Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Российской Федерации к настоящему времени уже накоплен известный опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы. Специалисты выделяют следующие этапы формирования государственной политики:

. Научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы

. Определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление (к таким документам следует отнести Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года и Доктрину информационной безопасности РФ, Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 г., Окинавскую Хартию глобального информационного общества 2000 г.)

. Конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики (в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.);

. Разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях

. Разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере

. Подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов

. Подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Это предполагает:

оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и иных областях информационной сферы.

В качестве примеров законов, отражающих стратегию развития государственной политики в области правовой информатики можно назвать Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Важным подзаконным актом в области государственной информационной политики является Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России».

Основываясь на положениях Концепции, правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

По мнению специалистов, в рамках государственной политики по правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством, приведение его в соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм; совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов; совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных информационных технологий в этот процесс.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий.

В рамках развития общегосударственной системы правовой информации в 1993 г. был создан Научно-технический центр правовой информации «Система» (далее - НТЦ «Система») в целях информационно-правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти.

Актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на НТЦ «Система» возложено выполнение целого ряда задач в сфере правовой информатизации России, в том числе функции головной организации по реализации правовой информатизации России.

В настоящее время НТЦ «Система» является центральным узлом правовой информации Российской Федерации, обеспечивающим свободный, оперативный доступ к информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации, а также информационный обмен с региональными узлами правовой информации и субъектами Российской Федерации. Пользователями информационного фонда НТЦ «Система» являются высшие органы государственной власти России, силовые ведомства, научные учреждения, коммерческие организации, средства массовой информации. Тем не менее, до настоящего времени программные продукты, выпускаемые НТЦ «Система», направлены в большей степени на удовлетворение нужд органов государственной власти и местного самоуправления, нежели на распространение среди широких слоев пользователей правовой информации.

Одним из наиболее эффективных средств распространения правовой информации с использованием современных инфокоммуникационных технологий является применение автоматизированных информационно-поисковых систем и справочных правовых систем. Анализируя опыт создания таких систем в нашей стране, можно отметить ряд особенностей:

в них используются только специально создаваемые программные технологии и схемы сервисного обслуживания;

жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие справочных правовых систем (СПС) на протяжении более 15 лет обеспечили эффективность использования этих систем и вывели информационный сервис на мировой уровень услуг в этой области;

большинство используемых в России СПС является продукцией негосударственных отечественных компаний.

В то же время порядок формирования этих СПС, внесения в них новых правовых актов, их программная обработка, механизмы взаимодействия разработчиков СПС и правотворческих органов в настоящее время законодательно не урегулирован. Полагаю необходимым подготовить и издать законодательный акт, который смог бы единообразно урегулировать данные вопросы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

. Выделяются следующие этапы формирования государственной политики:

научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы;

определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление;

конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики;

разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях;

разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере;

подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов;

подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией.

. Для решения задач информатизации правовой сферы и правового обеспечения информационных процессов и информатизации намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации

. Распространение правовой информации в настоящее время осуществляется двумя основными путями: посредством продуктов НТЦ «Система» и СПС, разрабатываемых негосударственными отечественными компаниями.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

информационный общество государственный политика

В рамках настоящего реферата мною были изучены сущность, нормативное закрепление и основные направления государственной политики в области правовой информатики.

По итогам проделанной работы мною были сделаны следующие основные выводы:

. Информационное общество - это общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий, а информационные ресурсы, образующиеся в результате данных информационных процессов, доступны всем слоям населения и интенсивно им используются

. Основные, глобальные цели и задачи государственной политики в области информатизации изложены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, а также в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 г.)» и в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»; установленные в настоящее время цели должны в перспективе до 2020 года привести к формированию цивилизованного информационного общества, кардинальному повышению доступности политической, правовой, общественной информации, а также достижений культуры и науки для самых широких слоев населения

. Выделяются следующие этапы формирования государственной политики:

научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы;

определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление;

конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики;

разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях;

разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере;

подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов;

подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией;

. Для решения задач информатизации правовой сферы и правового обеспечения информационных процессов и информатизации намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации;

. Распространение правовой информации в настоящее время осуществляется двумя основными путями: посредством продуктов НТЦ «Система» и СПС, разрабатываемых негосударственными отечественными компаниями.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята на о. Окинава 22.07.2000 г. // Дипломатический вестник. 2000.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

.   Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

.   Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России».

5. Указ Президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [электронный ресурс]: <http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html>.

.   Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 N Пр-1694. М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.

.   Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 [электронный ресурс]: <http://docs.cntd.ru/document/901770877>.

.   Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212[электронный ресурс]: <http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html>.

.   Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [электронный ресурс]: <http://base.garant.ru/184120/>

.   Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [электронный ресурс]: <http://base.garant.ru/199708/>

.   Руководящий документ РД 115.005-2002 «Информационные технологии. Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга», утвержденный Информационным письмом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 04.03.2002 г. № 1341.

.   Агешин Ю. Информационное обеспечение законодательных органов // Российская юстиция. 1994.

.   Бачило И.Л. Законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. 1992.

.   Бачило И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс».

.   Бачило И.Л. Правовые вопросы информатизации в развитии регионов и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник государственной службы. 1993.

.   Киселев Б.В., Хургин В.М. Текущее состояние дел в информатизации высших органов государственной власти и управления Российской Федерации // НТИ. Сер.1. 1993.

.   Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М.: Юристъ, 2002.

.   Морозов А. В. Информатизация системы юстиции Российской Федерации // Проблемы информатизации. 1992.

.   Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Компьютерная культура юристов и правовая информатика // Высшее образование в России. 1994.

.   Россия-2020. Главные задачи развития страны. М.: Европа, 2008.

.   Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. 2009.

.   Шахрай С.М., Копылов В.А. Информатизация правовой сферы и законодательное регулирование информатизации в РФ // НТИ. Сер. 1. 1992.



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)