Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пять требований к репортажу



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Пять требований к репортажу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сейчас, в эру Интернета, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило. Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

● Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

● Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

● Репортажи обычно пишутся сразу после события.

● Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

● Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Требование первое: журналист должен быть свидетелем описываемого события.

Это делает описание аутентичным. То есть читатель получает непосредственное свидетельство от человека, который «был там», который может сказать: «я сам все видел». Профессиональный журналист вдруг оказывается там, где должны быть лишь случайные прохожие, может быть, группа зевак. Кстати, журналист имеет много больше шансов оказаться на месте события, чем простой человек, именно в силу своей профессии. И чем лучше, чем профессиональнее журналист работает, тем больше у него шансов оказаться на месте события. Статья, написанная в виде свидетельства очевидца, приобретает налет быстрого субъективного описания. Она не скрывает от читателя необъективность пишущего, неполноту восприятия ситуации. И этим подчеркивается отличие репортажа от новости, где, наоборот, на первый план выходит стремление быть объективным, настолько, что новости не пишутся от первого лица: в объективном (или стремящемся к объективному) описании журналиста как бы нет - он скрывается за происходящим. В репортаже, наоборот, «я» журналиста обязательно присутствует. И именно это, несмотря на очевидную односторонность описания, делает репортажи правдивыми. Мы как бы говорим читателю: «Я был там. Поэтому я не мог видеть всего. Но я пишу о том, что сам видел, и не претендую на большее».

Требование второе: хороший репортаж сообщает о чем-то, случившемся определенный день и час, в определенном месте.

И очень желательно, чтобы время и место указывались в самой статье. Даже если в репортаже повествуется не о конкретном событии, он все равно должен быть привязан к определенному времени и месту. Иначе теряется ощущение реальности, репортаж воспринимается как литературный рассказ об отвлеченном событии. А почему нужно указывать время и место в тексте? Журналист, пишущий репортаж, является частным лицом в общественно значимом месте в значимое время. Следовательно, то, о чем пишет журналист, важно для многих людей, которым нужно дать возможность представить происходящее в реально существующих координатах. Наконец, ваш репортаж может попасться на глаза читателю через несколько лет, и он должен иметь возможность понять, когда и как происходило описываемое событие.

Требование третье: лучше писать репортаж непосредственно после события.

Это требование связано с несколькими аспектами журналистского мастерства. Собственно, оно касается не только репортажей, но и всех жанров. Что бы вы ни писали, записывать нужно сразу же после события. И вот почему.

Во-первых, когда репортаж пишется сразу после события, в память журналиста еще свежи детали происшедшего. А детали в репортаже очень важны. Именно они придают описанию живость и непосредственность, делают его интересным и привлекательным для читателя.

В качестве второго аспекта хорошего репортажа нужно признать наличие прямых цитат. Цитаты облегчают текст, вносят в него свободу и создают эффект присутствия. А когда репортаж пишется сразу после события, еще свежи в памяти слова, сказанные тем или иным человеком, и еще хорошо помнятся те обстоятельства, в которых были произнесены эти слова. Кроме того, цитаты делают текст правдивее.

Требование четвертое: репортаж не только рассказывает, но и показывает.

Это требование непосредственно связано с мастерством журналиста.

Посмотрим на следующий текст:

«У изолятора шесть корпусов. Шестой корпус отделяется маленьким коридорчиком от основного круглого корпуса, где лица, находящиеся под арестом, имеют относительно большую возможность общаться друг с другом и даже следить за работниками изолятора. А коридор шестого корпуса прямой, и там много проще обеспечивать изолированность арестованных. Обратившись к следственным помещениям и «боксам», отметим, что они находятся на первом этаже, и если в упомянутых комнатах к задержанным применят даже самые бесчеловечные пытки, то все равно другие арестованные, содержащиеся на верхних этажах, не смогут ничего услышать, а следовательно, и протестовать.

«Бокс» является мрачным и сырым помещением размером приблизительно 28 квадратных метров, освещаемым маленьким окошком». (Газета «Еркир», Армения. 19.07.2002).

Этот текст мертв. Он написан корявым канцелярским стилем. Автор не показывает, как выглядит изолятор, на что он похож, мы не слышим, что там происходит, не видим охранников, арестованных.

Сравним с другим репортажем - описанием двери, ведущей в газовую камеру в Майданеке, концентрационном лагере для евреев, где погибло до полутора миллионов человек. Репортаж написан 23 июля 1944 года. Его автор - британский журналист Александр Верт19.

«Помещения в газовой камере, которая называлась «баня и дезинфекция», были скучными цементными конструкциями, которые, будь их двери побольше, в другом месте можно было бы принять за ряд маленьких уютных гаражей. Но двери - двери! Тяжелые стальные двери, и на каждой тяжелый стальной засов. В центре двери глазок - круг диаметром три дюйма, составленный из сотни маленьких дырочек. Могли люди в смертельной агонии видеть глаз наблюдавшего за ними эсэсовца? Во всех случаях эсэсовцу нечего было бояться: его глаз был хорошо защищен стальной сеточкой, покрывавшей глазок. И подобно тому, как гордый изготовитель надежных сейфов ставит свой фирменный знак на готовом изделии, производитель двери сделал вокруг глазка надпись «Auert, Berlin».»

Здесь автор показывает, он заставляет читателя увидеть эту дверь и этот замок. В результате текст читается с большим интересом и захватывает читателя ужасом происходившего за этой дверью. То, как автор показывает дверь, дает нам возможность понять и почувствовать гораздо больше, чем если бы автор просто рассказал о Майданеке. Ясно, что умения показать достигают, постоянно тренируя наблюдательность, умение видеть то, чего не видят другие, отмечать детали (как, например, фирменный знак изготовителя двери) и потом использовать их в материале.

И еще один совет. Для того чтобы показать, совсем не нужно обильно использовать прилагательные и наречия. Помните - они не показывают, они оценивают.

Требование пятое: не злоупотреблять обобщениями. Репортаж их не любит.

Репортаж - это не объективное, не полное описание. Журналист показывает то, что видит. А обобщать на основе неполной информации - значит вводить читателя в заблуждение. Люди, говоря с журналистами, сгущают краски. Устной речи свойственны преувеличения, недопустимые в речи письменной. Для того чтобы избежать этого, можно порекомендовать прием, который называется приемом Симплициссимуса. Слово симплициссимус в переводе с латыни значит простодушный. Название приема взято из заглавия книги немецкого писателя XVII века Ганса Якоба Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус». Герой этой книги (а книга названа его именем) попадает в различные ситуации, все время оставаясь как бы вне их, не смешиваясь с действующими лицами и глядя на происходящее отстраненно и критично. Симплициссимус о любых событиях рассказывает с интонацией наивного удивления. Ясно, что прием Симплицисимуса подразумевает, что журналист предстает как бы ничего не знающим. Он отстранен, спокоен, ему нужно все объяснять. Он не может обобщать, так как у него нет информации, которую можно было бы обобщить. Он похож на чистый лист бумаги - tabula rasa, - на котором будет только то, что напишут. И если журналист, отправляясь на задание, предстает перед своими источниками эдаким простаком, то когда он садится писать статью, этим простодушным персонажем становится читатель. Ведь он, читатель, не обязан знать то, что известно журналисту. Ему нужно объяснять. А ему объясняют, показывая события и приводя цитаты2.

 

Эффект присутствия»

 

Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся).

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным.В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр.

А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ»10.

 



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Пять требований к репортажу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пять требований к репортажу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)