Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение аддитивной модели уровня временного ряда на перспективу



2020-03-17 175 Обсуждений (0)
Построение аддитивной модели уровня временного ряда на перспективу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рассмотрим изменение расхода горючего (тыс. литров) на предприятии по месяцам за 2011-2012 гг.:

 

Таблица 2.3. Исходный ряд данных

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2
38,3 37,2 37,0 37,9 37,8 37,1 39,2 37,0 36,5 37,2 36,8 36,6 38,3 37,2
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 13 14
39,1 37,7 36,6 38,4 37,8 36,7 39,5 37,5 38,0 38,9 37,3 35,5 39,1 37,7

 

Рассчитаем компоненты аддитивной модели, проведя выравнивание исходного ряда методом скользящей средней. Известно, что колебания расходов горюче-смазочных материалов поквартальные (осень, зима, весна, лето), поэтому в качестве интервала сглаживания возьмем 3. Так, y1c=(38,3+37,2+37,0)/3=37,5, y2c=(37,2+37,0+37,8)/3=37,4 и т.д. (табл. 3).

Полученные значения закрепляем за серединой периода.

На первом этапе выделение сезонной составляющей S* расчет среднего значения сезонной компоненты по одноименным периодам S** и, наконец, окончательный расчет S путем ввода поправочного коэффициента, позволяющего выполнить условие сезонных компонент.

Рассчитаем в нашем примере сезонную компоненту, найдя разность для аддитивной модели S*=Y-Yс

 

Таблица 2.4. Расчет значений сезонной компоненты в аддитивной модели

t Y Yc Y-Yc S**
1 38,3      
2 37,2 37,5 -0,3 -0,2
3 37,0 37,4 -0,4 -0,6
4 37,9 37,6 0,3 0,8
5 37,8 37,6 0,2  
6 37,1 38,0 -0,9  
7 39,2 37,8 1,4  
8 37,0 37,6 -0,6  
9 36,5 36,9 -0,4  
10 37,2 36,8 0,4  
11 36,8 36,9 -0,1  
12 36,6 37,5 -0,9  
13 39,1 37,8 1,3  
14 37,7 37,8 -0,1  
15 36,6 37,6 -1,0  
16 38,4 37,6 0,8  
17 37,8 37,6 0,2  
18 36,7 38,0 -1,3  
19 39,5 37,9 1,6  
20 37,5 38,3 -0,8  
21 38,0 38,1 -0,1  
22 38,9 38,1 0,8  
23 37,3 37,2 0,1  
24 35,5      

 

После этого находим средние оценки сезонной компоненты S** за каждый квартальный месяц по временам года (учитывая, что у нас рабочий период представляет собой времена года, то одноименными месяцами будут №3,6,9,12,15,18,21 и т.д.):

S3,6,9,12,15,18,21,24**=(-0,4-0,9-0,4-0,9-1-1,3-0,1)= -0,6 - 1 месяц времени года;

S1,4,7,10,13,16,19,22**= 0,8 - 2 месяц времени года;

S2,5,8,11,14,17,20,23**= - 0,2 - 3 месяц времени года.

Взаимопогашаемость сезонных воздействий в аддитивной модели выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по месяцам должна быть равна нулю. Проверим это условие: S1**+ S2**+ S3**=0,8-0,2-0,6=0. Если бы оно не выполнялось, то необходимо было бы ввести поправочный коэффициент. Таким образом, окончательно значения сезонной компоненты:

S1= 0,8 - 1 месяц времени года;

S2= -0,2 - 2 месяц времени года;

S3= -0,6 - 3 месяц времени года.

Затем рассчитаем основные компоненты аддитивной модели временного ряда. Данные по расчетам приведем в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5. Расчет основных компонент в аддитивной модели временного ряда

t Yt Y-S T T+S Eo Ea Eа y-ycp E
1 38,3 37,5 37,7 38,5 1,00 -0,2 0,0 0,73 0,54
2 37,2 37,4 37,7 37,5 0,99 -0,3 0,1 -0,37 0,13
3 37,0 37,6 37,7 37,1 1,00 -0,1 0,0 -0,57 0,32
4 37,9 37,1 37,6 38,4 0,99 -0,5 0,3 0,33 0,11
5 37,8 38,0 37,6 37,4 1,01 0,4 0,1 0,23 0,05
6 37,1 37,7 37,6 37,0 1,00 0,1 0,0 -0,47 0,22
7 39,2 38,4 37,6 38,4 1,02 0,8 0,6 1,63 2,67
8 37,0 37,2 37,6 37,4 0,99 -0,4 0,2 -0,57 0,32
9 36,5 37,1 37,6 37,0 0,99 -0,5 0,2 -1,07 1,14
10 37,2 36,4 37,6 38,4 0,97 -1,2 1,4 -0,37 0,13
11 36,8 37,0 37,6 37,4 0,98 -0,6 0,3 -0,77 0,59
12 36,6 37,2 37,6 37,0 0,99 -0,4 0,1 -0,97 0,93
13 39,1 38,3 37,6 38,4 1,02 0,7 0,6 1,53 2,35
14 37,7 37,9 37,5 37,3 1,01 0,4 0,1 0,13 0,02
15 36,6 37,2 37,5 36,9 0,99 -0,3 0,1 -0,97 0,93
16 38,4 37,6 37,5 38,3 1,00 0,1 0,0 0,83 0,69
17 37,8 38,0 37,5 37,3 1,01 0,5 0,2 0,23 0,05
18 36,7 37,3 37,5 36,9 0,99 -0,2 0,0 -0,87 0,75
19 39,5 38,7 37,5 38,3 1,03 1,2 1,5 1,93 3,74
20 37,5 37,7 37,5 37,3 1,01 0,2 0,0 -0,07 0,00
21 38,0 38,6 37,5 36,9 1,03 1,1 1,3 0,43 0,19
22 38,9 38,1 37,5 38,3 1,02 0,6 0,4 1,33 1,78
23 37,3 37,5 37,5 37,3 1,00 0,0 0,0 -0,27 0,07
24 35,5 36,1 37,4 36,8 0,96 -1,3 1,8 -2,07 4,27
Итого (в среднем) 37,57 37,57 Х 37,56 1,00 0,00 0,4 Х 22,01

 

На основе ряда Т+Е в нашем случае рассчитаем параметры линейного тренда: T=37,68-0,0098*t (t=1,2…24). Подставляя в это уравнение регрессии значения t=1,2 и т.д., получим оценку трендовой компоненты временного ряда Т (табл. 4).

Расчет абсолютных и / или относительных ошибок проводить можно как в относительной форме Eo=Y/(T*S), так и в абсолютной форме Еа= Y - (T*S). В большинстве случаев рассчитывается по аналогии с корреляционно-регрессионным анализом так называемый «коэффициент детерминации»:

 

Д=1-SЕа/SЕ,

 

где SЕ - общая дисперсия уt;

SEa - сумма квадратов отклонений фактических уровней ряда от теоретических.

В нашем примере Д=1-0,4/22,01=0,982

Теперь мы можем спрогнозировать значение моделируемого показателя на два ближайших месяца. Так, в нашем примере это будет:

 

Pt =T25 +S1=37,43+0,8=38,23

Pt =T26 +S2=37,43-0,2=37,23


Заключение

 

Проведенное теоретическое исследование и практический анализ безубыточности деятельности предприятия, позволили нам сделать следующие выводы.

. Анализ безубыточности является одним из наиболее важных элементов финансовой информации, используемых при оценке эффективности производственной деятельности, так как позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Формирование и использование прибыли - основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Чрезвычайно важным является определение того, при каком объеме продаж производство становится безубыточным. Другими словами, анализ безубыточности ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж.

. Маржинальный доход (прибыль) предприятия как бы подводит итог его деятельности. Он зависит от многих факторов: объема проданной продукции, затратоемкости, организации производства и др. В числе ключевых факторов - уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а также основные показатели - уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасход) ресурсов.

. Анализ безубыточности, или CVP-анализ является эффективным инструментом в процессе принятия решений. Он позволяет проследить взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» и оценить объективность управленческих решений по организации продаж, формированию производственной программы, определению будущей цены единицы продукции, выбору поставщиков сырья и материалов и т.д. Основными показателями анализа являются маржинальная прибыль, норма маржинальной прибыли, критическая точка.

. Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов услуг:

поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых (сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

реклама услуг и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе. Формирование «узнаваемости» предприятия;

разработка системы договоров с гибкими условиями оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита).

. Мероприятия в сфере оказания услуг:

определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за нарушение технологического режима.

. Мероприятия в сфере управления издержками:

совершенствование системы учета ресурсов и введение персональной ответственности за расходование ресурсов;

экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии).

 


Список литературы

 

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрии: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2008.

. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М., Гуляева Т.И. Эконометрика: учебник /под ред. В.Н. Афанасьева. - М.: Финансы и статистика, 2010.

. Белокопытов А.В. Основы эконометрики: учебное пособие. - Смоленск - 2009.

. Белокопытов А.В., Смирнов В.Д. Методы корреляционно-регрессионного анализа в эконометрических исследованиях. - Смоленск: ООО «Принт-экспресс», 2004.

. Магнус Я. Катышев П., Пересецкий А. Эконометрика. Начальный курс. - М., 2008.

. Практикум по эконометрике. /под ред. И.И. Елисеевой. - М, Финансы и статистика, 2011.

. Свириденкова М.А. Эконометрика: методические указания. - Смоленск: СИБП, 2011.

безубыточность доход рентабельность маржинальный



2020-03-17 175 Обсуждений (0)
Построение аддитивной модели уровня временного ряда на перспективу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение аддитивной модели уровня временного ряда на перспективу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)