Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы лечебного воздействия и принципы ЛФК



2020-03-17 176 Обсуждений (0)
Механизмы лечебного воздействия и принципы ЛФК 0.00 из 5.00 0 оценок




Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений:

· тонизирующее влияние,

·   трофическое действие,

·   формирование компенсаций,

·   нормализация функции.

Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них.

Механизм тонизирующего влияния. Заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозированной физической нагрузки. После болезни у ребенка наблюдается доминирование в ЦНС процессов торможения, которое вызвано, с одной стороны, заболеванием, а с другой - принужденным понижением двигательной активности. Уменьшаются функции всех систем организма. Использование специальных и общеразвивающих упражнений содействуют уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, увеличивается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма.

Тонизирующее действие физических упражнений обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы опорно-двигательному аппарату одновременно влияет на центры вегетативной нервной системы, возбуждая их. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желёз внутренней секреции стимулирует вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, улучшается обмен веществ, повышаются различные защитные реакции. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом, оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.

Механизм трофического действия. Проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме. Под воздействием болезни ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае форсируют обменные процессы, активизируют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и малоподвижности в суставах. Улучшение трофических процессов под воздействием физических упражнений протекает по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена веществ и перестраивают функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что усиливается потребление мышцами глюкозы и уменьшается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций. В процессе лечения и реабилитации больных действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций. Компенсация - это временное или постоянное замещение нарушенных функций. Нарушение функций при травмах и заболеваниях возмещаются тем, что изменяется или усиливается функция повреждённого органа или других органов и систем, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. Регуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания. Компенсации подразделяются на временные и постоянные. Временные компенсации - это приспособление организма на какой-то определённый период (болезни и выздоровления) - например, усиление диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке.

Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции. Например, подтягивание и переставление прямой ноги (в ортопедическом аппарате и без него) за счёт мышц таза и туловища при параличе ног (вследствие травматического повреждения спинного мозга).

Механизм нормализации функции. Нормализация функций - это восстановление функций как отдельного повреждённого органа, так и организма в целом под влиянием физических упражнений. Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, а также способствует восстановлению двигательных расстройств. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой впервые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели. Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.

Принципы ЛФК

Программа лечебной гимнастики строится на принципах:

·   Принцип индивидуальности - методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей, индивидуальных особенностей ребёнка, за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

·   Принцип систематичности - является основой лечебно-восстановительной тренировки в период реабилитации, который длится порой несколько месяцев. Только систематически применяя различные средства реабилитации, можно обеспечить оптимальное для каждого ребёнка воздействия на организм, способствующее улучшению его функционального состояния;

·   Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

·   Принцип разнообразия и новизны - В процессе занятий 10-15 % физических упражнений должны обновляться, а 85-90 % - повторяться для закрепления результатов лечения, обновление физических упражнений через 2-3 недели.

·   Принцип постепенности - Постепенное увеличение физической нагрузки - по объёму, интенсивности, количеству выполняемых упражнений, числу повторений, степени сложности упражнений, продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

·   Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление, включение в комплекс ЛФК дыхательных упражнений для изменения плотности занятия.

·   Принцип регулярности - Регулярное применение физических упражнений - ежедневно или несколько раз в день, дробными дозами.

·   Принцип доступности - Осуществляется на основании оценки врачом или методистом ЛФК уровня физической подготовленности больного и клинического течения болезни.

·   Принцип наглядности - При обучении больных физическим упражнениям осуществляется с помощью зрительного восприятия (показа). Показ физических упражнений делает словесное объяснение инструктора более понятным и помогает больному правильно выполнять упражнения.

·   Принцип сознательности и активности - Только сознательное и активное участие самого больного в процессе лечения создаёт у него необходимый эмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применения ЛФК.

Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение% детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Цель и задачи ЛФК

Целью лечебной гимнастики является формирование, исправление деформации стоп и укрепление мышц стопы и голени.

Цель программы:

Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада

Задачи лечебной гимнастики делятся по периодам.

В первом периоде (щадящий или подготовительный):

1. предупреждение возможных осложнений,

2. стимуляция процессов регенерации,

.   профилактика застойных явлений.

Второй период (функциональный или основной):

.   ликвидация морфологических нарушений,

.   восстановление функции повреждённого органа,

.   формирование компенсаций.

Третий период (тренировочный или заключительный):

1.  ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений,

2. адаптация к производственным и бытовым нагрузкам,

.   повышение уровня общей работоспособности.

Основные задачи программы:

1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

. Своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;

. Обучение детей правильному дыханию.

. Повышение неспецифической реакции организма.

. Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

. Удовлетворение естественной биологической потребности в движении.



2020-03-17 176 Обсуждений (0)
Механизмы лечебного воздействия и принципы ЛФК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы лечебного воздействия и принципы ЛФК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)