Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Teм a 2.2. Проблема сознания



2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Teм a 2.2. Проблема сознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

СОЗНАНИЕ особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. В сознании человека происходит почти мгновенное связывание в целостный образ того, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил, подумал.

САМОСОЗНАНИЕ – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль. На этапе самосознания человек задает вопросы: что такое мысль, переживание, чувство? Соответствует ли содержание этих внутренних состояний содержанию внешнего мира?

УСЛОВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАНИЯ

- выделение человеком своего тела из окружающих предметов

- выделение человеком себя самого из сообщества других людей

- вся жизнь человека – это постоянное развитие и совершенствование человеческого «Я»

СТРУКТУРА «Я»

- психические характеристики человека

- гносеологические способности

- морально – нравственные состояния

- воля

- тело человека как пространство, в котором «обитают» все его духовные и душевные способности

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. В бессознательном отражаемая реальность и ее переживания человеком сливаются. Поэтому в бессознательном отсутствует самосознание, рефлексия.

Особенности бессознательного:

- усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для определенной социальной группы.

- наличие неосознаваемых мотивов деятельности (З.Фрейд – психическая энергия сексуальных влечений - либидо)

- неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения

Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию. Выделяют естественную систему знаков и искусственную.

Функции языка: номинативная, информативная, коммуникативная.

Сознание и язык неразрывно связаны: благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим и для других людей, чем выше уровень сознания , тем богаче словарный запас, родной язык формирует в человеке чувство ритма, музыкальности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Сознание всегда индивидуально – личностно. Но в нем есть некоторое содержание, которое обще всем людям или отдельным группам людей. Такое общее, массовидное, надындивидуальное содержание сознания называют общественным. Оно формируется автоматически в силу принадлежности того или иного человека к определенному классу, этносу, профессии и т.д.

Представители одной социальной группы упрекают другую в иллюзорности сознания, воспринимая свое сознание как истинное.

 Сила общественного сознания столь велика, что индивидуальное сознание со слабо выраженной рефлексией может прекратить свою работу, подчинившись коллективным внушениям, демагогии, становясь жертвой коллективного психоза

Контрольные вопросы

1. Что такое сознание

2. Зачем человеку сознание?

3. Сознание и свобода

4. сознание и самосознание

5. Условия возможности сознания

6. Проблема «Я» и сознания

7. Сознание и бессознательное

8. Маркс и Фрейд: проблема бессознательного

 

Тема 2.3. Учение о познании

 

Важнейшим источником раз вития человеческого сознания является познание.

Познаваем ли мир вообще и если да, то как и насколько? На эти вопросы отвечает ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Вопрос о познаваемости мира наметились три основные линии

Агностицизм.

- считает, что люди не могут знать: каков мир на самом деле

- человеческие чувства и мышление искажает объект познания

Скептицизм.

- не отрицает принципиально познаваемость мира

- сомневается в достоверности полученных знаний

Оптимизм.

- считает, что мир познаваем и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно развивать и углублять свои знания

Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека.

Два взаимосвязанных этапа процесса познания

Чувственное познание

Познание действительности с помощью органов чувств. Его конкретными формами являются:

- ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон , свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств(зрительные, слуховые, осязательные и др. )

 - восприятие это целостный образ предмета, непосредственно данного в созерцании в совокупности всех его сторон

- представление – это обобщенный чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Рациональное познание

Познание действительности на основе абстрактного мышления и логического рассуждения. В процессе рационального познания вырабатываются такие конкретные формы, как:

- понятие – краткая мысль, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (например: «растение», «человек»)

- суждение – форма мысли , в которой посредством логического соединения соответствующих понятий что – либо утверждается или отрицается

- умозаключение –логическое рассуждение, в процессе которого из одних суждений выводятся другие.

- гипотеза – это такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении вероятной сущности недостаточно изученных объектов.

- теория – система обобщенного научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Практика – основа познания.

- практика – цель познания, т.к знания человеку нужны не сами по себе, а для практического преобразования действительности, для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

- практика – источник познания, т.к. она дает ему фактический материал для обобщения и теоретической обработки, вооружает его необходимым оборудованием.

-практика – критерий истины, т.к. она на деле проверяет истинность знаний.

Проблема истины

Проблема истины т.е. проблема объективности, достоверности знаний, проблема их соответствия реальной действительности

Что же такое объектив. истина? Можно ли отождествлять ее с самим объектив. миром? Или это его отражение в человеческом. сознании? Но тогда на сколько оно верно? Ответ на эти труднейшие вопросы могут быть например такими объективная истина это правильноеотражение материального. мира в сознании людей

такое содержание чел. знаний, которое соответствует объективной действительности и “не зависит ни от человека, ни от человечества”

Например. тезис “тела состоят из атомов” - объект. истина? Да. Но затем встает следующий вопрос: ПОЛНАЯ ли это истина? В связи с этим выделяют 2 формы обЪективной истины

абсолютная истина - предельно ТОЧНОЕ, ПОЛНОЕ, законченное знание объекта, “истина в последней. инстанции”

- обладать абсолютной истиной ‘’целиком” невозможно, ибо объективный мир, который она МОГЛА БЫ отражать, неисчерпаем и не остановим в изменениях

- скорее она “дается” людям как цель, к которой стремится (и не без успеха) их познание Относительная истина - тоже объктивное, но НЕПОЛНОЕ знание, которое впоследствии может уточняться, дополняться

- отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества, в пределах конкретных условий и достигнутого уровня познания

- при этом каждая относительная истина содержит в себе определенную долю абсолютной - человеческие знания всегда относительны, ибо зависят от уровня развития общества и истинных условий

- познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными

- абсолютная истина складывается из множества относительных и чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине, но процесс этот бесконечен

Контрольные вопросы

1. Сущность и формы познания

2. Роль практики в процессе познания

3. Единство чувственного и рационального в познании

4. Формы чувственного познания

5. Формы рационального познания

6. Формы познавательной деятельности

7. Истина и заблуждение

8. Критерии истины




2020-03-17 210 Обсуждений (0)
Teм a 2.2. Проблема сознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Teм a 2.2. Проблема сознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)