Инновационные обучающие технологии в медицине
Оценка эффективности обучения медицинских работников информационным технологиям
Введение Актуальность. Одной из основных задач функционирования системы здравоохранения в развитом обществе является увеличение продолжительности активной жизни. Современные требования к системе здравоохранения не могут быть удовлетворены без информатизации системы здравоохранения на всех уровнях управления. Современные требования к системе здравоохранения не могут быть удовлетворены без информатизации системы здравоохранения на всех уровнях управления. Г. Новороссийск - развитый промышленный город. Уровень доходов населения обуславливает увеличение требований к качеству. оказываемой медицинской помощи. Статистика медико-демографических показателей и условий оказания медицинской помощи показали, что заболеваемость населения в г. Новороссийске выше, чем в среднем по Российской Федерации, наблюдаются тенденции сокращения врачебных кадров и увеличения нагрузки на службы экстренной медицинской помощи. Указанный факт обуславливает необходимость снижения непроизводительной доли труда медицинского работника на основе внедрения информационных технологий. Степень разработанности в отечественной литературе. Проблемы развития кадрового потенциала системы здравоохранения представлены в работах И.В. Ухватова (2008), Ш.М. Вахитова (2008). Вопросы создания единого информационного пространства в системе здравоохранения рассматриваются в работах Н.Г. Гончарова (2006), Я.И. Гулиева (2006), Ю.В. Гуляева (2006), Ю.М. Кавинской (2006), A.A. Каменщикова (2006), А.Я. Олейникова (2006), М.И. Хаткевич (2006). Информационные технологии в управлении системой здравоохранения представлены в работах А.И. Вялкова (2006), В.И. Стародубова (2008). Цель исследования - оценка и разработка технологий совершенствования процесса медицинского обслуживания населения на основе использования информационных технологий. Обьект исследования: медицинский персонал. Предмет исследования: эффективность обучения информационных тенологий медицинских работников процесса медицинского обслуживания населения. Задачи исследования: 1. Рассмотреть инновационные обучающие технологии в медицине . Изучить теоретические подходы к формированию готовности осуществления профессиональной деятельности с использованием информационных технологий с целью повышения качества медицинского обслуживания. . Изучить готовность осуществления профессиональной деятельности с использованием информационных технологий с целью повышения качества медицинского обслуживания . Провести анализ кадровой обеспеченности и основных показателей работы ЛПУ по профессиональной деятельности с использованием информационных технологий . Изучить готовность работников отдельного муниципального ЛПУ к информатизации профессиональной деятельности. . Провести социологическое исследование мнения населения относительно использования информационных технологий в медицинском обслуживании. . Определить пути повышения качества медицинского обслуживания, основанных на использовании информационных технологий. Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы: аналитический, методы психологического анализа, социологические методы (анкетирование, опрос). Современные аспекты внедрения информационных технологий в системе образования медицинских работников Инновационные обучающие технологии в медицине информационный медицина профессиональный Уровень информатизации системы здравоохранения является одной из основных составляющих информационного развития территории. Модель здравоохранения, сформировавшуюся в Российской Федерации в 90-е годы, многие характеризуют как «неустойчивую, несбалансированную переходную модель» [33, 65]. Отсутствие единой концепции развития системы здравоохранения привело к неупорядоченному, стохастическому развитию ЛПУ. Большинство руководителей приходят к выводу о необходимости управляемого развития, то есть стабилизация и развитие становятся современной парадигмой деятельности медицинской организации [26, 103]. Развитие ЛПУ, в том числе муниципальных, в Российской Федерации должно соответствовать общемировым тенденциям. Основными вопросами, которые в настоящее время обсуждаются в качестве путей развития здравоохранения в мире, являются: 1. Политика здравоохранения; 2. Внедрение информационных систем в здравоохранении электронные истории болезни, электронные индивидуальные карты пациентов; 3. Методы эффективного управления хроническими заболеваниями и система непрерывного образования врачей; 4. Повышение качества медицинской помощи и методы оплаты за медицинскую помощь в привязке к результатам труда; 5. Роль пациента в процессе оказания медицинской помощи. Ответственность населения за свое здоровье и медико-санитарное просвещение населения. Участие пациента в оплате за медицинскую помощь (соплатежи) [19]. Таким образом, внедрение информационных систем в здравоохранение является одним из ключевых факторов его развития не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Неизбежность внедрения информационных технологий в систему здравоохранения - факт. Основными направлениями являются: электронная история болезни, индивидуальные карты пациентов, отдаленный доступ к пациенту через системы электронного мониторинга, электронные системы выписки рецептов, обязательное внедрение электронных систем поддержки принятия решения и электронные библиотеки как для медицинских работников, так и для пациентов. Руководители всех служб системы здравоохранения отмечают, что информатизация здравоохранения должна быть политически поддержана. Основными проблемами при внедрении являются: высокая стоимость и необходимость изменения стиля работы врачей и медицинского персонала. В настоящее время многие развитые страны ведут работу по созданию единого информационного пространства. В Европе (в рамках Европейского Союза) реализуется программа E-health, первоочередными задачами реализации которой являются стандартизация, обеспечение страхового покрытия независимо от нахождения, обработка медицинской информации о пациенте с использованием информационных технологий (иногда для описания последней задачи используется термин - телемедицина, но он не отражает в полной мере сущности указанных процессов). В США приоритетными направлениями работ в настоящий период объявлены: электронный паспорт здоровья (EHR), национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения, региональные центры медицинской информации (RHIOs), электронный обмен медицинскими данными. Данные направления реализуются в рамках комплексной программы создания сегмента информационной системы в сфере здравоохранения в рамках Электронного Правительства. Среднегодовой объем финансирования до 2009 года составлял около 1 млрд. руб. В 2010-2014 гг. планируется ежегодное финансирование в объеме 10 млрд. долл. США. Подобные работы ведутся в Канаде, во всех странах Евросоюза и других. В Канаде приоритетными направлениями являются: электронный паспорт здоровья, развитие ИКТ-инфраструктуры, создание ИТ-инфраструктуры, объединяющей клиники, госпитали, лаборатории, аптеки и другие медицинские учреждения, создание единых реестров, справочников и классификаторов, телемедицина. Среднегодовой объем финансирования составляет около 400 млн. канадских долларов. Проект планируется завершить в 2016 году. В Евросоюзе основными направлениями являются: электронный паспорт здоровья, персонификация медицинских услуг, развитие ИКТ инфраструктуры, в т.ч. создание региональных центров медицинской информации, организация электронного обмена медицинскими данными, телемедицина. Ежегодный объем финансирования - около 300 млн евро (без учета национальных программ стран Евросоюза). Эффективность реализации программ информатизации здравоохранения научно обоснована. В Германии было определено, что введение системы электронного здравоохранения позволит осуществить экономию порядка 30% от всех затрат. Таким образом, внедрение информационных систем в здравоохранение является одним из ключевых факторов его развития не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Неизбежность внедрения информационных технологий в систему здравоохранения - факт. В рамках декларированной Д.А. Медведевым государственной политики, направленной на сохранение человеческого капитала, внедрение информационных технологий (далее ИТ) в здравоохранение несомненно может дать гораздо больший эффект, чем меры по экономии расходов по различным статьям. Методы управления развитием информационных технологий в объектах здравоохранения зависят от форм организации и направлений их деятельности и могут быть классифицированы по следующим признакам: 1) методы администрирования (взаимоотношения с государственными структурами, появление частного сектора, социально-правовые аспекты); 2) управление и формирование ресурсного потенциала; 3) научная и инновационная деятельность учреждения; 4) интеграция на местном, региональном и других уровнях (межведомственные объединения, объединение всех ступеней процесса медицинского обслуживания, интегрирование в мировую систему здравоохранения); 5) престижность полученного медицинского обслуживания и профилактика заболеваний (элитарность, качество, научная и квалификационная деятельность врачебного корпуса); 6) формирование научно-лечебных объединений. Основные аспекты планируемых изменений отражены в Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года и региональных программах информатизации систем здравоохранения, исходя из определенных на настоящий момент проблем. Современные проблемы информатизации системы здравоохранения Российской Федерации можно определить следующим образом: разработанные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач; - вследствие