей при эксплуатации, использование топлива низкого качества, нерациональное планирование транспортных потоков.

Низкое КПД двигателей заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего около 20% его расходуется на движение автомобиля, а 80% выбрасывается в атмосферу в виде отработавших газов, проще говоря «летит на ветер». У лучших образцов автомобильных двигателей эти потери составляют более 55%. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится очень много вредных компонентов, в том числе монооксид углерода, оксиды азота, алканы, ароматические углеводороды, кетоны, оксиды серы, альдегиды, сажа и т.д., а также продукты содержащие свинец, хлор, бром и фосфор - все это производные прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе.

Если рассматривать выбрасываемые вещества по их токсичности то на первое место (с учетом массы) выходит оксид углерода (СО), оксиды азота, акролеин, ацетальдегид, этилен, бензол, формальдегид (НСОН) и т.д.

Все токсичные вещества, содержащиеся в отработавших газах делятся на нормируемые и ненормируемые. Список нормируемых веществ, изучаемых в разных странах, включает в общей сложности порядка 20 химических агентов, для которых существуют нормы и методы измерения, однако регулярному контролю у нас и в странах СНГ подлежит не более 6-8 ингредиентов. В их числе оксид углерода (СО), оксиды азота NOx, углеводороды (СН), сажа, диоксид серы (SO2), свинец Pb, а также формальдегид (НСОН). Так, например, токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей окислов азота и сажи.

Первый государственный стандарт (ГОСТ) был введен на территории СССР в 1970 году, который претерпел некоторые изменения. На сегодняшний день на территории Республики Казахстан предельно допустимое содержание токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей регламентировано ГОСТом - 17.2.2.03-87.

Норму дымности отработавших газов определяет ГОСТ 21393-75. Кроме того, имеется ряд отраслевых стандартов, непосредственно для производителей транспорта.

Введение указанных стандартов позволило несколько упорядочить токсичность (дымность) автомобилей. Однако из-за необеспеченности автотранспортных предприятий и контролирующих органов необходимой приборной базой и отсутствия необходимых законодательных актов эффективность указанных стандартов в полной мере реализовать не удается.

С целью снижения токсичности выбросов были разработаны проекты стандартов, предусматривающие применение систем нейтрализации отработавших газов. Внедрение каталитических нейтрализаторов позволило бы значительно оздоровить экологическую обстановку, но для этого необходимо обеспечить перевод автомобилей на неэтилированный бензин, поскольку присутствие в выбросах свинца нарушает процесс каталитического окисления и приводит к выходу из строя нейтрализаторов.

При сложившихся экономических условиях переход на выпуск неэтилированного бензина в ближайшее время практически невозможен. Кроме того, фактически не организовано промышленное производство самих нейтрализаторов.

Поэтому необходимо вести непрерывную работу в этом направлении.

Низкий уровень технического обслуживания и эксплуатации автомобиля приводит к расстройству узлов и систем автомобиля. В результате выбросы вредных веществ возрастают, намного превышая установленные нормы. Если все узлы автомобильного двигателя будут правильно отрегулированы, то выбросы вредных веществ в атмосферу уменьшатся в 3-5 раз.

Особое внимание обращает на себя проблема слабой обновляемости автомобильного парка. Согласно оценкам специалистов срок службы автомобилей у нас в 2-3 раза выше, чем в любой развитой стране. Кроме того, значительное пополнение происходит за счет подержанных автомобилей иностранного производства.

Не секрет, что увеличение срока службы автомобилей сопровождается ухудшением не только его технического состояния, но и показателей выбросов.

Поддержание автомобильного парка в исправном техническом состоянии обеспечивает значительный экологический эффект.

В настоящее время разрабатываются стандарты, включающие диагностические показатели работы двигателя. Пределы изменения этих показателей позволят оценивать техническое соответствие двигателя нормам выбросов.

В интересах повышения экологических показателей работающих автомобилей необходима организация сети пунктов контроля технического состояния двигателей нормам выбросов с оснащением необходимыми приборами.

Отсутствие надлежащего контроля за качеством ввозимого и реализуемого топлива, приводит к ухудшению его качества, что в свою очередь приводит к увеличению выбросов. Об этом свидетельствуют частые нарекания со стороны специалистов и водителей. Эта задача усложнилась в связи с изменениями, в системе обеспечения области нефтепродуктами. Поэтому еще одной важной мерой по снижению выбросов от автотранспорта является постоянный контроль за качеством топлива.

Снижение выбросов вредных веществ может быть достигнуто также соответствующей организацией движения и перевозок, исключающих порожние пробеги, выбор кратчайших или наименее загруженных маршрутов, магистралей с безостановочным движением, установление оптимальных скоростей движения.



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Анализ состояния атмосферного воздуха г.Актобе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ состояния атмосферного воздуха г.Актобе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)