Профориентация подросток интеллектуальный недостаточность
Введение Актуальность проблемы исследования. Динамические изменения в социально-экономической, политической и общественной жизни страны обостряют проблемы социальной адаптации молодёжи и затрудняют прогнозирование их индивидуальной жизненной перспективы. Особую остроту и актуальность приобретают эти проблемы для умственно отсталых лиц. Недоразвитие у них мыслительных процессов приводит к своеобразию и упрощённости социальной перцепции, низкой эффективности усвоения социальных понятий, норм общественной жизни, нарушениям эмоционально-волевой сферы и поведения. Стремление к удовлетворению ближайших побуждений препятствует влиянию общечеловеческих нравственных ценностей и устойчивых социальных установок. Накопление социального опыта у лиц с умственно отсталостью происходит в трудовой деятельности, поэтому для них особенно важна социально-трудовая адаптация, в которой раскрывается содержание задач общества по отношению к этой категории людей: приспособление их к самостоятельному общественно-полезному труду/ В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых людей с отклонениями в интеллектуальном развитии происходит с большими трудностями: они неадекватно себя оценивают, плохо адаптированы к общению в коллективе, к физическим и эмоциональным нагрузкам, не активны; они не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику, о возможностях профессиональной подготовки и трудоустройства в регионе проживания и т.д. Актуальность проблемы профессионального самоопределения в процессе социально-трудовой адаптации молодежи признается такими учеными, как К. А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.М. Кухарчук, А.В.Лаврентьева, А.Б. Ценципер, В.В.Чебышев, П.А.Шавир и другие. В коррекционной психологии исследования по проблеме профессионального становления личности умственно отсталых лиц немногочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Г.М. Дульнев, Л.Р. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, А.М. Щербакова и другие). В них отмечается, что у умственно отсталых, как и у нормально развивающихся подростков, профессиональное самоопределение занимает одно из ведущих мест в самосознании личности, однако оно затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий и представлений, незрелостью чувств и интересов, неадекватностью самооценки. Модели психолого-педагогической поддержки лиц с умственной отсталостью, создающие условия для развития их способностей к профессиональной деятельности в теоретическом и в практическом плане остаются неразработанными. Это обусловливает актуальность решения проблемы профессионального самоопределения, поиска эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности. В разработке современных средств и содержания психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности умственно отсталых старшеклассников большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе, что и определило проблему диссертационного исследования. Цель исследования: выявление взаимоотношения Я-образа и степени вовлечённости в профессионально-трудовую деятельность лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями (умственно отсталых) Объект исследования: особенности формирования профессионального самоопределения личности молодых людей с интеллектуальной недостаточностью, способствующие развитию их компенсаторных и интеграционных возможностей для оптимизации их последующей социально-трудовой адаптации. Предмет исследования: подбор и адаптация диагностического инструментария для изучения профессионального самоопределения личности молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать литературные источники в области специальной психологии и педагогики по теме исследования; определить степень разработанности проблемы в теории и практике. 2. Подобрать и адаптировать комплекс диагностических методик для изучения профессионального самоопределения личности молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. . Провести изучение особенностей личности молодых людей с интеллектуальной недостаточностью и на основе анализа результатов выявить условия компенсации их психических нарушений для повышения адаптационных возможностей. . Определить направления и содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности молодых людей с интеллектуальной недостаточностью с целью оптимизации их вовлечённости в трудовую деятельность.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |