Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели развития малого бизнеса в Российской Федерации



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Основные показатели развития малого бизнеса в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На 1 января 2009 г. число МП, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 986,2 тыс., на 1,5% (12,6 тыс.) больше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Значительное сокращение было отмечено в 2003 г. (более чем на 5% по сравнению с 2002 г.) с последующим увеличением в 2004 г. В целом же численность малого предпринимательства стабильна с долгосрочной тенденцией к незначительному росту [14, с. 2].

Сфера деятельности большинства малого предпринимательства - торговля и общественное питание (в Российской Федерации в 2008 г. 49% от общего числа), промышленной деятельностью и строительством занимаются соответственно 14,3 и 14,9% предприятий, удельный вес прочих отраслей относительно невелик. [14.c. 3]

 

Рисунок 1 - Распределение по сферам деятельности малого бизнеса в Российской Федерации

 

В 4 квартале 2008 г. среднесписочная численность работников МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), зарегистрированных на территории Российской Федерации, составила 9162,9 тыс. человек.

За период с 2005 по 2008гг. в Российской Федерации наблюдалась положительная динамика изменений в среднесписочной численности работников малого бизнеса с общим увеличением показателя на 8,6%.

Объем производства продукции (работ, услуг) на МП, зарегистрированных на территории РФ, составил в 2008г. 1 369 926,2 млн. рублей, превысив аналогичный показатель 2005 г. на 35,5% (с учетом уровня инфляции). В 4 квартале 2008 г. рост продолжился: продукция, работы, и услуги были произведены на сумму 412 360 млн. рублей (4 квартале 2007 г. - 293 506,5 млн. рублей), на 86,5% больше, чем в 4 квартале 2008. Тенденция к стабильному росту наблюдается также во всех регионах.

 

Рисунок 2 - Рост объема производства продукции (работ, услуг) на малом предпринимательстве 2005-2008г.

 

При этом объем валового внутреннего продукта также пропорционально растет.

 


Рисунок 3 - Рост валового внутреннего продукта Российской Федерации

 

Основной объем производства малого бизнеса в денежном выражении приходится на строительство, промышленность, торговлю и общественное питание. На эти сектора приходится соответственно 23,9, 22,9 и 19,2% в общероссийской отраслевой структуре выпуска малого бизнеса.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провела в 48 регионах России исследование «Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей». Результаты таковы: малые предприятия тратят на преодоление административных барьеров в среднем до 10 тыс. рублей и до 70 часов на одного работника в год. Предприятие в 20 человек фактически должно иметь специалиста по «барьерам». Исследование условий предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, проведенное организацией «ОПОРА РОССИИ», показало, что около половины опрошенных в качестве наиболее существенных проблем, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, выделили высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств и нестабильность законодательной базы, треть - коррупцию в органах власти и управления, каждый четвертый назвал проверки контрольно-надзорных органов [15.c.9].

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Установлено, что свыше 60 % малых предприятий тратят на преодоление барьеров в среднем ежемесячно по 5.5 тыс. рублей. На получение разрешительных документов предприниматель за год тратил в среднем 49 дней и сумму средств, адекватную 950 долларам, что в 1,5 раза выше официально установленных расценок. Анализ показал, что частота проверок у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в три раза выше, чем у малых предприятий, хотя число выявленных нарушений такое же, как и у юридических лиц.

Практика показывает, что три четверти предпринимателей проверяются различными органами несколько раз в год, а некоторые - ежемесячно. От 30 до 40% предпринимателей в число наиболее активных контролеров малого бизнеса вносят налоговую инспекцию, Госсанэпидемнадзор, Государственную противопожарную службу и Госторгинспекцию.

Абсолютным лидером нарушений со стороны контрольных органов стало требование проверяющих о предоставлении документов, информации, образцов продукции, не относящихся к предмету проверки. Вместе с тем, все больше и больше предпринимателей (до 45%) начинают открыто отстаивать свои права в суде.

Существует и другая проблема, приобретающая иногда крайние формы в муниципальных образованиях. Это проблема осуществления проверок предпринимателей по «неслучайной выборке», имеется ввиду соблюдение контрольно-надзорными органами определенных финансовых интересов, когда некоторые предприятия проверяются по несколько раз в год, а другие раз в три года, да и то путем распития водки с директором магазина. Таким образом, на территории появляются «микромонополии», а монополизация экономики это плохо. То есть получается, что неугодные предприятия вынуждены закрываться, и вот муниципальное образование теряет рабочие места и часть налогов в бюджет.

Но, несмотря на такое положение дел с административными барьерами и соблюдением прав предпринимателей, 40% представителей малого бизнеса в России считают условия своей деятельности приемлемыми.

Еще одна проблема развития малого бизнеса в России сегодня это финансовое обеспечение. Несмотря на то, что многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, практически пока этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался снизу в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий;

дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Особую роль на развитие малого бизнеса оказывает и мировой финансовый кризис. Ситуация сегодня иная, чем в период кризиса 1998 года, быстрого обвала и быстрого подъема после кризиса ожидать не стоит, также не следует надеяться на рост отечественной промышленности после кризиса.

Тогда, в 1998 году, импорт был существенно дороже отечественных товаров, после кризиса многие иностранные компании перестали работать с отечественным рынком. Это расчистило рынок для более дешевых российских товаров, качеством они не отличались, но были более низкой стоимости за счет недорогой рабочей силы и материальной базы, оставшейся еще от СССР. Сейчас ситуация совсем другая, товар произведенный в России зачастую дороже импортного. Китайцы все равно сделают дешевле и лучше. Так что у бизнеса, который занят в промышленности такого шанса как в 1998 году просто не будет.

Относительно хорошо во время кризиса будут себя чувствовать компании, занимающиеся бизнесом, востребованным в любое время, так как люди в любое время хотят кушать и ходить в парикмахерскую. Только работать придется лучше, скорректировать в правильную сторону цены и ассортимент товаров и услуг. Также неплохо в любой кризис себя чувствует сфера развлечений, но малый бизнес в этой нише практически не представлен.

Предприниматели, которые развивались осторожно, не влезая в большие долги, будут находиться в более завидном положении, по сравнению с коллегами у которых большая долговая нагрузка. В любом случае чтобы небольшой компании пережить кризис придется начать экономить, урезая необязательные расходы. Кризис позволит выжить только самым лучшим, кто хорошо работал и до кризисных явлений, у того останется достаточно клиентов.

Кроме общих проблем, мешающих развитию предпринимательства, есть множество частных, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия: некомпетентность; отсутствие управленческого опыта и недостаток в финансах, снабжении и производстве; отсутствие опыта работы в отрасли; небрежность в ведении дел; мошенничество или бедствие и иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Социологические исследования в России показывают, что среди причин, препятствующих развитию предпринимательства, главными являются: отсутствие у предпринимательства четкой программы, непоследовательность - в реализации экономической политики, отсутствие необходимой правовой базы и юридических гарантий, сопротивление административно-командной системы.

В России из 5 млн. представителей малого бизнеса, 4 млн. - ПБОЮЛы, которые практически не имеют доступа к финансовым ресурсам. Пороговое значение для перехода на упрощенную систему налогообложения, которая действительно является шагом вперед и возможностью для развития малых предприятий, сейчас оставляет всего 20 млн. рублей. При этом внятного расчета - почему 20 млн. руб., а не 50-60 млн. руб. нет. При этом приводимые цифры роста числа малых предприятий на 5-7%, по оценке экспертов «ОПОРЫ», являются просто «системой клонирования» одного малого предприятия. Оно при превышении барьера в 15-20 млн рублей, чтобы по-прежнему использовать «упрощенку», создает второе, третье, пятое предприятие, однако это один и тот же бизнес. Малые предприятия во многих производственных сферах, например, в швейной или текстильной промышленности, с численностью чуть более 100 человек, имеют небольшие обороты, но по закону могут применять обычную форму налогообложения, поэтому они тоже клонируются на искусственные образования [12.c.18].

Таким образом, малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. К определению места и роли малого бизнеса в любой экономике, как и к определению самого этого понятия, следует подходить с двух точек зрения - количественной и качественной.

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущим устранить опасный перекос в сфере предпринимательства.

На основании приведенных статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ:

несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

несовершенство системы налогообложения;

административные барьеры, коррупция и бюрократизм;

недобросовестная конкуренция;

несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Из этого следует, что решение именно этих вопросов и проблем развития малого предпринимательства в первую очередь должно выдвигаться в центр государственной и муниципальной политики по поддержке развития малого бизнеса на территории Российской Федерации.

 



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Основные показатели развития малого бизнеса в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели развития малого бизнеса в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)