отсутствия до настоящего времени единых стандартов информатизации затруднено формирование единого информационного пространства; - уровень оснащения системы здравоохранения, даже в пределах одного региона, крайне неоднороден и, в основном, ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест; - в большинстве случаев установленными медицинскими программами являются пакеты, позволяющие вести и создавать статистические отчеты, то есть работающие на внешнего пользователя (в том числе для системы обязательного медицинского страхования). Отдельные ученые выделяют и скрытые, редко упоминающиеся проблемы, которые также влияют на эффективность процесса информатизации [18]. К ним можно отнести следующие: 1. Опасение потери работы или снижения ее оплаты вследствие автоматизации отдельных процессов; 2. Потеря интереса к компьютеризации управленческого персонала вследствие неоправданных ожиданий информатизация процессов - высокого экономического эффекта; 3. Реальная стоимость компьютерных систем оказывается выше планируемой; 4. Высокие расходы на лицензии (нематериальные активы); 5. Имитация активной деятельности (вследствие легкости генерации и печати компьютерных документов); 6. Успех компьютеризации в большинстве случаев определяется «локальными» интересами и способностями руководителя подразделения, в котором внедряется медицинская информационная система (далее МИС); 7. Компьютеризация является мультипликатором качества управления в организации: при эффективном управлении, оно улучшается и наоборот; 8. Поддержка процессов информатизации прямо зависит от компьютерной грамотности управленцев; 9. Доступ к определенной информации (о заказах, стоимости закупок и т.п.) является общественным; 10. Снижение возможности манипулирования данными; 11. Использование информационных компьютерных технологий (далее ИКТ) снижает коррупционную емкость решений. Ресурсное обеспечение (финансовое) информатизации системы здравоохранения отражено в Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года Так как информатизация здравоохранения - производный элемент от реализации общенациональной концепции информатизации, то можно отметить, что в целом фундаментальные технические основы уже созданы - созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры, развиваются компании, производящие информационные продукты. В отдельных субъектах Российской Федерации созданы медицинские информационно-аналитические медицинские центры, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. К моменту разработки и широкого внедрения программ информатизации в Российской Федерации сложилась следующая ситуация. Среднее количество персональных компьютеров в медицинском учреждении составляет 37 единиц. 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов. В целом решен вопрос с оснащенностью органов государственной власти средствами вычислительной техники. Степень готовности государственных и муниципальных медицинских учреждений к широкому использованию ИКТ в рамках различных форм учета оценивается как высокая. Имеющиеся отечественные разработки и доступность информации о зарубежном опыте могут позволить осуществить решительный прорыв на качественно новый уровень использования ИКТ в управлении здравоохранением и оказании медицинской помощи. Несмотря на это, результаты обследования, проведенного по заданию Минздравсоцразвития России, показывают, что большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса и осуществления функций управления здравоохранением используется менее 20% компьютерного парка. Сегодня в среднем по России на 10,6 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер. При этом лишь 7,7% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины. Вопреки относительной обеспеченности органов и организаций системы здравоохранения компьютерной техникой, используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи. Отмечается низкий уровень нормативного и методического обеспечения процесса информатизации здравоохранения. В области управления здравоохранением наиболее значимыми являются следующие проблемы информационного обеспечения: - планирование обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества; - контроль за эффективностью расходования бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения; - оптимизация распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли; - своевременное принятие эффективных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения. В области непосредственного оказания медицинской помощи наиболее существенными являются проблемы информационного обеспечения: профилактики и раннего диагностирования заболеваний, своевременного оказания медицинской помощи пациентам различных групп риска, лицам с социально значимыми заболеваниями, работникам особо вредных и опасных условий труда, а также лицам, лечение которых организовано с использованием стационар-замещающих технологий; - максимально эффективного использования имеющихся ресурсов в здравоохранении, включая высокотехнологическое медицинское оборудование, дорогостоящие лекарственные средства, донорские материалы и препараты на их основе; - поддержки принятия врачебных решений, в том числе за счет предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента, внедрения автоматизированных процедур проверки соответствия выбранного лечения стандартам оказания медицинской помощи, проверки соответствия назначенных лекарственных средств имеющимся противопоказаниям и на предмет возможных взаимодействий лекарственных средств, а также на основе экспертных систем и имеющихся прецедентных данных; получения врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций; - качественного образования, непрерывного обучения, проведения эффективных научных исследований, а также активного профессионального взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов. Вопросы регулирования информационных отношений, в том числе в системе здравоохранения, в последние годы все чаще становятся предметом официальных программных документов, описывающих основы государственной политики. Это Доктрина информационной безопасности, Концепция национальной безопасности, программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004, 2003-2005, 2006-2008 гг.). В 2006-2008 гг. принят ряд документов - Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 17.07.2006 №1024-р), Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212), Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства от 06.05.2008 №632-р). [4] Помимо вышеуказанных документов в нормативно-правовую основу составляют следующие законодательные акты: - Федеральный Закон №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»; - Федеральный Закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; - Распоряжение Правительства РФ №51 б-р от 24.04.2007 «О концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами»; - Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (утверждена приказом министерства здравоохранения Российской Федерации и РАМН от 27.08.2001 №344/76); - Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации (одобрена Правительством РФ - распоряжение №748-р от 09.06.2005); - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения». Введен в действие с 1.07.2007. [2] Определение стратегий развития информатизации системы здравоохранения региона (в которые включены и муниципальные образования) отражены в Концепциях информатизации регионов. Рассмотрим сравнительно их отдельные параметры. Анализ представленных Концепций показывает их разнонаправленность не только в механизмах реализации, но и в самих целях, задачах, ожидаемых результатах. При данной региональной политике в области информатизации систем здравоохранения создание единого информационного пространства представляется достаточно проблематичным. Решение проблемы возможно при формировании Концепций и соответствующих мероприятий в рамках единой Концепции информатизации системы здравоохранения Российской Федерации. Решение проблем бессистемности процессов информатизации здравоохранения предполагается решать в контексте» частных компонентов общей Концепции. Так, к примеру, целями создания единой информационной системы являются: управление качеством в сфере организации охраны здоровья граждан, обеспечение открытости системы здравоохранения. Создание условий для обеспечения единых требований к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также для непрерывного повышения качества этой деятельности включает в себя следующие составляющие: - информационную систему, обеспечивающую учет деятельности в сфере охраны здоровья, в том числе персонифицированный учет оказываемых услуг; - систему оценки деятельности работников, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья; - систему контроля качества услуг в сфере охраны здоровья. Открытость информационной системы подразумевает повышение уровня информированности населения в вопросах: ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, качества обслуживания организаций по вопросам осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами. Общая архитектура Системы включает следующие сегменты: сегмент прикладных систем участников системы здравоохранения; сегмент единого информационного пространства, включающий общесистемные компоненты вычислительной, телекоммуникационной и интеграционной инфраструктуры, базы данных и электронных документов, сервисы доступа и обработки данных; внешний сегмент, включающий информационные системы негосударственных организаций, а также частных лиц, предоставляющих гражданам и организациям информационные услуги и сервисы в области здравоохранения на безвозмездной или платной основе. Функционирование единой информационной системы будет осуществляться в инновационной среде, следовательно, высшей формой представления информации в разрабатываемой системе будут являться знания, которые, участвуя в процессе воспроизводства будут переходить на низший уровень и в совокупности с первичной информацией (данными) генерировать новые знания. Такой кругооборот информации будет отвечать требованиям инновационной системы, складывающейся в здравоохранении, и формировать механизм непрерывного совершенствования системы качества оказания медицинской помощи. [4, с. 45] С другой стороны, учитывая требования единого информационного пространства (далее ЕИП), генерация знаний и новых решений должна происходить централизованно. Таким образом, сбор информации, ее передача, хранение и анализ происходят на трех уровнях: нано, микро и макро. К нано-уровню можно отнести учреждения первичного звена, санаторно-курортные учреждения, стационары, банки донорских материалов и т.п. Микро-уровень - это региональный уровень (уровень субъекта Российской Федерации). К нему относятся региональные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере здравоохранения (территориальные ФОМС и т.п.), НИИ, медицинские образовательные учреждения. Как показывают примеры региональной организации системы здравоохранения, микро-уровень подразделяется на два уровня: непосредственно региональный уровень и муниципальный уровень. Часто крупные муниципальные образования, имеющие достаточно высокие уровень доходов бюджета, среднедушевые доходы населения, позволяющие развивать добровольное медицинское страхование и «платную медицину», образуют муниципальный подуровень в микро-уровне. Это может приводить к несогласованности в управляющих действиях относительно механизмов и мероприятий по включению ЛПУ региона в ЕИП. Макро-уровень - это федеральный уровень, представленный федеральными органами исполнительной власти, медицинскими вузами и НИИ, поставщиками лекарственных средств и т.п. «Пациент» является потребителем медицинской услуги, а исходя из современных условий развития стратегического менеджмента, в том числе в организации здравоохранения, принимает участие на всех этапах принятия решений. Между участниками информационной системы образуются информационные потоки, которые разделяются на уровни и представляются следующим образом. Целью формирования информационной системы является улучшение качества оказания медицинской помощи. Данный факт подразумевает контроль качества на всех этапах: внутренний аудит, ведомственный аудит и государственный аудит. [38, с. 95] Внутренний аудит - элемент саморегулирования в сфере охраны здоровья граждан в субъектах в сфере охраны здоровья и осуществляется органами медицинских учреждений и их сотрудниками в целях получения оперативной информации о качестве, эффективности и рациональности их деятельности, достоверности информации, соблюдения нормативно - правовых основ Российской Федерации в сфере здравоохранения. Ведомственный аудит - элемент саморегулирования в сфере охраны здоровья граждан в соответствующих субъектах. Осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части подведомственных им субъектов в сфере охраны здоровья, а также физическими и юридическими лицами в части субъектов в сфере охраны здоровья, учредителями которых они являются. Государственный аудит - предоставление права на медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также деятельность по производству медицинской техники; лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К сфере государственного аудита в области здравоохранения относится контроль за соблюдением требований к организации оказания услуг в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в рамках заявительного порядка получения права на медицинскую и фармацевтическую деятельность, деятельность по производству медицинских изделий, техническому обслуживанию медицинской техники. К функциям государственного аудита относятся, в том числе, контроль качества оказания услуг в сфере здравоохранения и социального развития, а также проверка осуществления внутреннего и ведомственного контроля. [77, с. 5] В результате реализации проекта создания информационной системы медицинский работник будет осуществлять свою деятельность в следующих условиях: - наличие электронной медицинской карты гражданина; обеспечение перемещения электронной медицинской карты за гражданином; - сервис электронной записи к врачу во всех субъектах РФ; - межрегиональные расчеты по ОМС; - единый полис ОМС; - обеспечение подтверждения объема и качества получения услуг медицинской помощи; - сплошное наблюдение в рамках сбора медицинской статистики. Предполагается, что с 2013 года отечественная система здравоохранения будет существенно модернизирована, что потребует мероприятий по включению всех ЛПУ в ЕИП и адаптации медицинских работников к новым условиям профессиональной деятельности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |