Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи и методика исследования взаимосвязи Я-концепции и включенности в трудовую деятельность молодых людей с интеллектуальной недостаточностью



2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика исследования взаимосвязи Я-концепции и включенности в трудовую деятельность молодых людей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности,является активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я -концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения.

В повседневной жизни поведение человека определяется влиянием таких компонентов (структур) Я -концепции, как социальное Я по Джемсу, Реальное Я, выделяемое, в том числе Бернсом, или рабочими Я -концепциями, согласно Маркусу.

В связи с этим возникает интерес к особенностям и аспектам Я -концепции, связанным с выбором и успешностью стратегии вовлечённости в трудовую деятельность. Данное исследование является важным шагом, предпринимаемым нами с целью изучения данной проблематики.

Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей Я -концепции и вовлечённости в трудовую деятельность.

1. Задачи:

2. Изучение стратегий вовлечённости в трудовую деятельность.

.   Выявление особенностей Я -концепции, связанных с выбором стратегии вовлечённости в трудовую деятельность.

Предметом исследования является взаимосвязь особенностей Я -концепции со стратегией вовлечённости в трудовую деятельность в трудной жизненной ситуации.

Объект исследования: молодые люди с интеллектуальной недостаточностью (18-22 года), всего 50 человек (экспериментальная группа) и их ровесники с нормальным интеллектуальным развитием (тоже 50 человек, контрольная группа)

В ходе исследования анализировалась самооценка умственно отсталого на двух уровнях - на вербальном, осознанном уровне и на эмоциональном, довербальном, не развернутом в значениях, а следовательно, не осознанном уровне.

В исследовании приняли участие 50 человек с ителлектуальной недостаточностью, отбор которых в экспериментальную группу осуществлялся на основе заключений психолого-медико-педагогической комиссии. В эту группу были включены лица с диагнозом: легкая степень умственной отсталости - дебильность. Контрольная группа состояла из 50 человек

На вербальном уровне самооценка (образ Я) измерялась по методике Дембо - Рубинштейн. К классическим шкалам - здоровье, ум, характер, счастье - были добавлены еще две - отметки и рост. Шкала, требующая определить свой рост относительно одноклассников, была введена для того, чтобы дать умственно отсталому представление о ранжировании. Эта шкала использовалась первой. Шкала отметки позволяла ребенку опереться на объективно существующие оценки. Шкалы располагались горизонтально, что позволяло легко представить на первой линеечке свой уровень, выстроенный по росту. Измерялось расстояние от последней точки шкалы до отметки, с помощью которой он определял свое место на шкале. Таким образом, каждой отметке приписывался балл, что позволяло сравнивать результаты. Каждая шкала была длиной 20 см, следовательно, максимальное количество баллов - 20.

Использовалась также методика Де Греефа, описанная в работах Л. Выготского, по которой ребенку предлагают лист бумаги с тремя кружками, при этом психолог уславливается с исследуемым, что один кружок означает его самого, второй - его товарища, третий - его наставника по организации трудовой деятельности. Затем проводит линии от этих кружочков вниз так, чтобы самая длинная линия досталась самому умному, вторая по длине - второму и т. д. В нашем исследовании мы измеряли длину линий, что позволяло оценки исследуемого, сделанные с помощью длины линий, отразить в баллах.

Для определения довербальной, аффективной самооценки использовалась проективная, рисуночная методика. Молодого человека просили нарисовать себя и своего друга. Рисунки делались на разных листах. Использовалась бумага формата А4, простой карандаш. При анализе и интерпретации данных учитывался лишь размер рисунка. В размере детского рисунка отражается значение личности, а не реальный рост или объем тела. Если молодой человек соотносит рисунок человека с собой, то в размере рисунка может отражаться чувство слабости или силы, уверенности или неуверенности, тревоги, уровень самоуважения и т. д. Размер рисунка человека (в случае идентификации себя с рисунком) традиционно используется для исследования самооценки.

Отметим, что рисунки умственно отсталых существенно отличаются от рисунков здоровых. У с отклоняющимся развитием безусловно будет искажение и в развитии рисунка. Современные исследования говорят о том, что при интерпретации рисунков умственно отсталых нельзя использовать стандартный подход, сравнение с эталонным описанием. Здесь требуется индивидуальный подход, учет не только возрастной динамики в развитии рисунка, которая не совпадает с нормой, но и учет индивидуальных особенностей дизонтогенеза: гностических особенностей, специфики развития произвольности, моторики и т. д..

Такой анализ выходит за рамки данной работы. Поэтому в настоящем исследовании не делалось развернутая интерпретация рисунков исследуемых. Применялся лишь размер рисунка человека как показатель эмоциональной, неосознанной самооценки.

Для исследования неосознаваемой самооценки использовался и цветовой тест отношений (ЦТО). Методика позволяет оценить отношение обследуемого к значимым людям, понятиям, в том числе и к себе, выявляя «невербальные компоненты отношения», «чувственную ткань смысловых образований», т. е. аффективное отношение, неозначенный, выраженный через эмоцию смысл.

Проведение методики было традиционным. В качестве стимульного материала использовались стандартные карточки из восьмицветового теста М. Люшера. С помощью карточек оценивались понятия, которые использовались и в других методиках для оценивания на вербальном, осознанном уровне. Обследуемому предлагалось выбрать из разложенных перед ним карточек цвет, который подходит человеку с хорошим характером, здоровому, умному, счастливому.

Затем предлагалось выбрать цвет, с которым он ассоциирует себя сам, наставника и друга. Один и тот же цвет мог выбираться неоднократно. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжировались обследуемым в порядке предпочтения, начиная с самого красивого, приятного и заканчивая самым некрасивым и неприятным. Второй этап, ранжирование, позволял определить ранг понятий, оцениваемых с помощью цвета. Наименьший ранг приписывался понятию, которое соотносилось с наиболее привлекательным цветом, и т. д. Таким образом, все оцениваемые понятия приобретали ранг, и чем меньше был этот ранг, тем более привлекательным для исследуемого было оцениваемое понятие.

При математической обработке результатов использовались U - критерий Манна - Уитни и Q - критерий Розенбаума.

Для исследования компонента «хочу» применялись методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Профессиональные намерения» (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович), адаптированные для выпускников коррекционных школ VIII вида Е.В. Муравьёвой и Е.Ю. Фирсовой.

При изучении компонента «могу» были использованы экспериментально-психологические методики «Сравнение понятий», «Исключение понятий», «Обобщение понятий», «Установление простых аналогий», «Работа с анаграммами», «Вписывание в слова недостающих букв», «Работа с силлогизмами», методика Г.Эббингауза «Заполнение пропущенных в тексте слов»; методика диагностики типа мотивации (Е. Лепешова); методика «Ваша самооценка» (Г. Н. Казанцева); ориентационная анкета Б. Басса; методика «Профессиональные намерения»; психолого-педагогическое наблюдение.



2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика исследования взаимосвязи Я-концепции и включенности в трудовую деятельность молодых людей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи и методика исследования взаимосвязи Я-концепции и включенности в трудовую деятельность молодых людей с интеллектуальной недостаточностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)