Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические условия организации процедур закаливания в ДОУ



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Педагогические условия организации процедур закаливания в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В справочной литературе «условие» понимается как:

) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

) обстановка, в которой что-нибудь происходит [18].

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития.

На основании вышесказанного мы будем рассматривать педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.

По Борытко Н.М. педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса. Система условий специально создается, конструируется педагогом с целью повлиять на протекание процесса [4].

В следующих подпунктах мы распишем основные педагогические условия оказывающие влияние на успешную организацию и проведение различных процедур закаливания в дошкольном учреждении.

 

Материальная база

 

Педагогическое условие «материальная база» подразумевает наличие в детском саду специально оборудованные помещения и площадки, позволяющие развивать двигательную активность детей и эффективно проводить профилактическую и лечебно-оздоровительную работу. К ним относятся мини-стадион, площадки для игр, физкультурный зал, фитобар и ингаляторий, процедурный кабинет, инвентарь для закаливающих мероприятий, бассейн, дорожки здоровья и корригирующие дорожки.

1. ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ, с современным спортивным инвентарем, необходимым мелким и крупным оборудованием. Здесь могут проводиться (особенно в зимнее время и в периоды простудных заболеваний) утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, подвижные игры, ЛФК, занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика, дни здоровья, простейший туризм.

. МИНИ-СТАДИОН, отвечающий современным требованием для проведения утренней гимнастики, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных игр, физкультурных занятий в летнее время;

3. ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ИГР. Это может быть площадка для игры в городки илипешеходная дорожка.

Игра «Городки» - это старинная русская игра, которая развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Также эта игра решает такие задачи, как повышение уровня произвольности двигательных действий, освоение техники движений и их координации, развитие двигательных качеств и способностей детей, добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнение всех движений, учит детей контролировать и оценивать свои движения, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Пешеходная дорожка предназначена, прежде всего, для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Также при необходимости она может быть использована как аналог мини-стадиона. Например, когда стадион занят другой группой.

. ФИТОБАР И ИНГАЛЯТОРИЙ. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы во многих садах функционируют: ингаляторий, где дети принимают ингаляции (ультразвуковые, сухие солевые, ароматические) и фитобар, где дети получают кислородные коктейли и фиточаи.

Кислородный коктейль это пенообразующая жидкость, которая состоит из экстракта корня солодки, сиропа шиповника, кипяченой воды, осветленного сока и кислорода. Кислородный коктейль в оздоровительных целях способствует повышению сопротивляемости организма к вирусным и инфекционным заболеваниям, активизирует работу иммунной системы, быстрому восстановлению после физических и нервных перенапряжений, повышению работоспособности, увеличению физических и умственных способностей ребенка, активизации работы головного мозга, снятию утомления и общей усталости. Оказывает прекрасное общетерапевтическое действие на весь организм, активно снабжая его кислородом и активизируя работу иммунной системы. Кислородные коктейли являются частью комплексных физиотерапевтических средств.

Фиточай широко используется в дошкольных учреждениях с профилактической целью. При использовании лекарственных растений терапевтическое действие оказывают витамины, органические кислоты, гликозиды, микроэлементы, эфирные масла, фитонциды, дубильные вещества и слизи. Следует помнить, что витамины, содержащиеся в растениях, усваиваются значительно лучше, чем выделенные синтетическим путем. Все травы получаются через аптечную сеть. Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. В детских садах где уже ни первый год существует фитобар, разработаны уже свои рецепты таких фиточаев:

- успокаивающего чая (мята, пустырник);

- противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник);

- витаминного чая (смородина, крапива, шиповник);

- чая регулирующего обмен веществ (шиповник, земляника).

Как правило, перед приходом детей воздух в фитобаре ионизируется ионизатором (например, прибором «Снежинка»), предназначенным для насыщения окружающего воздуха отрицательными аэроионами. Эти ионы не только благотворно влияют на здоровье ребенка, но и очищают воздух от пыли, вирусов, бактерий, пыльцы растений. Затем включается светомузыка, звучат детские песни. Дети дегустируют предложенные им фиточаи, общаются друг с другом. После таких мероприятий дети уходят в хорошем и добром настроении.

. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ, где медсестра-массажист проводит общий массаж всем детям или по назначению.

Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус. А так же успокаивается нервная система, ведь всем нам приятно, когда нас гладят по спинке.

Массажный кабинет представляет собой отдельное помещение, с температурой воздуха 22-23 ° С. Должна быть специальная массажная кушетка, с регулируемым подъемом, выемкой для лица и валиком под ноги. Ступеньки для детей делают удобным и безопасным расположение на массажном столе. закаливание здоровье дошкольное учреждение

В массажном кабинете может находится «сухой бассейн» (бассейн, заполненный шариками различного размера, формы и цвета). Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн»-шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.

. ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ. Например, для проведения водо-солевого закаливания воспитателям потребуется следующий инвентарь: несколько тазов, несколько одеял, ребристая поверхность, к примеру, резиновый коврик с шипами, дуга, через которую могут пролезть дети, раствор, на основе настойки йода (3%), поваренной соли (для его приготовления в пять литров воды надо добавить двести грамм соли, десять грамм йода). Отметим, что на первых порах температура жидкости составлять должна 36 градусов, затем они снижается до 20 градусов.

7. БАССЕЙН. В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, две раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, комната медсестры, лаборатория анализа воды, узел управления, технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна. Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем. Следует помнить, что для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой) [19].

.   ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ДОРОЖКИ. Это набор природных экологически чистых материалов с различными поверхностями (для развития тактильных ощущений стоп). Наполняющими элементами «дорожки здоровья» могут быть совершенно разные вещи: от природных материалов до старых фломастеров. Это шишки (каштаны, желуди, веточки, песок, деревянные палочки, камушки, галька, орехи), пуговицы (бусины), крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка, пластиковый коврик типа «травка», резиновые коврики для обуви, металлические цепи разумной толщины, и даже старые счеты.

Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки или мочалки. Можно включать в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли. Элементы дорожки пришиваются на отрезы плотной ткани, приклеиваются на фанеру, клеенку или линолеум. Можно также выстроить в дорожку специальные ящички с наполнителями, и ребенок будет переступать из одного в другой. Завершать «прогулку» по дорожке хорошо прохладной водичкой, постепенно снижая температуру воды до 10-12 градусов.

Из всего выше перечисленного, как минимум половину необходимого оборудования можно сделать на базе уже существующих помещений и силами коллектива детского сада.

Кадровые условия

Следующее немало важное «педагогическое условие» это создание кадровых условий для осуществления процесса закаливания.

При этом необходимо участие:

1. ЗАВЕДУЮЩЕЙ ДЕТСКОГО САДА. Она осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей. Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольном учреждении и в семье. Обеспечивает оборудование и все необходимые условия для осуществления всего комплекса мероприятий по закаливанию детского организма [17].

2. СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, который контролирует и помогает воспитателям реализовать закаливающие процедуры;

3. МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.

Врач разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду. Дает конкретные указания для медицинского и педагогического персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения. Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливавших процедур. Проводит беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье. Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности. Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц), регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка. Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона года и т.д.) [17].

Медицинская сестра участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом. Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур. Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей. Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми [17].

4. РАБОТНИКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, который проводит подвижный игры на улице, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствующие закаливанию детей;

5. ВОСПИТАТЕЛЕЙ, непосредственно реализующих и организующих процедуры закаливания. При помощи младшего воспитателя, руководствуясь назначениями врача, он осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детского организма в своей группе. Продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур. Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию. Следят, чтобы одежда детей соответствовала температуре воздуха помещения и улицы. Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке [17].

Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

6. РОДИТЕЛЕЙ, продолжающих данную работу в домашних условиях после консультации с медицинским персоналом и воспитателями.

Такое участие разнообразного персонала при организации процедур закаливания обусловлено самими принципами проведения закаливания. К ним относятся систематичность, комплексность, индивидуальный подход к каждому ребенку


 



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Педагогические условия организации процедур закаливания в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические условия организации процедур закаливания в ДОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)