Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие Я-концепции в онтогенезе



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Развитие Я-концепции в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сложность определении указанных явлений выявляется уже при обращении к их характеристикам, даваемым в специальных исследованиях и словарях. Так, в Психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова показана вся сложность денного феномен «Я-концепция» трактуется как «динамическая система представлений индивида о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных и прочих характеристик и пр. свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов». В соответствии с рассмотрением «Я-концепции» как социально-психологического феномена (как совокупности установок личности, направленных на себя) в ней выделяется три структурных компонента: когнитивный, характеризующий содержательное представление о себе; аффективный или эмоционально-ценностный, отражающий отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности; поведенческий, характеризующий особенности проявления первых двух. «Я-концепция», как сложное системное образование, состоит из целой совокупности «образов Я» - ее составных элементов, при этом образ собственного тела является наиболее ранним и исходным.

В зависимости от уровня (организма, социального индивида или личности), на котором проявляет себя человек В.В. Столин выделяет: физический «образ Я», или схему тела, вызывающуяся потребностью в физиологическом благополучии организма, но, по сути, схему тела еще нельзя в полном смысле называть самостоятельным образом, поскольку она привязана к отражению внешней среды и без него не существует (в отличии от образа тела, схема тела неосознаваема); социальные идентичности, связанные с потребностью человека в принадлежности к социуму; дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности.

Обозначим также динамический аспект изучения «Я-концепции». Сюда же относится трансспективное временное представление о своем: Я-прошлом, Я-настоящем, Я-будущем. В.С. Агапов, предлагая использовать «Я-концепцию» в качестве наиболее широкого понятия, объединяющего в себе и «образ Я», и самооценку, на основе проведенного им анализа научных работ выделяет шесть основных подходов исследователей к определению данного термина (далее не соблюдается авторский порядок их приведения):

1. «Я-концепция - это уникальность «нейроструктурных основ индивидуального «Я» человека»;

2. Я-концепция - это то, «чем я обладаю;

.   «Я-концепция» - это то, «каким меня хотят видеть»: совокупность всех представлений личности о себе, сопряженная с их оценкой;

.   Я-концепция - это «совокупность установок, направленных на самого себя; данная позиция уже была освещена нами ранее;

.   «Я-концепция» - это система «образов Я» и образов человека, в которой «Я-образы» постоянно меняются и никогда тот же образ не возникает дважды»;

.   «Я-концепция» - это система самовосприятий или «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленнй из восприятий свойств Я или «меня» и восприятий Я или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями» (здесь Агапов цитирует К. Р. Роджерса).

Последний подход представляется наиболее ценным в контексте обсуждения проблемы эволюционного развития самоотражения, поскольку именно образы, представленные в виде отдельных одномодальных ощущений, а затем перцептивные образы являлись филогенетически наиболее ранними с точки зрения формы психического отражения мира (внешнего мира и самого себя).

Невзирая на столь широкий спектр различных подходов к пониманию термина «Я-концепция», можно выделить два обобщающих, универсальных тезиса, характеризующих данный феномен и имеющих ключевое значение для разрешения обсуждаемой нами проблемы:

Во-первых, концепция (от лат. Conception - единый замысел, ведущая мысль) означает систему взглядов, нацеленных на понимание явления. «Я-концепция» - это система взглядов, когнитивно-эмоциональный конструкт понимания себя и отношений к внешнему миру. Это «теория самого себя». Тем самым можно заключить, что «Я-концепция» является отдельным целостным образом (системой образов), противопоставленным образу внешнего мира, хотя и тесно взаимодействующим с последним. В данном контексте уместно вспомнить идеи Б.Г. Ананьева, согласно которому «необходимо представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)… В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоотвествие тенденций и потенций человека, самосознание и «Я»-ядро человеческой личности. Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем его сознания является одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром личности».

Во-вторых, - и этот тезис логически вытекает из первого - «Я-концепцию» следует рассматривать как итоговый продукт процесса самосознания. В целом сознание «обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту». Именно благодаря деятельности сознания у человека формируется этот целостный, относительно обособленный конструкт «Я-концепции», противопоставленный восприятию внешнего мира.

И.И. Чеснокова развивает стадиальную концепцию становления самосознания ребенка. У истоков самосознания стоит осознание пространственных отношений и отграничение ребенком своего тела от окружающего пространства. Действуя с предметом, приобретающим в процессе манипулировании им «изолирующую оболочку», ребенок познает не только искомый предмет, но и самого себя. Так же важным моментом в онтогенезе «Я» человека является формирование образа-представления собственного тела (способности узнавать свое отражение в зеркале). Согласно Н.Н. Авдеевой, этот процесс завершается к концу второго года жизни, когда ребенок уже безошибочно узнает себя в зеркале. Следующий важный скачок в развитии отражения себя человеком связан с выделением побуждений к выполняемым действиям, с регулированием их во времени. Данное преобразование тесно связано с овладением ребенком речью и все большим включением его в структуру социальных отношений.
В данном контексте представляется уместным упомянуть утверждение Б.Г. Ананьева о том, что первичной формой «Я» человека является сознание себя как субъекта действий, где эти действия рассматриваются как свои собственные. С этой позицией сходно понимание самости, как первичного «Я», как утверждение самого себя, способности быть самим собой, притом, что в зрелом возрасте самость являет собой основу интеграции с миром .

Наиболее существенные изменения наступают в трехлетнем возрасте. «Если ранее ребенок не мыслил себя отдельно от привычных условий, испытывал чувство слитности с окружающим, называл себя по имени, говорил о себе в третьем лице, то к 3-летнему возрасту это слияние ребенка с окружающим неожиданно исчезает…». Именно к этому моменту происходит окончательная дифференциация ранее все еще слитного образа мира на два независимых конструкта: «Я-концепцию» и образ внешней среды. В дальнейшем образ мира, как результат психического отражения, будет существовать и эволюционировать в виде бинарной, иерархически организованной системы, соответствующей по своему уровню четвертой стадии дифференционно-интегративного цикла развития по М.А. Холодной.
Сопоставим развитие отражения субъектом самого себя в процессе филогенеза животных с процессом становления и развития Я-концепции в онтогенезе человека, дабы более четко обозначить, во-первых, специфику этого процесса именно как процесса дифференциации и все большего отделения отражения самого себя от отражения внешнего мира, а, во-вторых, подчеркнуть общие закономерности, прослеживающиеся в филогенезе и онтогенезе отражения самого себя.

Сравнение развития отражения самого себя в процессе эволюции психики животных с процессом становления и «Я-концепции» человека:

1. Исходная слитность отражения самого себя с отражением среды (внешнего мира) - присутствует и в филогенезе животных, и в онтогенезе человека;

2. Отграничение собственного тела от всего окружающего пространства (проприоцепция) - присутствует и в филогенезе животных, и в онтогенезе человека;

.   Отражение собственного тела в форме представления - присутствует и в филогенезе животных, и в онтогенезе человека;

.   Отражение самого себя как субъекта действий, как действующего начала - присутствует и в филогенезе животных, и в онтогенезе человека;

.   Полное отделение отражения самого себя от отражения внешнего мира в форме целостного образа и противопоставление себя среде - присутствует только в онтогенезе человека.

Можно констатировать, что как развитие отражения субъектом самого себя в филогенезе, приводящее к формированию человеческой «Я-концепции», с одной стороны, так и зарождение и развитие «Я-концепции» человека в процессе онтогенеза отдельного индивида - с другой, имеют целый ряд общих моментов.

На основе проведенного анализа возможно выделить общие стадии предшествующие окончательному формированию «Я-концепции» человека как в фило-, так и в онтогенезе:

1. Восприятие самого себя «слитно» со средой, как отправная точка развития;

2. Интеграция проприоцептивных ощущений, поступающих из разных частей тела, с зрительной информацией, получаемой на основе наблюдения за собственным телом и его взаимодействием с внешними объектами;

.   Отражение собственного тела в форме представления, возникающего и функционирующего лишь в контексте его соотнесенности с предметами внешнего мира. Обособление образа-представления себя от окружающих предметных связей, возникновение деятельности, основным мотивом которой является изучение собственного тела и его характеристик;

.   Восприятие себя как деятельностного начала и соотнесение своих действий с действиями других субъектов и приписывание им определенной мотивации;

.   Окончательное отделение отражения самого себя от отражения среды - формирование «Я-концепции».

В этой связи сегодня в поле деятельности служб управления особую актуальность приобретает категория «вовлечённость личности» как социально-психологическая характеристика сотрудника. Понимая под вовлечённостью личности (Я-концепция вовлечённости) устойчивую динамическую систему переживаний субъектом своих достижений в направлении согласования самооценки и уровня притязаний, отметим, что восприятие своих достижений как успешных или неуспешных служит решающим фактором формирования мотивации достижения, ценностно-смысловой системы, профессиональной идентичности и определяет адаптационный потенциал сотрудника. При всём многообразии вариантов инноваций в разных сферах профессиональной жизни, готовность человека к инновационному поведению не возможна без наличия определенной внутренней установки на успех, без оценки себя как успешного человека. Очевидно, что развитие Я-концепции вовлечённости сотрудников становится одной из важнейших задач в области мотивации и стимулирования персонала наряду с такими проблемами как: планирование кадровой политики и ее основных направлений; обоснование важнейших функций системы управления персоналом; определение требований системы управления персоналом к кадровой политике; формирование мотивационных программ; создание системы стимулирования на предприятии.

Проблема совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в системе кадровой политики организации разрабатывается в экономической науке давно. В ставших уже классическими работах М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Десслера, И. Ансоффа, У. Брэддика, Д. Грейсона-мл., К. О'Делла роль мотивации и стимулирования наемных работников рассматривается, как правило, для стабильных условий экономики и сложившихся условий жизнедеятельности людей. В исследованиях российских ученых вопросы влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом получили дальнейшее развитие с учетом особенностей социально-трудовых отношений нашей страны. Различным аспектам этой проблемы посвящены работы Волгина Н.А., Дятлова В.А., Кибанова А.Я., Кокорева И.А., Кулапова М.Н., Маусова Н.К., Одегова Ю.Г., Половинко B.C., Пушкарева Н.Ф., Руденко Г.Г., Русинова Ф.М., Соломанидиной Т.О., Травина В.В., Федченко А.А. и ряда других специалистов.

Несмотря на востребованность в профессиональной среде категории вовлечённости как профессионального свойства сотрудника в настоящее время в организационной психологии отсутствует целостная концепция вовлечённости личности, не изучены психологические механизмы и факторы развития вовлечённости как подструктуры самосознания.

Обращение нас к латинскому языку обнаружило около десяти ассоциативных понятий с вовлечённостью («новый человек», «опытный, успешный человек», «самостоятельный человек», «счастливый человек», «полезный в житейских обстоятельствах человек» и др.). По-видимому, проблема вовлечённости стояла на пути человечества в разные исторические и культурные времена.

На сегодняшний момент в изучении этого феномена можно определенно выявить философское направление, педагогическое, социально-психологическое.

Прежде чем четко оформиться в философском течении прагматизма (от греческого pragma - дело, действие) 70-х гг. XIX-го века в США, проблема успеха личности прошла определенный путь, наполняясь содержанием внутри различных философских школ, и долгое время не являлась самостоятельной единицей философского анализа. Вовлечённости личности в учении Сократа созвучно понятие «совершенства» как проявление добродетели и знания; в учении Эпикура в качестве единственного пути к счастью и успеху рассматривается правильное понимание удовольствий и разумное просвещение, отсутствие душевных тревог и телесных страданий.

В отечественной психологии предпосылки развития понятия вовлечённости (концепции Я-вовлечённости) как личностного свойства просматриваются в основополагающих психологических концепциях и базовых категориях: в рамках общепсихологической теории личности: концепция психической активность субъекта (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев); соотношение понятий «личность-сознание-деятельность» (М.Я Басов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и «индивид-личность-индивидуальность» (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин); разработка основных моделей структуры и типизации личности (Б. Ф. Лазурский, К. К. Платонов, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. И. Додонов, Б. Д. Парыгин, В. С. Мерлин); в контексте психологии карьеры (Е. И. Головаха, Н. С. Пряжников) с позиций психологии профессиональной компетентности (Е. И. Климов, А. К. Маркова Э. Ф. Зеер), психологии управления и лидерства в организации (Т. С. Кабаченко, В. Ф. Рубахин, А. Л. Журавлев).

Обобщение и научная рефлексия позволили нам выделить следующие компоненты Я-концепции вовлечённости, которые составляют неповторимость Я-образа каждого сотрудника.

 

КОНЦЕПЦИЯ Я-ВОВЛЕЧЁННОСТИ СОТРУДНИКА

(Степень согласования самооценки и уровня притязаний)

 

 

Когнитивный             Эмоционально-оценочный                        Поведенческий

компонент                                               компонент                        компонент

 

 

система знаний                         система переживаний                  система

о самом себе                        своих успехов и неуспехов         поведенческих

реакций

 

 

                                                Процессы самосознания

 

 

самовосприятие                          самоотношение                     саморегулирование

самонаблюдение                            самооценка                          самоэффективность

самоанализ                                                                                         самопрезентация

 

 

     система                                      система                                 система

самоидентичности                          смысловых                            ожидаемых

образований                                 альтернатив                          поведенческих

Рис. 1. Компоненты Я-концепции вовлечённости сотрудника

 

Таким образом, Я-концепция вовлечённости предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции в его профессиональном поведении.

Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний как стремления к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Поскольку именно от установок персонала и, в том числе, установок на собственную вовлечённость в трудовую деятелность, зависит ее деятельность организации, ее выживаемость и конкурентоспособность, то возникает объективная потребность в кадровой политике, определяющей принятие решений в отношении кадровой составляющей организации.



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Развитие Я-концепции в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие Я-концепции в онтогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)