Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие сведения о семье



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Общие сведения о семье 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений.

По мнению Черникова (1997) семья - самоорганизующаяся система и источник преобразований системы лежит внутри нее самой. По определению Анатолия Мудрика (1999), семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Он выделяет следующие параметры семьи:

демографический - структура семьи (бездетная, однодетная, мало- или многодетная, полная или неполная); социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; техникогигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Известны различные формы и модели семьи, специфика которых зависит от этапа развития общества, характера национальных и религиозных традиций. Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности.

Отличительные признаки, характерные для семей, проживающих в России:

) Сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений. 2) Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье зачастую принадлежит прародителям - бабушкам и дедушкам. 3) Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же, как отсутствуют они и во многих общественных институтах, где главными действующими лицами являются женщины. 4) Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья. 5) Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном ``Я'', 6) Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогала бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, ``чудесах'' и т. д. В результате тяжелого материального положения и отсутствия нравственных ценностей ``семья легко распадается, и дети оказываются на улице, становясь легкой добычей криминальных элементов'', в семье возрос уровень взаимной агрессии. Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как: 1. Нуклеарная семья - состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе. 2. Расширенная семья - включает еще и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), 3. Полная семья - соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка/детей. 4. Неполная семья - если один из родителей отсутствует 5. Большая семья - группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Встречается в аграрных обществах; семьи этого типа имеют общую собственность на землю, скот и средства производства. 6. Семья-двор -- также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством, например, слуги и наемные работники, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество. Последнюю форму выделил отечественный психолог Владимир Николаевич Дружинин (2000).

. Следующее важнейшей функцией необходимо назвать - экономическую и хозяйственно - бытовую. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других. Социально - статусная связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный статус членам семьи. Рекреативная, восстановительная направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных, и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Досуговая осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. воспитательная - имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием .коммуникативная - посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного объединения. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Сексуальная - осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

. осуществляться одновременно в нескольких направлениях. Выделим основные из них. Первое - это создание родительских клубов, обществ родителей детей с ограниченными возможностями. .Второе - информационное обеспечение подобных семей: выпуск специализированных журналов или отдельных статей в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных изданиях. Родителям нужны практические советы по уходу за больными детьми, объяснения и рекомендации специалистов по решению

Третье - помощь в поиске источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, духовной). Четвертое - определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию своих скрытых резервов. Необходима психологическая помощь в определении адекватного способа преодоления трудностей на каждом этапе развития семьи и развития ребенка. Пятое - психолого-педагогическая поддержка. Она должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к реальности, в которой живет семья больного ребенка.

Еще одно очень важное направление психологической помощи касается проблемы восприятия физического дефекта ребенка родителями и окружающими людьми. Часто родители концентрируют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и стремятся все свои усилия направить на его компенсацию или возможное лечение. При этом теряется целый пласт социальных отношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны расставить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с заболеванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем сын или дочь могли войти в общество, либо помогать ребенку уже сегодня жить в нем, развивать чувство собственного достоинства, мужество. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Специалисты должны помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы, построить научно обоснованную систему занятий.

 



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Общие сведения о семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие сведения о семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)