Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система информационного обеспечения в муниципальном здравоохранении



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Система информационного обеспечения в муниципальном здравоохранении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мониторинг информационной инфраструктуры системы здравоохранения муниципального образования - это непрерывные процессы оценки состояния технической составляющей, программного обеспечения и их использования в профессиональной деятельности. Обычно информационный потенциал оценивается интегрально по таким показателям как обеспеченность персонала компьютерами, тип персональных компьютеров, подключение к локальной вычислительной сети, подключение к глобальной сети (в том числе Интернет), наличие собственного сайта, тип используемого прикладного программного обеспечения и т.д. Также необходимо оценивать степень владения информационными технологиями персоналом медицинского учреждения.

Схема информационной взаимосвязи медицинского учреждения с внешними организациями достаточно сложная и многообразная. Требования к обеспечению эффективности взаимосвязи, временные ограничения определяют необходимость наличия специальных навыков у сотрудников медицинских учреждений.

Для взаимосвязи между элементами информационной инфраструктуры используются такие виды связи как модемная связь, доступ по технологиям xDSL, широкополосный доступ по выделенной линии (витая пара, оптоволокно и т.д.), радиоканал, спутниковый доступ, внешние электронные носители информации, другие виды.

Автоматизированные места в медицинских информационных системах можно сгруппировать следующим образом:

Регистратура;

Рабочее место врача;

Рабочее место специалиста по медицинской статистике;

Рабочее место оператора обязательного медицинского страхования;

Рабочее место старшей медсестры;

Рабочее место медсестры;

Рабочее место руководителя медицинского учреждения;

Бухгалтерия;

Кадровая служба;

Другое.

Исследуя состояние информационной инфраструктуры системы здравоохранения г. Липецка как муниципального образования по состоянию на 2010 год, были получены следующие результаты.

Непосредственно медицинский персонал, осуществляющий лечение, консультирование, прием больных активно ИКТ не пользуется и не имеет сформированного, удовлетворяющего современным требованиям к информационной инфраструктуре, технического и программного обеспечения и поддержки профессиональной деятельности. Следовательно, медицинский персонал не готов к включению ЛПУ муниципальной системы здравоохранения в единое информационное пространство.

Функции медицинского персонала, их компетенции при информатизации деятельности в муниципальном ЛПУ, анализ ИС и эффективности использования был проведен на основе данных документации ЛПУ.

В на базе муниципального лечебно-профилактического учреждения Городская поликлиника реализуется проект «Развитие первичной медицинской помощи в рамках Программы Европейского Союза». Одним из основных направлений проекта является информатизация процессов деятельности.

При проектировании информационно-интегрированной системы (ИИС) были выделены следующие основные задачи:

    Определение потока пациентов. Первичным структурным элементом, включенным в план автоматизации, является регистратура - служба, которая принимает на себя первичный поток пациентов и определяет их дальнейший маршрут диагностики и лечения;

    Автоматизация процессов деятельности отделений, обслуживающих непрерывный поток пациентов;

    Достижение оперативности учета финансовых потоков. Сокращение временного лага поступления информации о кэш-фло с 7-10 до 1 дня;

    Получение оперативного отчета о работе элементов системы для повышения эффективности процесса принятия управленческого решения.

Для решения задач были созданы следующие автоматизированные рабочие места (АРМ) (рис. 1).

В существующую региональную информационную систему (РИС), включающую АРМ «Кадры», АРМ «Физические лица», АРМ «Льгота», АРМ «Флюоротека», интегрированы модули информационной системы (ИС) ЛПУ АРМ «Регистратура», АРМ «Врач».

Программными продуктами, используемыми в информационной системе, являются следующие:

Поликлиника - 7ПК, Стационар - 7ПК, Платные услуги - 7ПК; АРМ Флюоротека, Льгота, Регистратура; \¥М11ЕО 1.0; ЭЭГ-2000;

Мицар-РЭО; КТ-4000; КТ-Яезик; КТ-Яевик 2;

Программный комплекс «Виртуальный рентгенологический кабинет»; Взаиморасчеты;

Выписка рецептов (Федеральная);

П2В-бюджет;

Взаиморасчеты;

ГОС-Закупки;

ММИ 1.7; МедСтат08;

Регистр сахарного диабета;

Спринтер; БанкКлиент;

Пенсионный фонд;

Доп. диспансеризация;

Форма-16;

Форма-57;

Форма 2ТП-отходы;

С: Регистратура+Выписка;

БД Льготники;

Стоматология.

Определено, что достоинствами интегрированной информационной системы является следующее:

возможность работы on-line (через Интернет) в территориально удаленных подразделениях по защищенному протоколу https;

встраиваемость в региональную информационную систему;

единые сервер и базы данных для всего региона;

модульность, наращиваемая функциональность;

регулярные обновления;

легкость внедрения, единое администрирование.

Итак, компонентами информационно-интегрированной системы являются следующие составляющие: врачи, рецепты, флюоротека, АСУ (автоматизированная система управления), регистратура, руководство, кадры, статистика. Все участники подсистемы являются участниками единого информационного пространства. Требования к компетенциям участников единого информационного пространства едины.

Необходимо отметить, что включение информационной составляющей в профессиональную деятельность участников системы здравоохранения должно отражаться в изменении квалификационных требований, должностных инструкций и, в общем, в стандартах осуществления процесса оказания медицинской помощи.

На рассматриваемом примере отразим трансформационные компоненты в организации процесса оказания медицинской помощи, предоставлении медицинских услуг. Ниже представлены задачи регистратуры, которые инициировались новыми требованиями к системе здравоохранения и могут быть решены с использованием ИКТ.

АРМ «Регистратура» позволила:

Автоматизировать процесс составления расписания приема врачей поликлиники, записи на прием по сетке составленного расписания, записи вне сетки расписания дополнительных пациентов;

Осуществить возможность записи, как пациентов, относящихся к группе прикрепленного контингента поликлиники, так и разовых пациентов;

Оптимизировать процесс формирования амбулаторных карт в кабинеты к началу приема.

Достоверно полученные результаты можно представить следующим образом:

.для пациентов:

Ø минимизированы временные и психологические издержки формирования взаимодействия пациент-врач;

Ø реализована возможность трансфера или отказа от назначенного приема;

Ø пациенту предоставляется информация в случае изменения условий приема (время, дата и т.п.);

Ø введение именного талона, зафиксированного в электронном виде, исключает возможность спекулятивного манипулирования;

Ø талон - связь один-ко-многим в АРМ «Врач» и АРМ «Регистратура»;

.для регистратуры:

Ø снижение поточной нагрузки при записи пациентов к врачу;

Ø реализация принципов теории массового обслуживания;

Ø сокращения временных затрат на подготовку медицинских карт;

Ø улучшение условий труда, повышение его производительности;

Ø повышение экономической эффективности работы ЛПУ;

.для заведующих и руководства ЛПУ:

Ø накопление статистики по посещениям и оказываемым услугам для анализа и планирования;

Ø заведующие могут оперативно отслеживать и планировать работу отделения;

Ø руководство имеет оперативную информацию о работе подразделений, может планировать доходы и расходы, вносить корректировки, планировать изменения в штатном расписании, осуществлять переподготовку кадров.

В итоге были получены следующие качественные изменения: минимизация времени, проводимого пациентами в очередях, повышение удовлетворенности качеством оказываемых услуг.

Достигнутыми результатами проекта являются: увеличение пропускной способности и количества обслуживаемых пациентов, повышение оперативности, повышение удовлетворенности качеством оказываемых услуг, улучшение условий труда, улучшение имиджа.

Также была достигнута промежуточная цель оптимизации рабочих потоков.

В результате оптимизации рабочих потоков достигаются следующие результаты:

Ø увеличение пропускной способности и количества обслуживаемых абонентов;

Ø повышение оперативности;

Ø повышение удовлетворенностью качеством оказываемых услуг;

Ø улучшение условий труда;

Ø улучшение имиджа.

Ø При анализе результатов реализации проекта были определены направления совершенствования:

Ø внутри ЛПУ:

Ø дальнейшая информатизация потоков служебной информации внутри ЛПУ;

Ø дублирование и замена бумажных экземпляров талонов и карт амбулаторных больных электронными;

Ø расширение функциональности для ведения терапевтических участков;

Ø оптимизация потока пациентов между врачом и лабораторией, а также другими лечебными подразделениями ЛПУ;

Ø информатизация потоков служебной информации (направления, выписки, запись на прием к областным специалистам и т.д.) между лечебными учреждениями региона;

Ø оптимизация потоков пациентов между лечебными учреждениями.

При реализации проекта была проведена работа с медицинским персоналом, заключающаяся в формировании профессиональных компетенций в области использования ИКТ. Была использования методика адаптации персонала, включающего учебно-методический курс.

Для определения степени готовности населения к участию в новой системе оказания медицинской помощи в рамках данного исследования было проведено социологическое исследование.

Было опрошено 34 человека, из них 59,5% - женщины и соответственно 40,5%) - мужчины. Более 50% респондентов имеют высшее образование, следовательно, способны быстро адаптироваться к инфраструктурным изменениям.

Выборку можно считать равномерно распределенной по сфере занятости. Это позволит сделать достоверные выводы относительно отношения населения к формированию единого информационного пространства в системе здравоохранения в соответствии профессиональными знаниями и навыками в области профессиональной деятельности.

Далее рассмотрим субъективное отношение респондентов к частоте посещения лечебно-профилактических учреждений.

Для выбора ответа на вопрос «Я часто посещаю лечебно - профилактические учреждения для обследования, лечения» было предложено четыре варианта ответа: «Абсолютно не согласен», «Не согласен», «Согласен», «Полностью согласен».

,6% опрошенных считают, что редко пользуются медицинской помощью. Таким образом, 30,4% на поставленный вопрос ответили «Согласен» и «Абсолютно согласен» (соответственно 23,5% и 6,91%).

Следующий блок вопросов был направлен на определение степени владения респондентами информационно-коммуникационными технологиями, активностью работы в сети Интернет, осведомленностью респондентов относительно изменений системы здравоохранения на основе формирования единого информационного пространства.

Распределение ответов на вопрос «Я хорошо владею персональным компьютером и информационно-коммуникационными технологиями» приведено в табл. 4.

 

Таблица 4. Частота ответов о субъективном отношении к владению ИКТ (на 100 опрошенных)

Ответ На 100 опрошенных
Абсолютно не согласен 18,4
Не согласен 20,74
Согласен 39,63
Абсолютно согласен 21,2

 

Около 40% респондентов считают, что недостаточно владеют навыками работы на ПК и ИКТ. Из числа лиц, часто посещающих ЛПУ, около 50% плохо владеют ПК и ИКТ. В данную группу входят 100% пенсионеров, лица в возрасте от 60 лет и старше.

Далее был рассмотрен аспект использования Интернет.

Постоянно используют Интернет 51,6% респондентов (соответственно 27,19%) ответили «Согласен» и 30,41%) «Абсолютно согласен»), 21,66%) на вопрос «Я постоянно пользуюсь Интернет» ответили «Абсолютно не согласен».

Далее было определено, используют ли жители муниципального образования информацию, размещенную в Интернет о ЛПУ. Распределение ответов респондентов приведено в табл. 5.

 

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос об использовании информации, размещенной в Интернет, для выбора лечебно-профилактического учреждения (в % к итогу)

Ответ Показатель, % к общему числу опрошенных
Абсолютно не согласен 44,7
Не согласен 38,25
Согласен 12,9
Абсолютно согласен 4,15

 

Данные таблицы показывают, что информационные возможности Интернет при выборе ЛПУ используются всего 17,05%) населения. Это определяет необходимость более активного использования ЛПУ данного информационного ресурса.

Следующий вопрос был направлен на определение степени информационной осведомленности населения относительно изменений в функционировании системы здравоохранения на основе информатизации. Для респондентов было предложено утверждение: «Я знаком с «Концепцией информатизации системы здравоохранения в Российской Федерации».

Анализ ответов показал, что 45,0% респондентов не знакомы с «Концепцией информатизации системы здравоохранения в Российской Федерации».

Более 85% опрошенных незнакомы с предстоящими изменениями в системе здравоохранения, основанными на информатизации. Исходя из этого, необходимо активизировать информационную работу с населением.

Рассмотрим распределение ответов на утверждение «Я знаю, что такое электронные медицинские карты» (табл. 6).

 

Таблица 6. Часта ответов респондентов на утверждение «Я знаю, что такое электронные медицинские карты» (на 100 опрошенных)

Ответ Нна 100 опрошенных
Абсолютно не согласен 38,71
Не согласен 35,48
Согласен 21,66
Абсолютно согласен 4,15

 

Данные таблицы показывают, что всего около 26% опрошенных владеют информацией о личных медицинских электронных картах. Причем этот факт независим от вида профессиональной деятельности респондентов (анализ в разрезе видов профессиональной деятельности показал равномерное распределение).

Далее было определено, согласны ли жители муниципального образования на формирование электронной медицинской карты.

Анализ данных показывает, что, несмотря на информационную неосведомленность, население в целом (67,28%) согласно на формирование электронной медицинской карты. Данный факт свидетельствует о доверии к органам управление системой здравоохранения.

Можно было бы предположить, что наиболее консервативными представителями населения в вопросах перехода системы здравоохранения в новые условия функционирования будут представители предпенсионного и пенсионного возраста. Однако из всех «несогласных» на формирование электронной карты 51,3% - это люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Далее нами был проведен анализ факторов, являющихся, по мнению респондентов определяющими при выборе ЛПУ. Респондентам была представлена следующая шкала:

Ø не важен;

Ø скорее важен;

Ø важен;

Ø очень важен;

Ø крайне важен.

Фактор 1. Квалификация врачей.

,84% респондентов считают, что квалификация врачей не важна при выборе ЛПУ. 60,37% о опрошенных, напротив, считают данный фактор крайне важным. И соответственно очень важным считают 18,43%), важным - такое же количество респондентов.

Таким образом, квалификация врачей является определяющим фактором при выборе ЛПУ.

Фактор 2. Стоимость медицинских услуг.

Всего 1,84% о респондентов считают стоимость медицинских услуг неважным фактором при выборе ЛПУ. Для 41,94% данный фактор является одним из определяющих.

В интервале скорее важен - очень важен ответы распределились следующим образом: 4,6%-32,26%-19,35%. Таким образом, стоимость медицинских услуг также является одним из определяющих факторов при

Фактор 3. Наличие автоматизированных информационных систем, электронная запись, электронная очередь и т.п.

,5% опрошенных не относят данный фактор к важным. Лишь 16% о считают его крайне важным. 38,8% считают наличие АИС, электронной записи, электронной очереди и т.п. очень важным фактором.

Фактор 4. Отсутствие очереди.

Отсутствие очереди не является определяющим при выборе ЛПУ для 2,3% респондентов. Крайне важным данный фактор является для 43,78%) опрошенных. Очень важен данный фактор для 24,88% опрошенных. Таким образом, отсутствие очередей также относится к определяющим факторам при выборе ЛПУ.

Фактор 5. Близость к дому.

Для 12,44%) данный фактор не является важным при выборе ЛПУ. Для 27,19%) данный фактор является крайне важным. Стоит отметить, что 100% пенсионеров отметили данный фактор как крайне важный.

Итак, наиболее важными факторами были отмечены квалификация врачей, стоимость медицинских услуг и отсутствие очереди. Наличие автоматизированных информационных систем, электронной записи, электронной очереди в настоящее время не относится к наиболее важным критериям при выборе ЛПУ со стороны населения.

Конечно, существует множество факторов, которые определяют в конечном итоге выбор ЛПУ отдельным представителем населения муниципального образования. Целью в настоящей работе было определениеьместа фактора «Наличие автоматизированных информационных систем, электронная запись, электронная очередь и т.п.».

Далее для респондентов вопросы были сгруппированы в блок, относимый только к информатизации системы здравоохранения.

Утверждение 1. Информатизация системы здравоохранения приведет к повышению качества медицинской помощи.

Абсолютно не согласны с данным утверждением 12,9% респондентов.

Не согласны с представленным утверждением 37,79%) опрошенных.

Согласны -41,01% опрошенных.

Абсолютно согласны - 8,29%.

Таким образом, около 50% населения считает, что информатизация системы здравоохранения приведет к повышению качества оказания медицинской помощи и соответственно около 50% не доверяет мероприятиям в данной сфере.

Утверждение 2. Я хотел бы получать больше информации об изменениях в системе здравоохранения.

,45% абсолютно не согласны с данным утверждением, то есть не хотели, бы получать больше информации об изменениях в системе здравоохранения. К ним относятся респонденты, имеющие в преимуществе высшее образование, люди непенсионного или предпенсионного возраста, различных профессий. Скорее это достаточно осведомленное в данном направлении люди.

Несогласны 13,82% респондентов.

Таким образом, большинство опрошенных хотели бы получать больше информации об изменениях в системе здравоохранения.

Утверждение 3. Я хотел бы иметь личную электронную медицинскую карту.

С данным утверждением абсолютно не согласны 8,29% опрошенных. Не согласны в настоящее время 22,12%. Таким образом, каждый третий не имеет согласия на формирование личной электронной медицинской карты. 33,3% - это люди в возрасте от 41 до 50 лет. 50% респондентов в возрасте старше 70 лет выбрали ответы «абсолютно не согласен» и «не согласен». В остальных группах «несогласных» относительно меньше.

Утверждение 4. Я хотел бы получать информацию о лечебно-профилактическом учреждении через Интернет.

,98%) респондентов абсолютно не согласны получать информацию о ЛПУ через Интернет. 24,42% не согласны получать информацию о ЛПУ через Интернет. Полученные цифры позволяют сделать вывод о том. что большинство населения согласны получать информацию о ЛПУ через Интернет, что обуславливает необходимость разработки систем обратной связи между ЛПУ и населением муниципального образования, обслуживаемых в ЛПУ.

Утверждение 5. Я согласен получать медицинские консультации, расшифровку результатов личных медицинских исследований и т.п. через Интернет.

,67% респондентов абсолютно не согласны получать медицинские консультации, расшифровку личных медицинских исследований через Интернет. 28,57%) согласны получать личную медицинскую информацию через Интернет.

Таким образом, более половины респондентов (55,76%) готовы через безличный контакт с представителями медицинских учреждений получать информацию. Данное согласие может позволить сократить количество личных контактов врачей с пациентами. Особенно важен данный фактор при проведении диспансерных периодических обследований. Также, к примеру, результаты флюорографий могут поступать на рабочее место сотруднику организации без необходимости личного выезда. Это существенно увеличит производительность труда медицинского работника, исключив непроизводительное время.

Утверждение 6. Я уверен, что мои личные медицинские данные, находящиеся в электронной форме, будут сохранны и конфиденциальны.

Более половины респондентов (60,37%) считают, что личные медицинские данные, находящиеся в электронной форме, будут сохранны и конфиденциальны. Полученные показатели указывают на необходимость проведения разъяснительной работы с населением относительно безопасности данных.

Основным предположением при оценке отношения населения к информатизации системы здравоохранения и желании населения активно включиться в ЕИП системы здравоохранения можно считать следующее: определяющим фактором является владение отдельными жителями ИКТ и ПК. Однако, анализ в данном разрезе показал, что указанный фактор не является определяющим. К примеру, оценившие свои навыки владения ПК и ИКТ как достаточно хорошие, в 37,12% ответов не согласны получать через

Интернет личные медицинские данные. 31,8% не согласны на формирование личной электронной медицинской карты.

Итак, готовность стать активным компонентом ЕИП системы здравоохранения отдельным жителем муниципального образования в большой степени не зависит от уровня владения ПК и ИКТ, возраста, уровня образования, профессиональной принадлежности. Можно констатировать, что в настоящее время повышению эффективности использования информационных технологий при медицинском обслуживании будет препятствовать готовность населения к новым формам взаимодействия с ЛПУ.

Устранению указанного аспекта будут способствовать целенаправленно проводимые мероприятия. Для получения данных об эффективности проводимых мероприятий необходимо проведение мероприятий социологического мониторинга.

На уровне управления муниципальной системой здравоохранения формулируются функции по оценке эффективности проводимых мероприятий в области информатизации. Координационная группа по изучению общественного мнения осуществляет мероприятия социологического мониторинга по программе.

Результаты исследования, полученные в ходе проведения программы социологического мониторинга общественного мнения о функционировании системы здравоохранения, должны быть обобщены и доведены до соответствующих руководителей с целью их использования в оперативном управлении.



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Система информационного обеспечения в муниципальном здравоохранении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система информационного обеспечения в муниципальном здравоохранении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)