Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ кадровой обеспеченности и основных показателей работы ЛПУ по профессиональной деятельности с использованием информационных технологий



2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Анализ кадровой обеспеченности и основных показателей работы ЛПУ по профессиональной деятельности с использованием информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




информационный медицина профессиональный

По состоянию на 1.01.2014 г. в МУ ЛГБСМП им. В.В. Макущенко осуществляли профессиональную деятельность 59 врачей (в том числе 10 совместителей), в том числе организаторы здравоохранения - 3 (5,1%), терапевты - 6 (10,2%), хирурги - 11 (18,7%), анестезиологи-реаниматологи - 8 (13,6%), травматологи-ортопеды - 5 (8,5%), урологи - 7 (11,9%), эндоскописты - 3 (5,1%), акушеры-гинекологи - 7 (11,7%), рентгенологи - 2 (3,4%) ультрозвуковой диагностики - 2 (3,4%), клинической лабораторной диагностики -4 (6,8%), эпидемиологи - 1 (1,6%).

Распределение по возрасту имеет следующий вид: 16,35% составляют лица в возрасте до 30 лет; 30,6% - в возрасте от 30 до 40 лет; 36,7% - в возрасте от 41 до 55 лет; 16,35% - старше 55 лет.

Анализ распределения врачей по стажу показал, что имеют стаж работы до 5 лет - 26,5%; от 5 до 10 лет - 16,3%; от 10 до 15 лет - 20,4%; 15 лет и выше - 36,7%.

Число средних медицинских работников - 139 человек, в том числе - организаторы сестринского дела - 1 (0,7%), сестринское дело - 76 (54,8%), операционное дело - 18 (13,0%), анестезиология и реаниматология - 20 (14,5%), функциональная диагностика - 3 (2,1%), физиотерапия - 1 (0,7%), медицинский массаж - 2 (1,4%), диетология - 2 (1,4%), рентгенлаборанты - 4 (2,8%), лаборанты, фельдшеры - лаборанты, медицинские лабораторные техники - 11 (7,9%), медицинские статистики - 1 (0,7%).

Распределение по возрасту имеет следующий вид: доля сотрудников в возрасте до 30 лет составила 16,32%; от 30 до 40 лет - 30,6%; от 41 до 55 лет - 36,7%; старше 55 лет - 16,32%.

Имеют стаж работы: до 5 лет - 20,1% средних медицинских работников; от 5 до 10 лет - 23%; от 10 до 15 лет - 15%; от 15 и выше - 36,0%.

Далее рассмотрим компетенции, которыми должен обладать медицинский работник при включении ЛПУ в единое информационное пространство. (Под профессиональной компетенцией автор понимает способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности). Информационная компетенция - это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Владение компетенциями можно подразделить на четыре уровня:

. Ознакомительный, предусматривает знакомство с основным кругом вопросов в данной компетенции, выполнение деятельности, не требующей глубокого понимания проблем, в основном, по образцу, с готовыми инструкциями, фактически не предусматривающей принятия самостоятельных решений;

Базовый, предполагает широкое использование знаний в данной компетенции на практике, в основном, в стандартных ситуациях, в соответствии с существующими регламентами, предусматривает ответственность исполнителя за свои действия, ограниченную самостоятельность в принятии решений;

Углубленный, предполагает деятельность, связанную с решением проблем в нестандартных ситуациях, контролем и коррекцией действий подчиненных, предусматривает ответственность за действия группы исполнителей, достаточную самостоятельность в принятии решений;

Креативный, предполагает деятельность в области методологии и разработки общих принципов данной компетенции, принятие принципиальных решений, влияющих в целом на деятельность организации, управление коллективом исполнителей, предусматривает ответственность за действия коллектива, высокую самостоятельность в принятии решений.

Для среднего медицинского персонала будет достаточно овладение компетенциями на первом базовом уровне. Врачи должны владеть информационной компетенцией на втором уровне. Заведующие отделениями, организаторы здравоохранения отнесем к третьему и четвертому уровню владения компетенцией.

При оценке общей профессиональной компетенции медицинского работника целесообразно включить пункт «Владение компьютерными технологиями»:

не владеет компьютерными технологиями;

владеет слабо, постоянно нуждается в посторонней помощи, требуется значительное улучшение навыков работы на ПК;

владеет имеющимися средствами и компьютерными технологиями, иногда нуждается в посторонней помощи, требуется улучшение навыков;

владеет имеющимися средствами и компьютерными технологиями в пределах выполняемых функций и своих должностных обязанностей;

в совершенстве владеет компьютерными технологиями в пределах выполняемых функций и своих должностных обязанностей. Хорошо разбирается в компьютерных технологиях офисных программ. Знает основы методы безопасной работы на ПК;

в совершенстве владеет компьютерными технологиями и постоянно

работает над повышением уровня компьютерной грамотности и освоением передовых методов работы на ПК. Имеет широкий кругозор, консультирует коллег по любым вопросам, связанным с компьютерными технологиями.

Проведенный опрос сотрудников муниципальных ЛПУ г. Новороссийска показал, что основной трудностью при освоении программного обеспечения является отсутствие какого-либо специального образования в сфере информационных технологий. Более того, 26,7% опрошенного персонала не знакомы с существующим программным обеспечением системы здравоохранения, а свой уровень владения информационными технологиями оценивают как средний или даже низкий. При этом владение необходимыми навыками для работы с программным обеспечением оказалось на минимальном уровне, причем со специальным медицинским программным обеспечением знакомы (и владеют им) лишь 27,3% опрошенных.

У 70% опрошенных рабочее место не автоматизировано. Тем не менее, необходимость использования профессиональных программных средств в работе отметили 46% респондентов.

Таким образом, освоение новых информационных технологий будет тормозиться как отсутствием специальных знаний в данной области, так и субъективными оценками персоналом данной ситуации.

Всего было опрошено: 24 врача (88%) женщин и 12% мужчин) и 56 средних медицинских работников (99% женщин и 1% мужчин). Общий медицинский стаж в среднем составил более 21 года.

Средний возраст анкетируемых - 46 лет.

При ответе на вопрос о наиболее значимых проблемах профессиональной деятельности 72% врачей и 63% медицинских сестер отметили необходимость уменьшения или сокращения учетно-отчетной документации.

Умение работать на компьютере подтвердили 44% врачей и 35% среднего медицинского персонала.

В своей профессиональной деятельности персональные компьютеры используют лишь 29% врачей и 19% среднего медицинского персонала. При этом 23% врачей используют компьютер для получения информации о больном, для целей диагностики и лечения, 23% используют ПК только в отделении функциональной диагностики.

Половина опрошенных используют компью тер только для получения статистической информации. По собственной оценке, 80% опрошенных врачей и 84% медицинских сестер относят себя к начинающим пользователям. Интернет в профессиональной деятельности регулярно используют лишь 15% врачей и 4% медицинских сестер. Адрес электронной почты имеют 18% врачей и 6% медицинских сестер. Интерес к освоению компьютера выразили 88% врачей и 79% медицинских сестер.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что на данный момент уровень интеграции информационных технологий и Интернета в профессиональную деятельность медицинских работников остается невысоким.

Одной из причин низкой заинтересованности в освоении информационных технологий медицинскими работниками является низкая готовность к осуществлению профессиональной деятельности с использованием новых технологий. Для определения готовности персонала к распространению информационных технологий было проведено соответствующее исследование.

В целом, можно говорить о том, что переход на новое программное обеспечение должен повысить эффективности деятельности и облегчить труд медицинского персонала, что вполне осознается ими и приветствуется. С другой стороны, при всей общей полезности регулярное пользование интернетом не представляется респондентам необходимым непосредственно в их профессиональной деятельности, хотя отторжения и не вызывает. Возможная формализация деятельности также может быть встречена как вполне позитивное нововведение, снижающее количество личных контактов в системе сотрудник-пациент и, вероятно, в системе сотрудник-сотрудник.

Следующим шагом стало определение поведенческих особенностей респондентов, позволяющих более полно спрогнозировать готовность респондентов к освоению новых информационных технологий и в дальнейшем составить программу их адаптации непосредственно в процессе освоения.

Гак важным нам представилось определение уровня воспринимаемого контроля. С этой целью была использована методика «Локус контроля Дж. Роттера». Анализ сырых баллов показал преобладание в женской подгруппе экстернального локуса над интернальным и преобладание интернального локуса контроля над экстернальным в мужской (табл. 2).

