Тема 4. Школьная лекция «Волокна» (1 ч.) 9 класс
Общий метод обучения: объяснительно – иллюстративный Форма обучения: фронтальная План лекции: 1. классификация волокон 2. природные волокна 3. искусственные волокна: получение вискозного и ацетатного волокон 4. синтетические волокна: производство капрона 1. Волокна – протяженные, гибкие, прочные тела с малыми поперечными размерами, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделий. Волокна делят на натуральные (природные) и химические. Натуральные волокна могут быть растительного или животного происхождения. Химические волокна в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические. Классификацию волокон можно представить в виде схемы (приложение 1). 2. Природные волокна: Волокно растительного происхождения – хлопок, лен. Хлопковое волокно получают из субтропического растения – хлопчатника. Состав хлопкового волокна: - целлюлоза – 96% - пентозан – 1 – 2 % - жиры и воска – 1% - азотосодержащие и белковые вещества – 0,3% - зола – 0,2 – 0,4% Хлопковое волокно легкое, достаточно прочное, мягкое, гигроскопичное. Состоит из нескольких скрученных элементарных волоконец. Между волоконцами есть полые пространства, поэтому хлопок хорошо впитывает и испаряет влагу. Хорошая гигроскопичность хлопка связана также с его строением: гидроксогруппы целлюлозы образуют с молекулами воды водородные связи. Волокна животного происхождения – шерсть и шелк. Шелк вырабатывают многочисленные гусеницы и пауки. Важнейшее значение имеет тутовый шелкопряд. Основа нити – белок – фибрион шелка (78%). Элементарные фибрионовые нити склеены белковым веществом- серизином (20%). Куколку из кокона убивают струей горячего воздуха. При погружении коконов в воду серизин размягчается, так что вращающиеся в водяной бане щетки могут захватывать концы шелковых нитей из коконов. Соединяют 4 – 10 нитей, наматывают их на катушки и высушивают. Из 3 – 4 тысяч метров волокна получают 900 метров шелковой нити. Шерсть – волокна волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных. 3. Искусственные волокна: Наибольшее значение среди искусственных волокон занимают ацетатное и вискозное волокна, получаемые из древесной целлюлозы. Без предварительной обработки древесной целлюлозы из нее нельзя получить прочное волокно: ее необходимо перевести в растворимое состояние. Целлюлозу переводят в диацетат целлюлозы, действуя на нее уксусной кислотой. Раствор диацетата целлюлоза продавливают через фильеру с большим числом мельчайших отверстий. Нагретый воздух испаряет ацетон, а пучок тонких волоконец, выходящий из фильеры, скручивают в одну непрерывную нить. Так получают ацетатное волокно. Получение вискозного волокна: Из целлюлозы получают щелочную целлюлозу, которую затем обрабатывают сероуглеродом – ксантогенируют. Водный раствор ксантогената целлюлозы потом выдавливают через отверстия фильеры в осадительную ванну с серной кислотой, которая омыляет ксантогенат целлюлозы. Образуется регенерированная целлюлоза с ориентированными макромолекулами. Ориентация полимерных цепей вдоль оси волокна происходит во время его формования. 4. Синтетически волокна: из синтетических волокон наибольший интерес представляют полиамидное волокно – полиамид – 6 (капрон) и полиэфирное – полиэтиленгликольтерефталат (лавсан). Капрон получают из капролактала, который под воздействием воды размыкает цикл, образуя ε – капроновую кислоту. Из этой кислоты в результате поликонденсации образуется полимер линейной структуры: n H2N – (CH2)5 – COOH → [- NH – (CH2)5 – CO -]n + (n-1)H2O Домашнее задание: Заполнить таблицу
Тема 5. Пластмассы Пластмассами называют материалы, изготовленные на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения. Пластмасса – это смесь нескольких веществ; полимер – это лишь одно из них, но самое важное. Он связывает все компоненты пластмассы в единое, более или менее однородное целое. Поэтому полимер называют связующим. Превращать в готовое изделие проще пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются. Это так называемые термопласты, или термопластические полимеры. Их можно рационально обрабатывать и перерабатывать методом литья под давлением, вакуумной формовки, профильным прессованием. К таким пластмассам относятся полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, полиамиды. Если же в процессе формования изделия происходит сшивка макромолекул и полимер, твердея, приобретает сетчатое строение, то это вещество уже нельзя возвратить в вязкотекучее состояние нагреванием или растворением. Такие пластмассы называют реактопластами или термореактивными полимерами. К ним относятся фенолформальдегидные, карбамидные и полиэфирные смолы. Экскурсия на «Фабрику игрушек» План экскурсии: 1. Знакомство с технологией производства пластмассовых игрушек. 2. Знакомство с технологией производства кукол из полихлорвинилового пластиката марки «Пластизоль Д – 17 И». 3. Посещение участка сборки кукол из отдельных деталей. 4. Посещение участка по производству мягких игрушек. Конференция на тему «Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров» Из года в год растет производство синтетических полимеров, это связано с широким разнообразием их полезных свойств, а также со сравнительно невысокими ценами на исходное сырье. В сравнении с другими материалами полимеры обладают рядом преимуществ. Так, они легче металлов, имеют достаточную прочность (некоторые – прочнее стали), устойчивы к агрессивным средам, не подвергаются коррозии. Несмотря на их некоторые недостатки (невысокую теплостойкость и низкую морозостойкость, склонность к деструктивным процессам), полимеры сегодня используют практически во всех областях промышленности. К наиболее распространенным синтетическим полимерам относят полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, полиметилметакрилат, политетрафторэтилен, эпоксидные и фенолформальдегидные полимеры и д.р. На их основе получают пластмассы, эластомеры, волокна, клеи, лаки, мастики и герметики. Полиэтилен [ - СН2 – СН2 - ]n – продукт полимеризации этилена. В зависимости от способа получения различают, как правило, полиэтилен высокого и низкого давления. Полиэтилен низкого давления имеет, в основном, линейную структуру, а полиэтилен высокого давления – разветвленное строение. Полиэтилен высокого давления – мягкий и эластичный материал, а полиэтилен низкого давления характеризуется высокой степенью кристалличности, большой плотностью и более высокой молекулярной массой. Все полиэтилены обладают высокой морозоустойчивостью (низкой температурой хрупкости) и могут эксплуатироваться при температурах до – 70оС. Полиэтилены стойки ко многим агрессивным средам (кислоты, щелочи и т.д.) и органическим жидкостям; на холоде они не растворяются в органических растворителях, хотя набухают в некоторых из них. Полиэтилены представляют собой воскоподобные материалы (иногда прозрачные), выпускаемые промышленностью в виде блоков, листов и гранул; перерабатываются они в изделия главным образом методами литья под давлением, экструзия (выдавливание различного полимера через сопло шприц – машины) и выдувания. Из полиэтилена производят бесшовные корозийностойкие трубки, изоляционные оболочки электропроводов и пленки, широко применяемые в качестве упаковочного материала, для изготовления покрытий, перегородок, шаров, в сельском хозяйстве и т.д. При помощи литья под давлением или выдувания получают различную тару (бутылки, склянки, ведра, корзины, бочки и т.