Организация и методы исследования
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющие у него возможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальную педагогическую стратегию в коррекционной работе, ее отправные моменты, ведущие и сопровождающие направления. Эксперимент проводился на базе СОШ №9, а так же национального центра развития «Этнос», логопедического кабинета поликлиники №1 и тюменского центра логопедии и развития речи. В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте шести-семи лет. По данным ПМПК состояние их речевой функции было однородным и относилось к третьему уровню общего недоразвития речи по классификации Р.Е. Левиной. Исследование проводилось в несколько этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. На первом этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме недоразвития лексико-грамматических категорий, проводилось педагогическое наблюдение. Анализировалось содержание программного материала на занятиях. Второй этап исследования представлял собой констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в выявлении уровня несформированности лексико-грамматических категорий у детей татарской и русской национальности. В констатирующем эксперименте исследовались навыки употребления и понимания таких категорий лексико-грамматического строя речи как род, число, падеж. Результаты обследования фиксировались в протоколе, отбирались и анализировались материалы обследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов. На третьем этапе исследования был проведен анализ эффективности экспериментальной работы и проведен формирующий эксперимент. В ходе эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети русской, а в экспериментальную - дети татарской национальности. Результаты обследования были подвержены анализу, а так же определению отличительных особенностей несформированности лексико-грамматических категорий у детей разных национальностей. При составлении схемы обследования лексико-грамматического строя речи нами были использованы методика О.Б. Иншаковой и О.Е Грибовой. В соответствии с задачами, констатирующий эксперимент включал в себя выполнение детьми ряда заданий и упражнений, позволяющих характеризовать состояние лексико-грамматических категорий. Дети контрольной и экспериментальной группы получали идентичные задания. В процессе проведения эксперимента каждому ребенку предъявлялся один и тот же наглядный и словесный материал. Помимо качественной оценки заданий (очень важно - действует ли ребенок по методу проб и ошибок или по определенному плану), использовалась и количественная оценка. Выполнение проб оценивалось по трехбалльной шкале, в которой: балла - соответствует правильному выполнению представленного задания; балла - это примерно 25% ошибок; балл - соответствует 50% ошибок; баллов - невыполнение задания; Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за всю пробу и их общее количество на конечном этапе обследования. Максимальное количество баллов за каждое задание равно 3. При обработке полученных данных значение переводится в процентное выражение. Если 3 балла принять за 100%, тогда, умножив суммарный балл за задание на 100 и разделить на 3 мы узнаем на сколько процентов ребенок справился с данным заданием. Методы обследования уровня сформированности грамматического строя речи Проба 1. Обследование понимания категории числа. Инструкция: «Покажи на картинке где дерево, а где деревья, где гриб, а где грибы» (см. Приложение). Проба 2. Обследование способности употребления категории числа. Инструкция: «я буду говорить слово, которое обозначает один предмет, а ты изменишь это слово так, чтобы оно обозначало много предметов». Слова: лист, ухо, дом, картина, стол, дверь. Проба 3. Инструкция: «А теперь, я говорю слово во множественном числе, а ты изменяешь его в единственное. Слова: руки, стулья, малыши, пионеры, горы». Проба 4. Обследование способности изменять имя существительное по падежам. Инструкция: «У меня в руках мяч» И.п. - что у меня в руках? Р.п. - у меня нет чего? Д.п. - я протягиваю руки к чему? В.п. - я бросаю что? Т.п. - я играю чем? П.п. - я думаю о чем? «У меня в руках книга» И.п. - что у меня в руках? Р.п. - у меня нет чего? Д.п. - я надеваю обложку чему? В.п. - я открываю что? Т.п. - я горжусь чем? П.п. - я говорю с тобой о чем? Проба 4. Обследование понимания и употребления категории рода. (согласование прилагательных с существительным единственного числа в роде). Инструкция: «Посмотри на картинку: шар красный, чашка - красная, платье - красное. А теперь скажи: …» Шарф - (зеленый) Мяч - (голубой) Шапка - (зеленая) Вода - (голубая) Пальто - (зеленое) Небо - (голубое)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |