Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональная компетентность социального работника



2020-03-17 792 Обсуждений (0)
Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональная компетентность социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поскольку общение является профессиональной обязанностью специалиста и носит вынужденный характер, достижение такого уровня требует использования целого комплекса знаний, навыков и умений. Они касаются:

· организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения);

·   ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения);

·   и эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения).

Специалисту по социальной работе прежде всего необходимы знания относительно объекта деятельности - тех общественных отношений, в которые включены клиенты, попавшие в трудную социальную ситуацию. Эти знания относятся преимущественно к области психологии, юриспруденции, социологии. Кроме этого профессиональная подготовка предполагает освоение конкретных методов и технологий социальной работы, то есть специфических способов профессиональной деятельности.

Профессионально-психологическая подготовленность включает в себя:

· профессионально психологические знания конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью социального и необходимые для преодоления психологических трудностей;

·   профессионально-психологические навыки и умения аналитико-психологические, тактико-психологические, технико-психологические;

·   профессионально развитые познавательные и волевые качества, профессионально психологическую устойчивость - подготовленность к действиям в сложных условиях, без снижения эффективности.

Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется, с одной стороны, через знания, умения, навыки, получаемые в вузе, а с другой стороны, через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Личностная составляющая профессиональной компетентности в формировании специалиста так же важна, как знания и навыки

Под профессиональной компетентностью специалиста социальной работы понимается интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. В данном определении исследователь встраивает в структуру профессиональной компетентности элементы «сформированная профессиональная позиция» и « профессиональная ». «Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть ученым или образованным; компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Компетенция - это то, что порождает умение, действие».

20.
Профессиональные обязанности, функции и роли специалиста по социальной работе

Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные обязанности:

1. Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

. Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание.

. Сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных про­грамм реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением.

. Осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной за­щиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.).

. Осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними.

. Проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав).

. Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов.

Основные цели и функции социального педагога:

· формирование самостоятельно действующей, нравственной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, гармонизацию отношений в сферах взаимодействия: человек-человек, человек-природа, человек-семья, человек-общество, человек-здоровье, человек-труд, человек-нравственность;

·   осуществление воспитательно-образовательной помощи социальному становлению человека, поддержка социально незащищенной личности;

·   содействие в критических и экстремальных ситуациях развитию жизненных смыслов и отношений личности;

·   изучение особенностей микросоциума, условий жизни и определение их влияния на развитие, уровень воспитания и поведение клиентов;

·   выявление неформальных групп детей по месту жительства, учебы, их лидеров, работа по нацеливанию деятельности данных групп на социально-позитивную деятельность;

·   определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем клиентов, мер по реализации прав и свобод личности клиентов;

·   организация различных видов социально ценной деятельности клиентов, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и про­грамм;

·   установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

·   проведение среди населения работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи и т.п.;

·   содействие созданию обстановки психологического ком­форта и безопасности личности воспитанников приютов, забота об охране их жизни, здоровья;

·   совместно со специалистами по социальной работе осуществление деятельности по трудоустройству, патронажу, обеспечению социальных гарантий, использованию сберегательных вкладов, ценных бумаг воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·   взаимодействие с другими специалистами, заинтересованными организациями в решении проблем клиента.

Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.

· «Определитель клиента» - находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы;

·   брокер - социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы;

·   посредник (буфер) - социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия;

·   адвокат (защитник) - социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;

·   оцениватель - социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей;

·   мобилизатор - социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем;

·   учитель - социальный работник передает информацию, знания.

·   корректор поведения - социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы;

·   консультант - помогает решить клиенту проблемы;

·   проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности;

·   менеджер информации - социальный работник собирает информацию об окружающей среде;

·   администратор - социальный работник, управляющий социальной службой;

·   практик - конкретная помощь социального работника на местах.

 



2020-03-17 792 Обсуждений (0)
Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональная компетентность социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональная компетентность социального работника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)