 

Таблица 2. Усредненные баллы показателей экстернальности / интернальности, полученные по выборке в целом

Выборка подгруппы

Показатель локуса контроля

  интернальность экстернальность
Женская 48,6 51,2
Мужская 54,8 45,0

 

В мужской подгруппе демонстрируется тенденция преобладания интернального локуса контроля над экстернальным. Интерналы, в отличие от индивидов с выраженной экстернальностью, имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. Их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в женской группе преимущественно преобладает экстернальный локус контроля, что говорит о довольно ярко выраженном внешне направленном защитном поведении. Индивиды с экстернальным локусом контроля в качестве атрибуции ситуации предпочитают иметь шанс на успех, любая ситуация для них желательная как внешне стимулируемая. Особым образом следует отметить тот факт, что в случаях успеха происходит стимуляция способностей.

Согласно теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера, интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. В целом, данные положения согласуются с бытующими в обществе тендерными стереотипами и реальной ситуацией в данной выборке. Респонден ты, составившие мужскую подгруппу, занимают должность врачей, в то время как респонденты женской подгруппы - в большинстве своем медсестры, т.е. младший медицинский персонал. Полученные результаты позволяют подтвердить справедливость суждений Дж. Роттера, поскольку соотношение интернальность / экстернальность - более высокое социальное положение менее высокое социальное положение имеет место быть и наглядно демонстрируется.

Стоит отметить, что, согласно теории Роттера, локус контроля будет проявляться одинаково и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи. Тем более важным и актуальным считается его определение и анализ поведенческих аспектов респондентов с позиции локуса контроля. Другими словами, локус контроля представляет собой интегральную личностную характеристику, что и определяет ее важность, в частности, при прогнозировании поведения в ситуации освоения новых информационных технологий.

Исследование типа поведенческой активности с помощью методики «Тип поведенческой активности» (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк) позволило дополнить и несколько расширить уже сложившееся представление относительно поведенческой сферы респондентов.

Анализ сырых баллов позволил выявить существующие в экспериментальных подгруппах типы личностной поведенческой активности. Полученные результаты представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Распределение выявленных типов поведенческой активности по подгруппам

Тип поведенческой активности

Подгруппа

  женская мужская
А1 - 0,20
АБ 0,75 0,40
Б1 0,25 0,40

 

Выявленные типы, как видно из табл. 3, распределены в обеих группах неравномерно, и для того чтобы представить полную картину распределения типов поведенческой активности целесообразно выделенным подгруппам, было выявлено процентное соотношение каждого из обнаруженных типов в каждой из групп.

Согласно полученным результатам, в женской группе преобладает промежуточный, переходный тип поведенческой активности (АБ). В мужской же распределение оказалось более плавным и равномерным и одновременно несколько неоднозначным. Сосуществующими типами личностной активности в мужской группе оказались так же переходный тип (АБ) и, вместе с ним, прослеживается тенденция к выраженной поведенческой активности типа Б (условно обозначенная как Б1). Вместе с тем, в женской группе проявляется также активность типа Б1, в то время как А1 отсутствует совершенно, но довольно яркую выраженность приобретает в мужской группе.

Таким образом, можно говорить о том, что для женской группы характерно стремление сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом. Респонденты, составившие данную группу, не показывают явной склонности к доминированию, но, под влиянием ситуации, могут выполнять роль лидера, хотя и неохотно.

Предпочтительнее роль ведомых, требующая меньшей сосредоточенности и меньшей доли ответственности. Также в данной группе проявляется некоторая рациональность, но, скорее всего, проявляется также ситуативно, под воздействием определенного рода факторов, как правило - внешних. В мужской же группе, помимо уже указанных «женских» (относительно данной выборки) качеств, проявляется также и повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени отдыха в данном случае компенсируется некоторой расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения.

Как одни из основных и важных качеств выделяются стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым и постоянное стремление улучшить результаты выполненной работы. Респонденты данной группы проявляют некоторую чувствительность к похвале и критике, имеет место неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях.

Анализ информационного потенциала муниципальной системы здравоохранения, оценка эффективности использования информационного обеспечения при решении задач повышения качества медицинского обслуживания населения позволяют сделать вывод о необходимости разработки и реализации ряда мероприятий, позволяющих на основе использования информационных технологий повысить качество медицинского обслуживания населения. Анализ готовности медицинского персонала к осуществлению профессиональной деятельности с использованием новых технологий позволил сделать вывод о необходимости проведения адаптационных мероприятий и корректировки обучающих программ, программ повышения квалификации.




2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Анализ кадровой обеспеченности и основных показателей работы ЛПУ по профессиональной деятельности с использованием информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ кадровой обеспеченности и основных показателей работы ЛПУ по профессиональной деятельности с использованием информационных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)