Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА II . РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ ВОКРУГ НАС»



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
ГЛАВА II . РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ ВОКРУГ НАС» 0.00 из 5.00 0 оценок




II . 1. Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки по курсу «Полимеры вокруг нас»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Полимеры вокруг нас» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на химико – биологический профиль.

Объективная основа формирования фундаментального образовательного курса «Полимеры вокруг нас» заключается в том, что полимерное состояние – особая форма существования веществ, которая в основных физических и химических проявлениях качественно отличается от низкомолекулярных веществ. Поэтому главное внимание в курсе уделяется рассмотрению основных свойств высокомолекулярных соединений отличных от свойств низкомолекулярных веществ. С одной стороны, большие размеры и цепное строение макромолекул обуславливают появление ряда важных специфических свойств, которые определяют практическую ценность полимеров как материалов, а также их биологическое значение. С другой стороны, химические превращения и синтез полимеров осуществляется в результате ряда обычных химических реакций, хорошо известных из органической химии низкомолекулярных соединений. Однако участие в этих реакциях макромолекул, макрорадикалов, макроионов вносит качественно новые аспекты в рассмотрение обычных химических реакций.

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического и биологического характера. Он позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.

 

Основные цели элективного курса:

1. Знакомство учащихся с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими приложениями.

2. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

 

Задачи курса

1. дать представление о полимерах, их строении, свойствах и применении;

2. развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила её безопасности;

3. предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о высокомолекулярных веществах в повседневной жизни;

4. развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно – популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

5. расширить кругозор учащихся;

Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, экскурсии.

 

Содержание курса

Введение (1 ч.)

Общие понятия о низкомолекулярных и высокомолекулярных соединениях (ВМС). Уникальные свойства полимеров. Природные и синтетические полимеры.

Тема 1. Строение полимеров (1 ч.)

Основные понятия: мономер, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Классификация полимеров.

Тема 2. Синтез полимеров (2 ч.)

Реакция полимеризации. Радикальная полимеризация. Инициаторы. Механизм радикальной полимеризации. Ингибиторы и регуляторы радикальной полимеризации. Ионная полимеризация. Получение и свойства ПЭНД и ПЭВД. Реакция поликонденсации.

Тема 3. Физические свойства полимеров (2 ч.)

Кристаллические и аморфные области в полимере. Три физических состояния аморфных полимеров (стеклообразное, высокоэластичное и вязкотекучее). Механические свойства полимеров.

Тема 4. Волокна (1 ч.)

Природные, синтетические, искусственные волокна и их характеристика. Получение вискозного и ацетатного волокон. Производство капрона.

Тема 5. Пластмассы (2 ч.)

Понятие пластмасс. Термопласты. Реактопласты. Экскурсия на «Фабрику игрушек».

Лабораторный практикум (3 ч.)

Практическая работа 1. «Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными», практическая работа 2. «Исследование свойств пластмасс».

Конференция (2 ч.). Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров.

Тема 6. Биополимеры (1 ч.) Белки, полисахариды. Нуклеиновые кислоты.

Лабораторный практикум (1 ч.)

Практическая работа 3. «Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала».

Зачетное занятие (1 ч.)

II. 2. Тематическое планирование учебного материала курса «Полимеры вокруг нас»

Занятие 1. Введение.

Общие понятия о низкомолекулярных и высокомолекулярных соединениях (ВМС). Уникальные свойства полимеров. Природные и синтетические полимеры.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: таблица «Природные, синтетические и искусственные полимеры»».

Занятие 2. Основные понятия: мономер, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Классификация полимеров по строению макромолекулы, по геометрии скелета, по характеру расположения звеньев, по природе атомов основной цепи, по характеру размещения элементарных звеньев, по величине деформации, по способу переработки. ВМС в изделии.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект, схема «Классификация полимеров».

Занятие 3. Реакция полимеризации. Радикальная полимеризация. Фотохимическое инициирование. Кинетика и механизм радикальной полимеризации.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 4. Ионная полимеризация. Получение и свойства ПЭНД И ПЭВД. Реакция поликонденсации.

Форма занятия: лекция, групповая работа.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 5. Физические свойства. Кристаллические и аморфные области в полимере. Три физических состояния аморфных полимеров. Механические свойства полимеров.

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект, тезисы.

Занятие 7. Природные, синтетические, искусственные волокна и их характеристика. Получение вискозного и ацетатного волокон. Производство капрона.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект, таблица «Волокна».

Занятие 8. Понятие пластмасс. Термопласты. Реактопласты.

Форма занятия: экскурсия.

Образовательный продукт: отчёт об экскурсии.

Занятие 9. Практическая работа 1 «Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными».

Образовательный продукт: отчёт.

Занятие 10. Практическая работа 2 «Исследование свойств пластмасс».

Образовательный продукт: отчёт.

Занятие 11 - 12. Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров.

Форма занятия: конференция.

Образовательный продукт: доклад.

 

Введение.

В зависимости от величины относительной молекулярной массы выделяют 3 группы веществ:

1. Низкомолекулярные соединения (НМС).

2. Смолы.

3. Высокомолекулярные соединения (ВМС).

Если относительная молекулярная масса соединения ниже примерно 500, то такие соединения рассматривают как НМС. От 500 до примерно 5000 – как смолы или олигомеры., а выше 5000 – как ВМС или полимеры.

Полимерами называют вещества, молекулы которых состоят из весьма большого числа повторяющихся (точно или приближенно) звеньев.

Молекулы ВМС называют макромолекулами.

Естественно, границы между выше названными соединениями достаточно условны; физическим критерием отнесения соединения к ВМС является невозможность обнаружить изменение свойств в результате присоединения или потери еще одного или нескольких звеньев.

Существуют различия в свойствах НМС и ВМС. Макромолекулы ВМС являются нелетучими, в отличие от молекул НМС. Практически все полимеры имеют цепное строение, то есть длина макромолекулы много больше диаметра.

Уникальные свойства полимеров:

- анизотропия свойств кристаллических, жидко – кристаллических и аморфных полимеров (приводит к тому, что на практике полимеры способны образовывать волокна и пленки).

- очень высокая эластичность и вязкоупругость.

- растворы полимеров, в отличие от обычных при малых концентрациях вещества (1 – 2 %), теряют текучесть.

Все ВМС по происхождению делятся на:

1. Природные

2. Синтетические

3. Искусственные

К природным полимерам относятся: целлюлоза, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук, графит, силикаты.

К синтетическим полимерам относятся: полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, капрон, лавсан, каучуки, стекловолокно.

Синтетические полимеры получают при помощи реакций полимеризации и поликонденсации таких веществ, которых нет в природе.

К искусственным полимерам относятся: ацетилцеллюлоза, нитроцеллюлоза, резина.

Искусственные полимеры получают из природных полимеров, используя химические методы, которые не затрагивают (не меняют) главную цепь.

 



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
ГЛАВА II . РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ ВОКРУГ НАС» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА II . РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ ВОКРУГ НАС»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)