Малый бизнес: понятие, критерии, роль в экономике
Введение
Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. По данным Росстата, за период с 1998 по январь 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг малого бизнеса составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%. Это обуславливает актуальность развития форм поддержки малого бизнеса. Малый бизнес во время настоящего экономического кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, в большой степени от развития форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании. Все вышесказанное обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет цель и задачи работы. Объектом исследования является малый бизнес в Российской Федерации. Предметом исследования является состояние и развитие малого бизнеса в Российской Федерации. Целью работы является анализ состояния и развития малого бизнеса в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью работы выделены следующие задачи: . Изучить понятия, критерии и роль малого бизнеса в российской экономике . Рассмотреть нормативно-правовые основы развития и государственной поддержки малого бизнеса Российской Федерации . Проанализировать состояние и развитие малого бизнеса в Российской Федерации . Исследовать основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации Теоретической основой работы явились труды: Блинова А.О., Шапкина Абалкина Л.И., Демченко Н.Л., Кузнецова В.Ф. и других. В качестве методологической основы исследования использовались системный подход к изучаемому объекту, приемы логико-теоретического анализа социально-экономических явлений.
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и развития малого бизнеса в Российской Федерации
Малый бизнес: понятие, критерии, роль в экономике
Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества [9, c.13]. Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной и т. п. государственной поддержки малых предприятий. Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят: численность занятых; объем продаж (оборот); стоимость активов. Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам: объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них; межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития; очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия [10. 34-37]. Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики. К таким качественным критериям малого бизнеса относятся: относительно небольшое число производимых продуктов (услуг); сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности; высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность; менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы; несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»; концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены); способность овладевать только ограниченными (локальными) сегментами рынка; устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы. Малые предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: полное товарищество (статьи 69 - 81 Гражданского Кодекса Российской Федерации); коммандитное товарищество (статьи 82 - 86 Гражданского Кодекса Российской Федерации); общество с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 94 Гражданского Кодекса Российской Федерации); общество с дополнительной ответственностью (статья 95 Гражданского Кодекса Российской Федерации); акционерное общество (статьи 96 - 104 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции от 13.06.96)); производственный кооператив (статьи 107 - 112 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 N 41-ФЗ).[8.c. 49] Общее представление об уровне развития малого предпринимательства в РФ можно получить, проведя классификацию по совокупности индикаторов, характеризующих текущее состояние малого бизнеса. Как наиболее показательные были выбраны следующие из них: количество зарегистрированных МП; среднесписочная численность занятых на МП; средний объем производства продукции (работ, услуг) одним МП в денежном выражении; среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Основные экономические черты малого предпринимательства: обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск; специализация на каком-либо виде деятельности; реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке[11.c. 38]. Малое предпринимательство - это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес - связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |