Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гипотеза Э. Дюркгейма.



2020-03-17 154 Обсуждений (0)
Гипотеза Э. Дюркгейма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Давид Эмиль Дюркгейм (1858(18580415)—1917), это французский ученый, по мировоззрению – агностик, основоположник социологии, который говорит о том, что религия представляет собой вытеснение классовых противоречий в область идеального, в область мировоззрения. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность. Дюркгейм совершенно справедливо считал религию общественным явлением. Ошибка его заключается в сведении всей полноты религиозной сферы лишь к социальным факторам. Разбирая гипотезу, мы должны опять вспомнить, что религия свойственна и для доклассового общества.

Если рассмотреть гипотезы некоторых современных сторонников этой концепции, можно сделать интересные наблюдения. Например, с точки зрения адопционизма (адаптации), оценки способности выживания, безусловно, религия дает какие-то плюсы для человека как общественного, социального существа. Если посмотреть с точки зрения теории естественного отбора, те сообщества, которые наиболее сплоченны каким-то культом, они лучше дают отпор своим конкурентам, другим племенам и в итоге оставляют больше потомства. Но такой подход не объясняет самого главного - смысла бытия человечества в целом. Ведь, человечество всегда задается вопросом, зачем оно существует. Если религия есть лишь некая приобретенная способность, которая позволяет лучше снимать стрессы, лучше сплачивать коллектив, лучше распознавать своего и чужого, но какой конечный смысл существования этого общества? В чем суть нравственности, жертвенности, альтруизма, так тесно связанных с религиозным чувством? По сути, здесь мы сталкиваемся со взглядом на человеческое общество, который сводится к социобиологическим спекуляциям, т.е. взглядом на общество людей как на муравейник. Когда мы смотрим на муравейник или улей, действительно, там есть такое понятие, как жертвенность, - отдельные представители могут жертвовать своей жизнью, почти «по-человечески». Они никакой «личной выгоды» от этого не имеют, но в целом семья имеет преимущество, поэтому там, где больше склонны к жертвенности, там больше преимущества в плане выживания. Это в биологии называется групповым отбором. Но же в чем смысл в конечном итоге? Смысла мы здесь не видим. Низведение человеческого общества до такого состояния свойственно социальным гипотезам. Кроме того, опять остается необъяснимым, что такое Абсолют, почему человек имеет представление о Бесконечном, хотя сам живет в конечном мире. В итоге мы видим, что объяснение религии с точки зрения различных теорий, которые верно отражают лишь отдельные детали, но эти детали не связаны с самим существом религии.

 Бог есть. А почему так много религий? Почему есть религия истинная и религии ложные. С одной стороны, есть объяснение вполне рациональное и научное, а с другой стороны, - есть объяснение и с духовной точки зрения. Они взаимодополнительны.

Если мы возьмем чисто естественные факторы, то мы увидим следующее. Во-первых, истинная религия, может видоизменяться при географической изоляции, особенно когда нет письменности, - также изменяются языки на протяжении столетий при изоляции. Второй момент связан с фактором вражды. Иногда враждебность изоляцию усиливает. В конечном итоге, даже если есть письменность, происходит искажение. И наконец, если мы обратим внимание на момент духовный, то здесь можно говорить еще и о страстях: они всегда привносят что-то чуждое, уродливое. Одной из вершин такой деградации является хананейская религия, куда входит израильский народ, ведомый из Египта. Для современного человека некоторые эпизоды, встречающиеся на страницах Библии, иногда кажутся совершенно непонятными, ужасными. Как может Бог-Любовь повелевать истреблять целые города, уничтожая население, включая даже детей. Этот вопрос остается открытым до тех, пока мы не знакомимся с религией Ханаана. Это не просто разнузданные массовые оргии, но и человеческие жертвоприношения, это культы, связанные с откровенным демонослужением. И самое страшное, что они заразны. Поэтому израильскому народу под страхом смерти запрещено общаться с этими племенами. И где это общение происходит, Господь также беспощадно отсекает и от самого Израиля то, что ему чуждо. Потому что у народа богоизбранного, а лучше сказать у народа богосозданного, потому что Бог не избрал народ Израиля, а Он его произвел от Авраама и престарелой Сары, фактически, создал себе народ для того, чтобы он свидетельствовал об истине до тех пор, пока не придет обетованный Мессия. Сейчас, с высоты христианских норм милосердия и морали, это действие божие в истории, нами воспринимается, как очень жестокое. Но с другой стороны, глядя по истечении многих столетий на эти события, мы видим, что Господь заботился о спасении языческих народов. Потому что, если бы Израиль не устоял, и обратился к верованиям хананейских племен, а это часто случалось, как мы знаем из Библии, то в конечном итоге, все остальные народы не вошли бы в Завет, что происходит уже в христианстве. Действительно страсти человеческие, из религии могут сделать нечто ужасное. Если обратимся к книге воинствующего атеиста Р. Докинза, в которой он упоминает некоторые ужасные вещи, говоря о поведении отдельных христиан, - агрессию, преступления, - мы видим, что это проявление человеческой страсти, которые искажают самую светлую и истинную религию, что само по себе, конечно же, не свидетельствует о небытии Бога.

Наконец, к духовной стороне следует отнести и непосредственно демоническое влияние. Как говорил английский миссионер, писатель Клайв Стейплз Льюис: «Поскольку мир является как бы оккупированной территорией, мы как христиане знаем, что человек, находящийся вне Церкви, находится в рабстве у дьявола». Поэтому, непосредственное влияние демонических сил, конечно же, оказывается очень сильным. Это демоническая инспирация, вдохновение тех мерзостей, какие мы наблюдаем в языческих культах. Вряд ли человеческий ум способен эти вещи изобрести, в частности то, что археологи встречают, проводя свои раскопки. Например, в Карфагене и на Крите найдены сосуды, наполненные обугленными костями младенцев со следами насечек, т.е. мясо с костей соскребали. Эта разновидность жертвоприношений была распространена, а ведь данные страшные действия противоречит элементарным инстинктам самосохранения рода, материнства и т.д. Это следствие прямого демонического влияния.

Поэтому, безусловно, религия может искажаться, но промыслом Божьим она сохраняется там, где человек действительно через Ветхий Завет ведется к Завету Новому, а в Новом Завете он входит в Церковь Христову. Искажения богодухновенной религии мы, к сожалению, встречаем всегда. Яркий пример: во времена гонений в нашем Отечестве нарушилась преемственность в духовном образовании. Значит, прерывается связь прошлого с будущим и воспроизводство Священного Предания. Соответственно, мы наблюдаем, сколько вокруг Церкви возникает суеверий - вплоть до магизма, идолопоклонства, суеверного отношения к святыням и т.д.

 



2020-03-17 154 Обсуждений (0)
Гипотеза Э. Дюркгейма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гипотеза Э. Дюркгейма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)