Формирование способности употребления категории числа.
Как отмечалось выше наиболее часто дети допускали ошибки при изменении слова из единственного числа во множественное. Поэтому коррекционную логопедическую работу мы начнем с заданий, которые вызывают у детей меньшее количество затруднений. На данном этапе у детей уже сформировано понимание категории числа. Наша задача: активизировать данные знания и перевести их в активный словарный запас. Исходя из этого, рассмотрим упражнения, помогающие использовать в речи существительные единственного и множественного числа. · Игра «Один и много». В данную игру необходимо играть при проведении подгрупповых или фронтальных занятий. Цель игры: научить детей образовывать множественное и единственное число существительных в именительном и родительном падежах. Как дидактический материал используются парные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Детям раздаются карточки. Логопед спрашивает: «У кого мяч, а у кого мячи?». Один ребенок отвечает: «У меня мяч», а другой: «У меня мячи». Таким образом поступаем со всеми картинками. Затем логопед дает детям две коробки - маленькую и большую. И предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку, карточки с одним предметом, а в большую - карточки с несколькими предметами. Затем спрашивает у каждого ребенка: «Чего у тебя теперь нет». Каждый ребенок отвечает полным ответом: «У меня нет мяча, пирамидки и так далее». · Логопед показывает ребенку карточку, а ребенок говорит что на ней нарисовано. Карточки должны включать в себя слова и единственного и множественного числа. · Затем переключаем ребенка с картинок на внешнюю обстановку. Ребенок должен в комнате найти и произнести вслух названия предметов, обозначающих единственное и множественное число (Например: единственное число: картина, доска, зеркало; множественное число: парты, книги, стулья); 3. Развитие понимания и употребления категории рода; В результате исследования, мы определили, что наибольшие трудности у детей-билингвов татарской национальности возникают при выполнении заданий на употребление категории рода. Это связано с тем, что категория рода в грамматике татарского языка отсутствует. Поэтому в коррекционной работе мы будем акцентировать свое внимание именно на данной категории русского языка. Кроме того, существуют специфические особенности ошибок при выполнении заданий детьми-билингвами. Исходя из данных ошибок, мы будем осуществлять коррекционную работу, которая будет направлена на исправление специфических особенностей сформированности речи у детей татарской национальности. Мы отметили, что наиболее трудным для детей является понимание категории среднего рода. Прилагательные к среднему роду подбирались детьми в мужском или женском роде. Поэтому одной из главных задач является формирование понимания у ребенка категории среднего рода. А так же очень важным является дифференциация мужского и женского рода. Так как дети легче воспринимают категории мужского и женского рода, то коррекционную работу необходимо начать именно с них. Формируем у детей понимание взаимозависимости слов: она моя - женский род, он мой - мужской род. · Показываем ребенку картинку, игрушку, предмет. Сначала комментирует логопед: «У меня в руках ручка. Ручка - она моя, значит женский род». Так предоставляем ребенку предметы женского и мужского рода, кроме среднего. Средний род мы не включаем в коррекционный процесс до тех пор, пока дети успешно не будут дифференцировать мужской род и женский. · Логопед задает вопросы ребенку, тем самым провоцирует его на согласование существительного и прилагательного по роду. Используются вопросы типа: сегодня погода какая? (погода теплая), мяч какой? (круглый, красный) и так далее. · Игра «Что у нас получиться». Оборудование: цветные прямоугольники из картона, карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек. Логопед накладывает трафарет на цветную бумагу и спрашивает: «Что у меня получилось? - зеленый чайник». Так проговариваются овощи, фрукты, посуда. Затем задание усложняется: «Назовите предметы, про которые можно сказать зеленая, синяя, красная, белая или синий, красный, желтый». · Ребенку предоставляется картинка мальчика. И рядом расположена его одежда и игрушки. Инструкция: как Ваня говорит о своих вещах? - мой барабан, моя рубашка, а теперь ты продолжи. А теперь сам скажи о своих вещах. После того как ребенок усвоил категории мужского и среднего рода мы переходим к формированию понимания среднего рода. · Можно использовать предыдущее упражнение, добавляя слова среднего рода. Инструкция: как Марина говорит о своих вещах: мой шарф, моя кукла, мое ведро. Обращаем внимание ребенка на средний род - оно мое. · Игра «Какие это вещи». Перед ребенком выкладываются картинки: шарф, шапка, платье, носки. Сначала пример показывает логопед. «Это теплые вещи, теплая шапка, теплый шарф, теплое платье». Затем повторяет ребенок. Далее предоставляют ребенку следующие картинки: апельсин, груша, яблоко, вишня. Логопед: «Это сладкие фрукты. Давай скажем про каждый фрукт». Таким образом подбираем прилагательные к различным предметам. · Перед ребенком выкладывают множества картинок, которые он должен распределить на три группы: 1 - картинки с предметом женского рода; 2 - мужского рода; 3 - среднего рода. Все предыдущие упражнения используются в последующем для усвоения категории среднего рода. Так как в грамматике татарского языка категория рода отсутствует, и как следствие дети с трудом воспринимают данную категорию, то коррекционная работа требует больше времени. Необходимо остановиться на способности дифференциации мужского и женского рода, развитии понимания и употребления среднего рода. После того как дети усвоили категорию рода необходимо акцентировать внимание на закреплении полученных знаний. Закрепление знаний имеет большое значение для детей. 4. Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции [12]. Коррекционная логопедическая работа должна быть направлена на: · Формирование правильной постановки ударения; · Коррекция изменения существительных в родительный, дательный и предложный падежи; · Развитие понимания и правильного употребления предлогов; Именительный падеж у детей не вызывает затруднений. Единственный нюанс - неправильная постановка ударения. Поэтому мы формируем понимание ударения. Акцентируем внимание детей на то, что в каждом слове есть гласный звук, который находится в сильной позиции. Далее начинаем коррекционную работу непосредственно над падежами. Винительный падеж (кого? Что?): · Инструкция: ответьте на вопросы. Кого дети увидели в зоопарке? В лесу? В реке? В реке? Что дети увидели в огороде? В саду? · Инструкция: закончите предложение по вопросам. Повар варит (что?) … Учитель учит (кого?) … Художник рисует (что?) … Ветеринар лечит (кого?) … Почтальон разносит (что?) … Врач лечит (кого?) … Прачка стирает (что?) … Доярка доит (кого?) … Водитель ведет (что?) … Конюх кормит (кого?) … · Ответьте на вопросы полным предложением: Что варит сталевар? Кого разводит пчеловод? Кого ведут в детский сад? Что рубит лесоруб? Кого боится мышка? Кого боится кошка? Родительный падеж (кого? Чего?): · «Определите, чей клюв изображен на рисунке» (рисунки подбирает логопед). Например, Это клюв дятла. · «Отгадайте чьи это следы». Например, это следы лисы. · Игра «Чего не стало» · «Закончите словосочетания, отвечая на вопросы» Корни чего? …. Ветка чего? … Крылья кого? … Нора кого? … Плод чего? … Щепотка чего? … · «Закончите предложения, правильно изменив слова в скобках» Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). У птиц нет (зубы). Дательный падеж (кому? Чему?): · «Закончите предложения, изменяя слова в скобках по смыслу» Расскажи сказку … (сестренка); Дай морковку … (кролик); Отдай книгу … (Витя); Дай лекарство … (дедушка); Принеси полотенце … (брат); · «Кому нужны эти инструменты». Например, скрипка нужна скрипачу. (слова: кисточка, ножницы, гитара, малярная кисть). Творительный падеж (кем? Чем?): · Ответьте на вопросы: Шьют чем? Едят чем? Пилят чем? Копают чем? Гордятся кем? Рисуют чем? · Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос чем? Или кем? Например, туфли - туфлями. (Слова: зубы, руки, сапоги, крылья, деревья). Предложный падеж (о ком? О чем?): · Ответьте на вопросы: О чем ты мечтаешь? О чем мечтает твой товарищ? О чем ты думаешь? О чем думает твой сосед по парте? О чем ты прочитал? О ком ты заботишься? · На данном этапе включаем задания на усвоение предлогов. Сначала происходит усвоение простых предлогов: в, на. · Показываем ребенку картинку с пространственным изображением предметов. Покажи, где шарик находится на квадрате, где шарик в квадрате (см. Приложение). · Выполнение инструкций: положи карандаш на стол, положи его под стол, Положи карандаш на книгу, положи ручку в пенал. · «На чем можно ездить». Например, на машине. Логопед предлагает вспомнить ребенку все виды транспорта на которых можно ездить. · Ответьте на вопросы: Куда складывают еду? (в холодильник). Где хранятся ручки и карандаши? Где живет белка? Где живет медведь? Таким образом, продолжается работа над всеми предлогами.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |