Тема 3. Философия и искусство
ЭСТЕТИКА — часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Немецкий философ XVIII в. А. Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика — на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в XVIII в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного. Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо нее можно выделить три группы категорий, которые отражают: 1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое); 2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство); 3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество). Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни! Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира человеком, соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический идеал - такая категория, в которой основательно выражена социальная и духовная сущность человека. Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни человека и природы. Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность человека. Предметом искусства является человек, существующий в единстве социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Социальное значение искусства в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. Искусство существует как произведение, которое структурно выражено в художественном образе. Художественный образ — это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное отражение предмета искусства. Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм) или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию — раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме. Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрываются содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Контрольные вопросы 1. Рассмотрите искусство как одну из форм общественного сознания 2. Каким образом искусство формирует культуру человеческих чувств? 3. Можно ли жить без искусства, без развитого художественно-эстетического сознания?
Тема 4.1 Философия и история Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. АНТИЧНОСТЬ (круговорот в истории) Круговое движение – это геометрический образ вечности(кольцо не имеет ни начала ни конца) и временности. Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или человека. Античная философия истории – это философия вечного возвращения, периодических мировых пожаров(Гераклит),душепереселения и душевоплощения (Платон) СРЕДНИЕ ВЕКА
(разрыв потока вечности грехопадением человека) Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь,ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность
НОВОЕ ВРЕМЯ (прогресс)
Философия нового времени вырабатывает рациональное объяснение хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса, поступательного от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются ЛИНЕЙНЫМИ процессами
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (нелинейность эволюции)
Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей где имеют место и прогресс и регресс, и расцветы закаты, многочисленные расслоения и объединения , единство и многообразие. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ До конца 19 в. популярной была концепция единства человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым законам, что и другое. Благодаря исследованиям Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби была развита концепция локальных обществ. Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, китайскую, индийскую цивилизации Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле «и единство и многообразие», единство и многообразие не противоречат друг другу. Контрольные вопросы 1. Пранализируйтезарождение философии истории 2. Существует ли логика истории 3. Нужна ли людям история 4. Зачем люди хранят историческую память 5. Почему существует история
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |