Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы социальной работы



2020-03-17 465 Обсуждений (0)
Методы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

· по направлениям и формам социальной работы;

·   ее объектам;

·   ее субъектам;

·   по степени общности.

1. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

• организационные;

• социально-психологические;

• социально-педагогические;

• социально-медицинские;

• социально-экономические и др.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

• организационно-распорядительные;

• организационно-координационные;

• организационно-инструктивные;

• организационно-технические и др.

Социально-психологические методы подразделяются на несколько групп:

• методы психологического исследования:

• наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

• эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

• диагностические - выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности;

• психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них - метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность;

• лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

• методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

• психологической помощи - повышение психологической компетенции человека; выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы.

Включают в себя методы:

• психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых - помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;

• психогигиены и психопрофилактики - предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

• полифункциональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути их удовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.).

В социальной работе используются следующие экономические методы:

• статистические;

• математические;

• метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

• балансовый;

• индексный;

• выборочный;

• технологический анализ рядов динамики и др.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.

Выделяют три их основные группы:

• методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); • организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

• стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

2. Методы по объектам социальной работы подразделяются на следующие виды: • индивидуальные (социальный работник - клиент);

• групповые (в группе семей и через семью);

• общинные (работа в микросоциальной среде).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой для возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

К групповым методам могут быть отнесены:

• совместная работа над определенными проблемами и задачами;

• диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых - социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Социальная община характеризуется:

• относительной устойчивостью;

• более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

• общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

3. Методы по субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

• применяемые отдельным специалистом;

• коллективом социальной службы;

• органом управления социальной работы.

4. По степени общности можно выделить следующие группы методов:

· Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

·   Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)

·   Частные, специальные методы - специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

 

12.
Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в Республике Беларусь

Основные документы Республики Беларусь, имеющие отношение к деятельности СППС учреждения образования (в папке документации - иметь перечень; наиболее часто используемые в работе документы - иметь в наличии):

· Конституция Республики Беларусь 1996 г.

·   Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г.

·   Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 г.

·   Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г.

·   Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 г.

·   Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999г. (с дополнениями и изменениями от октября 2004 г., от 9 декабря 2005 г.; новый вариант - от 2006 г.)

·   Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

·   Уголовный кодекс Республики Беларусь

·   Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

·   Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

·   Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000 г.)

·   Закон "Об образовании в Республике Беларусь" 1991 г.

·   Закон Республики Беларусь "О здравоохранении" 1993 г.

·   Закон "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь"1992 г.

·   Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь" 1999 г.

·   Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2003 г. (газета "Образование и право" №1 от 21.08.2003)

·   Закон Республики Беларусь "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.2005 г. № 73-3 (газета "Звязда" от 27.12.2005 и "Народная газета" от 28.12.2005)

·   Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 г.г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№5)

 

Общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальное консультирование, социальное проектирование, прогнозирование

 

Началом работы в любой сфере социального обслуживания, необходимой стадией технологического процесса с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем является социальная диагностика. Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Социальная же диагностика - это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем. Главная цель социальной диагностики на уровне непосредственной работы с клиентом - определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В социальной работе широко используются микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Социальная ситуация клиента всегда уникальна, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных.

Немаловажную роль играет технология социальной адаптации. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для подросткового и юношеского возраста. Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде, и начинается с осознания личностью (или социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультативной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др.

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

В социальной работе консультация нередко определяется как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ. Иногда действия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий работу, формулирующий ее мотивы и роль, разъясняющий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора возможных вариантов поведения. Консультант также сообщает о новой информации, ранее недоступной консультируемому, или же освежает в его памяти старые знания.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Социальное прогнозирование - область социологических исследований (перспективы социальных явлений и процессов) и вместе с тем часть междисциплинарного комплекса исследований будущего. Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

 



2020-03-17 465 Обсуждений (0)
Методы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)