Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I . 1. Возможные формы организации профильного обучения



2020-03-17 234 Обсуждений (0)
I . 1. Возможные формы организации профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах: Первый вариант связан с объединением нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое образовательной учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которое оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора получения профильного образования не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.)[10] .

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы – интернаты при крупных ВУЗах и др.) [15].

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Важность подготовки к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, которое предполагает большую вариативность и дифференциацию обучения на старшей ступени, определяет серьёзной значение предпрофильной подготовки в основной школе [5].

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого – педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей степени школы или иных путей продолжения образования).

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на два основных вида: предметные и межпредметные (ориентационные). Необходимую направленность и перечень курсов школа определяет исходя из задач, которые решаются в рамках их реализации. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Предметные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам, они призваны помочь выпускнику основной школы сделать осознанный выбор профиля обучения.

Программы предметных курсов предполагают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, то есть изучение тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Программы факультативов могут быть модифицированы.

В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:

- реализация учеником интереса к выбранному предмету;

- уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- создание условий для подготовки у экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Школы могут использовать собственный творческий опыт для разработки программ курсов предметно – ориентированной направленности.

Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами разработки проблем в различных профессиональных сферах.

Задачами данных курсов являются:

- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;

- поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю [11].

Информационная работа – это организованное знакомство учащихся IX классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся IX классов, их анкетирование, консультирование, организация «Пробы сил» и т. п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого – педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом [14].

Целью профильной ориентации в основной и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Она рассматривается как результат оказания подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, как способность к адекватному поведению этой «типичной ситуации». Профориентационная компетентность выражается в готовности школьника:

- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;

- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;

- приобретать опыт создания личностно – значимых образовательных продуктов;

- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;

- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;

- запрашивать необходимую помощь специалистов.

В основной школе профильная ориентация предусматривает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки проектирования версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах (группах) старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:

- пропедевтический (при завершении обучения в VIIIклассе или в начале IX класса) – выявление образовательного запроса учащихся;

- основной (в период обучения в IX классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и ситуации принятия решения в различных образовательных моментах;

- завершающий (при окончании IX класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

На пропедевтическом этапе профильной ориентации осуществляется общее знакомство с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы. Желательно, чтобы знакомство с возможностями профильного обучения в старшей школе было согласовано и с информацией о типах и уровнях профессионального образования по окончании IX и XI классов и профессионального становления на послешкольном этапе.

На основном этапе реализуется профильно-ориентационный курс, предусматривающий более содержательный диалог со школьниками о возможных путях продолжения образования по окончании основной и старшей школы, о путях достижения успеха в послешкольной жизни. Также в ходе изучения курса каждый учащийся при помощи преподавателя или педагога – психолога конкретизирует, какие приоритетные факторы влияют именно на его индивидуальный выбор по окончании основной школы.

 На заключительном этапе профильной ориентации предусматривается повторное использование диагностических материалов (или их отдельных элементов), которые применялись на пропедевтическом этапе, а также рефлексивное осмысление результатов изучения других элективных курсов предпрофильной подготовки. Иными словами, опыт изучения элективных курсов, выполнения проектных работ, прохождения социальных практик должен выполнять роль не только составления индивидуальной коллекции достижений, но и инструмента самоидентификации и самопрезентации в различных вариантах продолжения образования [14].

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе базисного плана и включает следующие основные блоки:

- базовые общеобразовательные предметы, являющиеся обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения;

- профильные общеобразовательные предметы, включающие предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, которые являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль (например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественно – научном профиле);

- элективные курсы, обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения. Они реализуются за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Содержание первых двух блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и контролируется ЕГЭ [9].

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих в школе в настоящее время, элективные курсы в рамках профильного обучения обязательны. Количество элективных курсов в составе профиля должно быть избыточным по сравнению с курсами, которые обязаны выбрать учащиеся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится. Примерное соотношение базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Итак, создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения [6].

I. 2. Классификация элективных курсов

Можно выделить следующие типы элективных курсов по химии:

1. предметные курсы, цель которых – углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса химии.

1. 1. курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение всех разделов предмета «химия» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени.

1. 2. спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса химии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Строение и свойства органических соединении», «Химия полимеров», «Химическая технология»). Выбранная тема изучается более глубоко, чем эта же тема в рамках курсов повышенного уровня.

1. 3. спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса химии, не входящие в обязательную программу («Квантовая химия», «Химия плазмы», «Ядерная реакция», «Комплексные соединении»).

1. 4. прикладные элективные курсы, цель которых – ознакомление учащихся с важнейшими и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Химия в сельском хозяйстве», «Химия в быту», «Химия в решении проблем окружающей среды»).

1. 5. элективные курсы, в которых изучаются химические методы познания природы («Методика и техника химического эксперимента», «Квантово – химическое моделирование», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в химии»).

1. 6. элективные курсы, посвященные истории химии («Современные проблемы химии», «История органической химии», «Нобелевские премии по химии»).

1. 7. элективные курсы, содержанием которых является составление и решение задач по химии («Решение олимпиадных задач по химии», «Экспериментальные задачи по химии», «Задачи по химии с практическим содержанием по химии»).

2. Межпредметные элективные курсы, обеспечивающие интеграцию знаний учащихся о природе и обществе («Алхимия как феномен культуры», «Устойчивое развитие и химия», «Экологическая химия», «Химия и здоровье», «Экономика химической промышленности», «Естественно – научная картина мира»).

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, но поддерживающие их изучение, социализацию, профессиональное самоопределение учащихся (например, «Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет») [5].

Элективные курсы должны помочь в решении двух важнейших задач. Первая из них – создание условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

Выбор пятнадцатилетним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на этот вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может – он прости никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Одним словом, не было у ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элективных курсов называется «пробные».

Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть прежних факультативов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех и являются составной частью индивидуального плана ученика.

Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет – журналистом, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы определенного вида. Элективные курсы данного вида называются «ориентационными» [15].

 



2020-03-17 234 Обсуждений (0)
I . 1. Возможные формы организации профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I . 1. Возможные формы организации профильного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)