Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы развития познавательного интереса на уроках информатики



2020-03-17 166 Обсуждений (0)
Элементы развития познавательного интереса на уроках информатики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог добьется успехов в обучении информатики, если будет знать этапы возрастного развития, видеть внутренний мир учащихся, понимать их отношения, взгляды, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма.

Необходимо учитывать все эти критерии. Например, при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности (здесь необходимо учитывать возрастные физиологические показатели). К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в младшие классы общеобразовательных школ. Хотя настораживает тот факт, что часто решение о введении данного предмета в школьный план начальных классов обуславливается лишь наличием учебного компьютерного класса. Целью курса информатики при данном подходе является обучение детей работе на компьютере, используя его в качестве тренажера или демонстратора. Однако информатика- это наука о способах получения, накопления, обработки, передачи и представления информации и не сводится лишь к овладению навыками работы на компьютере в пользовательском режиме. Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Казалось бы, почему нельзя обучить работе с информацией на имеющихся в школьном курсе предметах, почему необходим новый курс? Что он должен внести нового в учебный процесс и каково его содержание? Многие педагоги и психологи считают, что практически каждый учитель учит основам преподаваемой им дисциплины, а не мышлению, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему. Такой предмет необходимо начинать изучать как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно. В связи с этим имеется много сторонников изучения информатики в младших классах. При этом цель курса - научить ребенка работать с информацией и, в частности, развить алгоритмическое мышление. В настоящее время разработаны и выпущены такие пособия по информатике для младших школьников, как: “Алгоритмика” (Звонкин А. К. и др.), “ Информатика в младших классах Машина Поста” (Мылов И. В., Духлянова В. Л.), “Информатика для малышей” (Дубинина В. В.) и др. Большинство из этих авторов придерживаются позиции, что занятия по формированию навыков алгоритмического мышления принесут ученикам большую пользу вне зависимости от того, используется при этом компьютер или нет. Хотя авторы и не отказываются от применения вычислительной техники в процессе обучения и тем более на уроках информатики, но рассматривают компьютер и программы не как цель, а как средство обучения.

В некоторых регионах информатика преподается и в детских дошкольных учреждениях. Изучение любого предмета тесно связано с возрастом обучаемого. Возрастом регулируется не только набор тем и их содержание, но и методики и стили изложения материала. Задачи педагогики и методики усложняются в связи с созданием новых образовательных учреждений, таких как “детский сад - колледж”, “детский сад - школа”, “детский сад - школа - вуз”. В этих учреждениях организуется единый образовательный процесс, начиная с четырех летнего возраста. На учебных занятиях дети знакомятся с первоначальными математическими, лингвистическими, информационными и другими понятиями. Для этого создаются специальные учебные пособия. В этих условиях формируется и развивается интеллектуальная, волевая, эмоциональная готовность ребенка к систематической учебной деятельности.

Информатизация нашего общества упирается не только в технические проблемы (оснащение оборудованием и программами), но и в проблему воспитания грамотных педагогов. В большинстве школ в настоящее время занятия по информатике в начальных классах ведут в основном учителя информатики, которые владеют своим предметом, но не имеют специальной подготовки для работы с детьми младшего школьного возраста, не владеют методикой работы с ними. Как правило, эти педагоги не учитывают психические особенности учащихся начальной школы, поэтому возникает много проблем и в организации занятий, и в усвоении детьми материала. Хотя по своей сути предмет должен выполнять интегрирующую функцию, учителям информатики трудно найти связи нового предмета с базовым курсом начальной школы и различными методиками обучения

Однако задача обучения навыкам пользования компьютером - это не задача информатики как науки, это задача обучения полученным жизненным навыкам, которую, возможно, следует решать либо на уроках “Технологии“, либо подчиняясь стереотипам на уроках “Информатики“ выделяя для этого часть времени. Однако в процессе изучения информатики, как науки (особенно в начальной школе) компьютер необходим не более чем на уроках математики или русского языка.

Основная цель курса - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий - может быть рассмотрена более подробно как совокупность конкретизированных целей:

а) развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с информационными технологиями:

- применение формальной логики при решении задач (построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если - то”, ”и”, ”или”, ”не” и их комбинаций “если ... и..., то...”);

- алгоритмический подход к решению задач (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; пример такого рода - известная задача про волка, козу и капусту);

- системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы - “как вы думаете, что будет, если...”);

- объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает, можно с ним делать“);

б) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой (прежде всего в математике), с которым на сегодняшний день школа недостаточно знакомит или не знакомит вовсе; в начальной школе речь идет о знакомстве с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и др.; несмотря на ознакомительный подход к данным дисциплинам, по каждой из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;

в) формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Информатика, как и любой другой предмет требует применять личностно-ориентрованный и дифференцированный подходы. В классе (группе) встретятся учащиеся как одаренные, так и плохо воспринимающие материал. Кроме вышеперечисленных проблем каждый человек имеет разного типа мышление. Некоторые имеют образно-логическое восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Поэтому объяснение материала должно быть рассчитано и на такие группы людей. Изложение материала должно ориентироваться на все перечисленные группы, то есть должно быть как четким математическим, так и снабженным различными жизненными примерами. С какого из способов начать объяснение нового материала будет зависеть от темы, класса и личного желания учителя.

Предмет информатика по своей специфике выделяет еще 3 группы учащихся, на которых следует обращать внимание на уроках. Это группы, связанные с восприятием техники:

- нажимают сразу на все клавиши;

- боятся нажать клавиши;

- нормально воспринимают.

Учащиеся с замедленной и ускоренной реакцией на ПК требуют особого внимания на уроке. Они затратят больше времени на выполнение задания, чем нормально реагирующие ученики. Одна группа будет долго думать и переспрашивать, какую клавишу нажать, другая приблизительно столько же времени будет исправлять последствие нажатия лишних клавиш.

При первом знакомстве с предметом информатики учитель должен заинтересовать учащихся, включить всю группу в работу. Из этого не следует, что на первом уроке необходимо запускать игровые программы или разрешить использовать программные возможности ПК по своему усмотрению. Одним из примеров "как привлечь и заинтересовать на уроках информатики" может служить иллюстрация практического применения возможностей ПК, например, графические программы, построение графика функции из курса алгебры, распечатка картинок, расписания уроков, визитки и т.п.

 



2020-03-17 166 Обсуждений (0)
Элементы развития познавательного интереса на уроках информатики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы развития познавательного интереса на уроках информатики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)