д.). Благодаря своим прекрасным диэлектрическим свойствам полиэтилен широко применяется для изоляции электрических кабелей, в телевидении, радиолокации и для многопроводной телефонной связи. Полиэтилен хорошо сваривается. Пропуская струю сжатого воздуха со взвешенными в ней частицами полимера через воздушноацетиленовое пламя и направляя эту струю на металлические изделия, можно покрыть их сплошным защитным слоем (метод газопламенного напыления). Тот же результат достигается при погружении разогретого до 250 – 300оС изделия во взвесь полимера. Полиэтилен перерабатывается и обычными методами механической обработки. Существенным недостатком полиэтилена является его быстрое старение, которое, однако, резко замедляется при введении в полимер различных противостарителей, таких как фенолы, амины и газовая сажа. Полипропилен [ - СН2 – СН(СН3) - ]n получают ионной полимеризацией пропилена. Полипропилен – твердое, жирное на ощупь вещество, является наиболее легким из всех известных жестких полимеров; он отличается высокой прочностью на разрыв, жесткостью и твердостью. По прочности на разрыв и удар и по теплостойкости он превосходит полиэтилен, поливинилхлорид и полистирол. У стереорегулярного полипропилена такие же диэлектрические свойства, как и у полиэтилена, но лучшая химическая стойкость, при повышенных температурах. При помощи тех же методов, которые используются при переработке полиэтилена, из полипропилена изготавливаются трубы для горячих жидкостей, прозрачные пленки с низкой проницаемостью для жидкостей, газов и паров, бутылки флаконы и различные сосуды для химической промышленности. Используют в строительстве. Может применяться для армирования цемента. Весьма перспективно полипропиленовое волокно, которое прядется сухим методом без применения растворителей и пластификаторов. Полиизобутилен [ - СН2 – С(СН3)2 -]n получают ионной полимеризацией изобутилена в присутствии катализаторов AlCl3, BF3, AlBr3. Низкомолекулярный полиизобутилен – вязкая жидкость, высокомолекулярный – эластичный продукт, напоминающий каучук. Эти материалы отличаются от натурального каучука тем, что они сохраняют эластичные свойства при очень низких температурах (до – 55оС). Благодаря своей насыщенности полиизобутилены не способны вулканизироваться обычными методами и при комнатной температуре стойки к действию щелочей, галогенов и почти всех кислот. Они легко кристаллизуются при растяжении, хотя в нерастянутом состоянии аморфны. Полиизобутилен обладает прекрасными диэлектрическими свойствами, поэтому его применяют в электроизоляционной промышленности. Полиизобутилен окисляется кислородом при длительном воздействии солнечного света (под влиянием ультрафиолетовых лучей). Этот недостаток в значительной степени устраняется путем добавления к полимеру активных наполнителей (сажа, тальк, графит) или других полимеров (полиэтилен, каучук, фенольноальдегидная смола). Полиизобутилены хорошо растворяются в ароматических углеводородах, сероуглероде и хлорированных углеводородах, но не растворимы во многих полярных растворителях, таких как спирты и сложные эфиры. Растворы полиизобутилена используются в качестве клея. Ввиду высокой коррозийностойкости полиизобутилен нашел широкое применение, как футеровочный (обкладочный) и прокладочный материал. Листы из него используются для защиты металлических труб и для обкладки реакторов, железнодорожных цистерн и кислотохранилищ. Они содержат наряду с полимером до 70% наполнителей (сажа, графит, асбест, тальк), которые вводятся в массу на горячих вальцах. Листы могут быть соединены при помощи сварки. Методом экструзии из полиизобутилена производят трубки, оболочки и ленты. Длительная нагрузка при комнатной температуре вызывает у полиизобутилена необратимую деформацию («холодная текучесть»); для устранения этого нежелательного явления полиизобутилен смешивают с природными и синтетическими смолами. Широкое применение получили смеси полиизобутилена и полиэтилена. Полистирол [ - СН2 – СН(С6Н5) - ]n получают радикальной полимеризацией стирола. Полистирол – бесцветное, твердое стеклоподобное вещество. Термопластичен, имеет высокие диэлектрические показатели, легко окрашивается. К недостаткам полистирола следует отнести хрупкость, легкую склонность к деструкции под влиянием кислорода воздуха и света. Полистирол один из самых первых (известен более 100 лет) и самых распространенных полимеров. Применяют, главным образом, как изоляционный материал в радиотехнике и телевидении, для изготовления пенопластов, галантерейных изделий и предметов домашнего обихода. Пенополистирол нашел применение в строительстве, холодильной технике, транспорте. Ударопрочный полистирол используют для изготовления ванн, корпусов холодильников. Известное применение нашла механическая обработка блоков и пластин из полистирола в производстве линз и электротехнических деталей. Поливинилхлорид (ПВХ) [ - СН2 – СН(Cl) - ]n продукт радикальной полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид – термопластичный материал, устойчивый к агрессивным веществам, стойкий к истиранию. Промышленность выпускает два вида материала на основе поливинилхлорида: 1. мягкий и эластичный пластифицированный полимер – пластикат; 2. жесткий непластифицированный полимер, смешанный с 2 – 3% стабилизатора – винипласт. Винипласт представляет собой твердый упругий продукт с высокой прочностью на удар и сравнительно хорошими механическими свойствами. Их массы, полученной вальцеванием порошкообразного полимера со стабилизаторами, формуют листы, пленки, трубы, вентили, детали насосов т.д.; которые могут эксплуатироваться при температурах, не превышающих 50 – 60оС. Винипласт сваривается, склеивается и хорошо перерабатывается механическими методами; им можно футеровать электролизные ванны, резервуары кислот и другие сосуды. Для производства перчаток, галош, обуви, плащей и т.д. широкое применение нашли поливинилхлоридные пасты, представляющие собой тонкодисперсионного полимера в пластификаторе. Вследствие сравнительно небольшой вязкости и липкости таких паст их можно наносить в виде тонкого слоя на ткань, бумагу, кожу или форму. На холоде паста долгое время практически не меняется, при нагревании же происходит быстрое набухание полимера и превращение пасты в монолитную прочную и эластичную пленку. Поливинилхлорид используется также для изготовления мягких и жестких пенопластов. Методом экструзии (выдавливания) из ПВХ можно получать различные строительные изделия: плинтусы, карнизы, дверные ручки и т.д. Также ПВХ используют для производства линолеума. Из растворов ПВХ формуют поливинилхлоридное волокно – хлорин, которое применяют в производстве фильтровальных и негорючих тканей, спецодежды, нетканых материалов, а в смеси с другими волокнами – для изготовления ковров, искусственной кожи, пушистых трикотажных изделий. Поливинилацетат (ПВА) [ - СН2 – СН(ОСОСН3) - ]n получают радикальной полимеризацией винилацетата. ПВА – твердый, бесцветный и прозрачный полимер, имеющий низкую термостойкость (размягчается при 40оС). Набухает в воде, растворяется в органических растворителях. Является сырьем для получения поливинилового спирта. Благодаря высокой адгезии ко многим материалам (стеклу, металлам, древесине и д.р.) ПВА в виде дисперсии часто входит в состав лаков и клеев, а также применяют для покрытия дерева, ткани, бумаги (моющиеся обои), керамики – для придания им гидрофобных свойств. Поливинилацетатная дисперсия (ПВАД) входит в состав высокоэмульсионных красок. ПВА – основа клеев и связующее при изготовлении полимербетонов. Полиметилметакрилат («органическое стекло» или «плексиглас») [ - СН2 – С(СН3)(СООСН3) - ]n получают радикальной полимеризацией метилметакрилата. Полиметилметакрилата – прозрачный полимер, стойкий к действию агрессивных веществ. Термопластичен. Обладает способностью пропускать 74% ультрафиолетового излучения (для сравнения: кварцевое стекло пропускает 100%, а обычное силикатное-оконное – 0,6%). Полимер способен окрашиваться во многие цвета. Полиметилметакрилат используют в производстве высокопрочных стекол для остекления салонов самолетов, машин и при выработке часовых и оптических стекол. Полимер применяют в зубопротезной практике. Политетрафторэтилен (тефлон или фторопласт – 4) [ - СF2 – СF2 - ]n получают радикальной полимеризацией тетрафторэтилена. Фторопласт – 4 – сероватый, тяжелый полимер, обладающий хорошими диэлектрическими свойствами. Гидрофобен. Имеет высокую механическую прочность и химическую стойкость. Пластичен, дает самые тонкие пленки. Применяют в производстве электроизоляционных пленок, подшипников, уплотнителей, поршневых колец, труб, прокладок, протезов органов человека. Политетрафторэтиленовая суспензия служит для нанесения антикоррозионных, антифрикционных и электроизоляционных покрытий на металлы. Эпоксидные полимеры (смолы). Такие полимеры могут быть в виде вязких жидкостей или твердых хрупких веществ. Эпоксидные полимеры характеризуются значительной атмосферо и влагостойкостью, а также инертностью ко многим химическим и агрессивным соединениям. Обладают прекрасной адгезией к металлам, древесине, бетонам, пластмассам. Применяют для создания пленкообразных лаков. Они являются основой клеев, герметиков, служат в качестве связующих для армированных пластиков. Будучи безвредными для человека, они могут служить для защиты стенок консервной тары. Фенолоформальдегидные полимеры. Эти полимеры получают поликонденсацией фенола с формальдегидом. Присоединяясь к фенолу, формальдегид вначале образует спирты: Затем следует поликонденсация фенолоспиртов с выделением воды: При кислотном катализе при взаимодействии фенола и формальдегида образуется линейный полимер – новолак: Новолаки используют для производства лаков и прессовочных порошков. При поликонденсации фенола с избытком формальдегида в щелочной среде получают разветвленные полимеры – резолы: или пространственные полимеры – резиты. Резолы находят применение в производстве пластмасс с наполнителями (фенопласты). Из них формуют различные изделия, а также используют для изготовления слоистых пластиков, пропитывая резолом материал (текстолит) или бумагу (гетинакс). Резольные полимеры идут на производство лаков, пресспорошков, клея БФ. Фенолоформальдегидные полимеры обладают высокой химической и механической стойкостью. Поэтому они используются для производства некоторых деталей автомашин, электрооборудования, телефонной и телевизионной аппаратуры. К природным полимерам относят белки и нуклеиновые кислоты, целлюлозу и ее производные, крахмал, каучук. Целлюлоза [ С6Н9О4(ОН)]n и ее производные. 1. целлюлоза или клетчатка , - главная составная часть оболочек растительных клеток, выполняющая функцию конструкционного материала. Целлюлоза в чистом виде обычно не встречается, но волокна хлопчатника (очищенная вата) и фильтровальная бумага могут служить образцом почти чистой целлюлозы (до 96%). 2. по своему строению целлюлоза представляет собой линейный полимер. Целлюлоза входит в состав многих наполнителей и непосредственно используется в производстве текстильных материалов и бумаги, она также подвергается химическим превращениям с целью получения искусственного волокна, пластических масс, лаков, красок. 3. при обработке целлюлозы концентрированным раствором щелочи получают щелочную целлюлозу: [ C6H7O2(OH)3]n + nNaOH = [ C6H7O2(OH)2ONa]n + nH2O Такая целлюлоза используется в качестве промежуточного продукта для производства ксантогената целлюлозы, который служит для получения вискозного волокна: S [ C6H7O2(OH)2ONa]n nCS2 [C6H7O2(OH)2 – O – C – SNa]n ксантогенат целлюлозы Волокно получают продавливанием через фильеру (насадка с мелкими отверстиями) щелочного раствора ксантогената в раствор серной кислоты. При этом целлюлоза регенерируется и одновременно образуются тонкие нити. Если вискозу, пластифицированную глицерином, продавливать через узкие прорези в осадительный раствор, то получают тонкий прозрачный лист – целлофан. 4. нитроцеллюлоза [C6H7O2(OH)(ONO2)2]n – синтезируется путем обработки целлюлозы смесью серной и азотной кислот. Несмотря на легкую воспламеняемость и нестабильность, до сих пор используется в сочетании с пластификаторами (дибутилфталат, камфора), а иногда с наполнителями для производства целлулоида и быстро высыхающих нитролаков. Целлулоид перерабатывается в изделия выдуванием листового материала и методом экструзии. Нитролаки, содержащие, кроме перечисленных компонентов, смолы и высыхающие масла, применяются для покрытия мебели, металлических предметов, тканей и т.д. Для получения высококачественного ацетатного волокна служат главным образом ацетаты целлюлозы [ C6H7O2 (OОС – СН3)3]n; прядение ведется из растворов полимера. Благодаря их трудной воспламеняемости ацетатами часто заменяют нитраты в производстве кинопленки. Пластифицированный ацетат перерабатывается в изделия с высокой ударной прочностью методами литья под давлением, прессования и экструзии. Наибольшее практическое значение среди простых эфиров целлюлозы имеет этилцеллюлоза [ C6H7O2(OСH2 – С6Н5)3]n. Этот эфир трудно воспламеняется, хорошо формуется, изделия из него имеют высокую прочность на удар, сохраняя гибкость и упругость до – 400 С. Водорастворимая метилцеллюлоза [ C6H7O2(OH)2(OСН3)]n. Используется в качестве загустителя для пищевых продуктов, а также как эмульгатор и клей. Крахмал (С6Н10О5)n – самый распространенный в природе полисахарид, играющий роль резервного вещества многих растений. Он является главным компонентом картофеля, риса, пшеницы и кукурузы. Основное количество крахмала получается из клубней картофеля. Крахмал представляет собой смесь полисахаридов двух типов: растворимой в воде амилозы (20 – 30%) и нерастворимого амилопектина (70 – 80%). Крахмал ценный пищевой продукт. Применяется он и в химической промышленности. Например, кислотный гидролиз крахмала (при кипячении) служит промышленным методом получения глюкозы. Крахмал является сырьем для производства этилового и н-бутилового спиртов, ацетона, молочной и лимонной кислот, глицерина и других продуктов. Он используется для проклеивания бумаги и картона, производства декстринов и клеев. Ацилированный крахмал применяют для приготовления покрытий и загустителей. Алкильные производные крахмала используют в качестве пластификаторов и клеев. Каучук (С5Н8)n – относится к эластомерам. Каучуки делят на натуральный (природный) и синтетические. Натуральный каучук - природный непредельный полимер, представляет собой высокоэластичную массу, получаемого из млечного сока (латекса – взвесь мельчайших частичек каучука в воде) некоторых тропических деревьев (гевеи бразильской и др.) и растений (кок – сагыз, тау – сагыз, гваюла). Наиболее важным отличием натурального каучука является его высокая эластичность – способность к большому растяжению под действием внешней нагрузки и восстановлению своей формы после ее снятия. Натуральный каучук растворяется во многих углеводородах, образуя вязкие растворы. Установлено, сто структурной единицей натурального каучука является изопреновая группировка: - СН2 – С = СН – СН2 – СН3 Другими словами, натуральный каучук – полимер изопрена. Другой разновидностью полимера изопрена является гуттаперча. В отличие от каучука она не обладает эластичностью причина этого в различном строении макромолекул этих природных полимеров. Каучук – пластический материал. Изделия из него обладают рядом недостатков: при повышении температуры становятся липкими, теряют форму, а при низкой температуре – эластичность. Поэтому каучук нельзя использовать непосредственно. Для придания каучукам прочностных свойств, эластичности и термостойкости их подвергают обработке серой – вулканизируют (процесс протекает в специальных аппаратах при 140 – 180 0С). В результате каучук превращается в технический продукт – резину, которая содержит около 5% серы. Ее роль состоит в том, что она «сшивает» между собой макромолекулы каучука, образуя сетчатую структуру. Кроме серы в резину входят также различные наполнители, пластификаторы, красители, антиокислители (антиоксиданты) и др. Высокая потребность промышленности каучуке привела к тому, что большая часть его производится синтетическим путем. Некоторые сорта синтетического каучука не уступают натуральному, а по некоторым свойствам даже превосходят его. Темы докладов: 1. Применение полиэтиленов в промышленности и в быту. ПЭНД и ПЭВД. 2. Полипропилен: получение и применение. 3. Полиизобутилен. Каучук (природный и синтетический) 4. Полистирол. 5. Поливинилхлорид. 6. ПВА. 7. Полиметилметакрилат и тефлон. 8. Эпоксидные смолы. Клеи. 9. Фенолформальдегидные полимеры. 10. Целлюлоза и ее производные. Крахмал.
Тема 6. Биополимеры Биополимеры – это хорошо известные вам белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты. Белки – это биополимеры, состоящие из остатков ά – аминокислот. В белках выделяют 4 уровня структур: Первичную структуру белков можно рассматривать как линейную структуру. Она определяется порядком чередования остатков молекул аминокислот в полипептидной цепи и обуславливает белковую индивидуальность всех живых организмов на земле. Как из букв алфавита можно построить бесконечное количество слов, так и их немногим более чем 20 ά – аминокислот природа создает все многообразие белков. У каждого организма свой неповторимый, как рисунок отпечатков пальцев, набор белковых молекул. На неприятии «чужих» белковых наборов (например, микробных) основана такая защитная реакция организма, как иммунитет и отторжение. Вторичная структура белка (чаще всего спиралевидная) определяется особенностями скручивания (типом укладки) полипептидных цепей белковых молекул в спираль за счет возникновения водородных связей между группами – NH – и – С = О (рис. 2). Третичная структура белков (клубочковидная или глобулярная) определяется пространственным расположением белковых спиралей за счет возникновения водородных, амидных и дисульфидных связей. Третичная структура в виде определенной пространственной конфигурации с выступами и впадинами, с обращенными наружу функциональными группами обуславливает специфическую биологическую активность белковой молекулы (рис.3). Некоторые белки, например, гемоглобин, имеют четвертичную структуру. Четвертичная структура относится к макромолекулам, в состав которых входит несколько полипептидных цепей. Эта структура соответствует размещению в пространстве полипептидных цепей, не связанных между собой ковалентными связями. Полисахариды – это биополимеры, состоящие из остатков моносахаридов. Представителями полисахаридов являются крахмал и целлюлоза. И опять можно убедиться в том, насколько важное значение имеет пространственное строение для свойств веществ. Ведь в основе столь разительных отличий крахмала и целлюлозы, имеющих общую формулу (С6Н10О5)n, лежит тот факт, что крахмал – ценное питательное вещество, запасной углевод растительной клетки – построен из остатков молекул ά – глюкозы, а целлюлоза – дополнительная механическая оболочка растительной клетки – построена из остатков молекул β – глюкозы. Полинуклеотиды, или нуклеиновые кислоты, - это биополимеры, состоящие из остатков нуклеотидов. Подобно молекулам белков, нуклеиновых кислоты также характеризуются последовательностью чередования в их макромолекуле всего четырех видов нуклеотидов – аденинового (А), гуанинового (Г), цитозинового (Ц) (в молекуле любой нуклеиновой кислоты), урацилового (У) – в РНК или тиминового (Т) – в ДНК. Макромолекулы ДНК представляют собой спираль, состоящую из двух цепей, закрученных вокруг общей оси. Это их вторичная структура. В поддержание ее, как и в белка, важная роль принадлежит водородным связям. Образуются они между азотными основаниями разных цепей молекулы, располагающимися, в отличие от радикалов белковых молекул, не снаружи, а внутри спирали (рис. 4). Нуклеиновые кислоты – РНК и ДНК выполняют важнейшую роль в хранении и передаче наследственной информации организма, в биосинтезе белка. Изучение биополимеров, особенно белков и нуклеиновых кислот, привело к созданию новых наук – биоорганическая химия, молекулярная биология, генная инженерия, открывающих перед человечеством неисчерпаемые возможности глубокого проникновения в тайны жизни и все более широкого использования постигаемых закономерностей в практических целях. Зачетное занятие по курсу «Полимеры вокруг нас» I вариант. 1. Какие вещества называют полимерами? 2. Какая реакция называется реакцией полимеризации? Приведите примеры данной реакции. 3. Дайте определения: а. структурное звено – это б. белки – это в. нуклеиновые кислоты – это г. пластмассы – это 4. Укажите мономеры: а. бутадиенового каучука б. изопренового каучука 5. Определите среднечисловую и средневесовую молекулярные массы системы, содержащей по N молекул с молекулярными массами 100, 200, 300. II вариант. 1. На какие группы классифицируют по происхождению ВМС? 2. Какая реакция называется реакцией поликонденсации? Приведите примеры данной реакции. 3. Дайте определение: а. мономер – это б. полисахариды – это в. волокна – это г. степень полимеризации – это 4. Напишите формулы элементарных звеньев в молекулах: а. бутадиенового каучука б. изопренового каучука 5. Определите среднечисловую и средневесовую молекулярные массы системы, состоящей из 100 молекул с молекулярной массой m = 100; 20 с m = 500 и 50 молекул с m = 200. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
В дипломной работе на тему «Разработка школьного элективного курса «Полимеры вокруг нас»» мы проанализировали учебно – методические комплекты разных авторов. Разработали школьный элективный курс на тему «Полимеры вокруг нас», который рассчитан на 16 часов. Программа элективного курса предусматривает изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, экскурсий. В дипломной работе мы представили школьную лекцию на тему «Волокна», конференцию на тему «Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров, практические работы, а также разработали задания текущего контроля. На базе МОУ ср. школы № 66 мы организовали и провели экскурсию на «Фабрику игрушек», где учащиеся познакомились с технологией производства кукол из поливинилхлоридного материала (поливинилхлоридный пластикат марки «Пластизоль Д – 17 И») и технологией производства пластмассовых игрушек. Экскурсия способствовала развитию познавательного интереса у учащихся. Выводы: 1. проведен анализ учебно – методических комплектов разных авторов 2. разработан школьный элективный курс на тему «Полимеры вокруг нас». 3. организована и проведена экскурсия на «Фабрику игрушек». ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с. 2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 189 с. 3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с. 4. Гузей Л. С., Суровцева Р. П., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс – М.: Дрофа, 2002. – 240 с. 5. Ермаков Д. С., Муравлянская Ю. Д., Рыбкина Т. И. Элективные курсы по химии для профильного обучения //Химия. Методика преподавания. – 2005. - №5. – стр. 61 – 66. 6. Запольских Г. Ю. Элективный курс «Химия в быту». // Химия в школе. – 2005. - №5. – стр. 25 – 28. 7. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Уроки химии в 10 – 11 классах: методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с. 8. Логинова О. Б. От «углубленки» к профильному обучению. //Химия в школе. – 2006. - №2. – стр. 14 – 17. 9. Об основных итогах первого этапа эксперимента по введению профильного обучения. // Химия в школе. – 2005. - №2. – стр. 3 – 5 10. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 классы: общая, неорганическая, органическая / Министерство образования РФ. – М.: Дрофа, 2001. – 287 с. 11. Сборник инструктивно – методических материалов по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Часть 1. / Министерство образования РФ. Министерство образования Пензенской области – Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Пенза: 2004. – 79 с. 12. Суматохин С. В. О преподавании химии в условиях модернизации образования в 2003/04 учебном году.// Химия в школе. – 2003. - №5. – стр. 2 – 7. 13. Суматохин С. В. Об использовании учебников и пособий по химии в 2004/05 учебном году. // Химия в школе. – 2004. - №6. – стр. 2 – 6. 14. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»/ Профильное обучение. Часть 1/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2004. - №4 – 139с. 15. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004. – 144 с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |