Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности вовлечённости в трудовую деятельность лиц с интеллектуальной недостаточностью



2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Особенности вовлечённости в трудовую деятельность лиц с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для прогноза трудоспособности кроме уровня интеллектуального развития очень важен учет проявлений психических нарушений. При экспертизе трудоспособности принято выделять четыре типа дефекта психики:

.   Основной (простой) тип дефекта психики. По темпераменту это сильный, уравновешенный, подвижный тип психической деятельности. Эмоционально устойчивый, с низкой реакцией на воздействия извне, добродушный. Реагирует на обиду, но отходчив и незлобив. Хорошо удерживается в разных социальных группах; склонен к совместной деятельности, слабо подчиняем, внушаем, широко использует наработанные жизненные стереотипы, покладист, управляем. Трудонаправлен, склонен к выполнению монотонной работы; требует контроля, четкого объема работы, ритма труда и направлен на конечный результат. Общение с миром упрощенно, ограничено кругом конкретных суждений и представлений. Мотивация (направленность личности): цели, идеалы, установки приземленные, простые; руководствуется стандартными социальными стереотипами, привычки и желания меняет с трудом.

.   Тип дефекта с эмоционально-волевыми нарушениями психики. Психопатоподобный вариант. Возбудим, не удерживается в коллективе, груб, недисциплинирован, беспокоен, склонен к бесцельной, безмотивной деятельности. Неуравновешенность, легкость возникновения аффектов, отсутствие эмоциональной зрелости затрудняет его социально-трудовое приспособление. Специфической особенностью его умственной деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки вырабатывает довольно быстро, но выполнять работу может не сразу. Особенно вначале требует руководства деятельностью и индивидуального подхода с учетом склонностей к определенному виду труда.

.   Торпидный вариант. Заторможен, наблюдаются значительные расстройства памяти и внимания (нарушение объема памяти, патологическая концентрация внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности). Трудовые навыки вырабатываются медленно и отличаются нестойкостью.

.   Астенический тип дефекта психики. Темп психической деятельности замедлен, утомляемость повышена, активное внимание неустойчиво и быстро истощаемо, не выдерживает физическое и психическое напряжение, овладение пространственными и временными представлениями невозможно в полном объеме, склонен к рецидивам.

.   Сложный тип дефекта психики. Значительную интеллектуальную недостаточность сочетает с грубой сомато-неврологической патологией (припадки, параличи, слепота, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.). Подобные сочетания еще более ограничивают возможности самообслуживания, передвижения, обучения, трудовой деятельности.

При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики.

Успешность профессиональной, как и всякой другой, деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, личностными проявлениями, энергетическим потенциалом и рядом клинико-социальных данных, которые определяются типом психического дефекта.

Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. В период обучения они нуждаются в руководстве и помощи. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.

При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду. Трудовая адаптация лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности и с основным типом дефекта психики бывает затруднена только при длительном отрыве от трудовой деятельности в связи с обострением болезни, также при отсутствии трудовых навыков вследствие неправильного воспитания. В этих случаях целесообразной формой трудовой деятельности являются особо созданные условия как этап реабилитации.

В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.

Прогноз трудоспособности у лиц с умственной отсталостью, имеющих эмоционально-волевые нарушения. Психопатоподобный вариант указанного дефекта характеризуется неуравновешенностью, легкостью возникновения аффектов, отсутствием эмоциональной зрелости, что затрудняет социально-трудовое приспособление этих лиц и своевременное формирование у них трудовых навыков. Специфической особенностью их умственной деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки у них вырабатываются довольно быстро, но они неустойчивы. Особенно в начале трудовой адаптации они требуют руководства деятельностью и индивидуального подхода с учетом их склонностей к определенному виду труда. Также в начале трудовой адаптации у них часто ухудшается состояние, сильнее проявляются психические нарушения. Это приводит к тому, что многие лица с психопатоподобным типом дефекта чаще всего не работают, несмотря на легкую степень умственной отсталости. Оптимальной при эмоционально-волевых нарушениях в структуре дефекта (психопатоподобный вариант) является индивидуальная форма организации труда. Она предусматривает работу в отдельном помещении или небольшом коллективе на изолированных участках, подбор видов труда, обеспечивающих свободный темп деятельности, со сменой рабочих приемов: работа на вспомогательных участках, по сборке галантерейных изделий, изготовление и роспись сувениров, искусственных цветов, плетение матов, корзин, работа клепальщика, упаковщика, уборщика, дворника, на переборке овощей, на подсобных работах, в надомном производстве и др.

Лица с умеренной умственной отсталостью, чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере или со сложным типом дефекта имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Особенности нарушений психической деятельности снижают их возможности к адаптации и препятствуют формированию устойчивого трудового стереотипа. К неблагоприятным показателям в данном случае относят: психомоторную заторможенность, значительное расстройство памяти и внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности.

При грубых очаговых неврологических проявлениях трудовая адаптация затруднена не только в связи с выраженностью интеллектуальной недостаточности, но и с неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, конфликтностью. Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. В этот период работа может осуществляться не систематически, без проявления интереса к своим обязанностям и заработку. В процессе труда отмечается некоторая активизация психомоторной деятельности и повышение работоспособности.

Лица с умеренной умственной отсталостью с торпидным и сложным типом дефекта, как правило, нетрудоспособны в обычных производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных, преимущественно надомных, условиях при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением родственников.

Выбор профессий и сфер трудовой деятельности должен осуществляться на основании следующих нормативных документов:

· Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств.

·   Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии.

·   Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Для профотбора по доступным профессиям также можно использовать:

. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью.

2. Профессиональные характеристики для подготовки в профессиональных училищах лиц с умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»).

.   Адаптированное содержание профессиональной подготовки для лиц с легкой умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»).

.   Программа профессиональной подготовки для лиц с умеренной умственной отсталостью» («Введение в швейное дело», по специальностям «Швея» 1-3 разряда, «Маляр» 1-3 разряда).

Окончательный выбор сферы профессиональной деятельности предпочтительно осуществлять на основе проведения профессиональных проб в соответствующих учебно-производственных или лечебно-трудовых мастерских для того, чтобы обучаемый смог адекватно оценить свои возможности и интересы, а соответствующий специалист по профессиональной реабилитации определить его профессиональную пригодность к данному виду труда.

Важным выступает и вопрос подготовки лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности в условиях коррекционных школ VIII типа и в средних специальных профессиональных учебных заведениях.

Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта исторически привлекала внимание большого количества ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации и социализации данной категории учащихся в самостоятельной жизни (Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, А.А. Гнатюк, Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, В.В. Коркунов, Л. Мирский, В.А. Шинкаренко и др.). Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т.д. (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Ж.И. Шиф и др.). В последние годы особую остроту приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта. Способствует этому значительное количество публикаций, так или иначе затрагивающих данную проблему и инициирующих научные исследования в данном направлении (Г.В. Безюлева, А.Т. Глазунов, B.C. Гринько, Н. Кавокин, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Т.И. Саломатова, Е.М. Старобина, Е.Е. Чепурных, Л.П. Чикинова, А.М. Щербакова и др.).

Традиционно сложилось, что исключительное место в работе коррекционной школы VIII вида отводится трудовой подготовке умственно отсталых школьников с целью дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации в условиях окружающей среды. Однако коррекционная роль труда в обучении в разные периоды рассматривалась по-разному.

До 40-х годов ХХ в. особенности трудовой деятельности учащихся вспомогательных школ при определении содержания, видов труда, трудового обучения учитывались недостаточно. Только в послевоенные годы содержание трудового обучения было приближено к возможностям учащихся.

В этот период утвердился взгляд на трудовое обучение как на важнейшее средство коррекции психофизических недостатков. В то же время считалось, что любой производственный труд будет оказывать коррекционное воздействие на школьников. С критикой этого утверждения выступил Г.М. Дульнев (1961). Он убедительно показал, что коррекционное значение имеет трудовая деятельность учащихся при условии, если она педагогически специально организована для решения коррекционных задач.

Под руководством Г.М. Дульнева его сотрудниками и учениками (В.Ю. Карвялисом, Е.А. Ковалевой, Г.Н. Мерсияновой, С.Л. Мирским, Н.П. Павловой, В.Т. Хохриной) проделана большая работа по изучению трудовой деятельности умственно отсталых школьников. Показано, что для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ - сельскохозяйственный труд. На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникам некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.

К 90-м годам вспомогательная школа была обеспечена программами по пяти видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Программы, разработанные С.Л. Мирским по обслуживающему труду и Е.А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству, перспективны как для школ сельской местности, так и для городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальное дело, кулинария, обработка рыбы и др.).

В методиках профессионально-трудового обучения промышленным видам труда и сельскохозяйственному труду теоретически обоснованы принципы коррекционной направленности трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Подготовлены специальные учебники по столярному делу (автор Б.А. Журавлев), слесарному (Н.П. Патракеев, И.З. Спиридонов), швейному (Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), сельскохозяйственному труду (Е.А. Ковалева). В перспективе разработка учебников и по другим видам труда.

Для совершенствования профессиональной подготовки умственно отсталых школьников периодически проводятся организационные мероприятия по обобщению положительного опыта, вносятся конструктивные предложения по организации трудовой подготовки и трудоустройства умственно отсталых школьников.

Большое внимание уделяется проблеме специфики трудового обучения и специализации трудовой подготовки умственно отсталых школьников с учетом местных условий и потребностей народного хозяйства данного региона.

В связи с переходом к рыночной экономике в стране стали предъявляться более высокие требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих. Это сделало в высшей степени актуальной проблему совершенствования трудовой подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и труду в новых экономических условиях. Данному направлению посвящено исследование Г. В. Васенкова, где экспериментальным путем найдены наиболее эффективные формы организации трудовой подготовки детей.

Вопросы трудового обучения и трудового воспитания остаются наиболее социально значимыми для С(К)ОШ VIII вида. Специальные исследования позволили разработать и совершенствовать содержание трудового обучения (ручной труд) в младших классах и восьми видов промышленного и сельскохозяйственного труда в старших классах. На основе исследований Н. П. Павловой и В. Т. Хохриной в программу младших классов включены новые виды работ (с природным материалом и конструктором), доступные умственно отсталым школьникам и имеющие большое коррекционное значение.

Уроки трудового обучения в младших классах проводятся в специально оборудованных кабинетах, в старших классах - в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. Для таких занятий учащиеся на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей и по медицинским показаниям каждого из них делятся на две группы, для которых во внеурочное время может быть организован производительный труд, соответствующий профессии, изучаемой данной группой. Для учащихся старших классов проводится трудовая или производственная практика.

Виды трудового обучения в каждой конкретной школе определяются местными органами образования с учетом возможностей учащихся, условий производственного окружения школы, возможности проведения трудовой практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства. В блоке трудовой подготовки различают трудовое обучение (I-IV классы), профессионально-трудовое (V - IX классы), профессиональное (X, Х - ХI, Х - ХII классы). После IX класса выпускники получают документ установленного образца, в котором указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду. После X, Х - XI, Х - ХП классов учащиеся сдают квалификационные экзамены по специальности на базовом предприятии, где проводилась производственная практика, комиссии в соответствии с действующим законодательством. Успешно сдавшие этот экзамен получают свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда), тогда как школа выдает им справку об окончании школы.

Необходимо помнить и знать, что выпускник специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида не просто подросток, а человек, который нуждается в создании необходимых условий труда, в постоянном контроле, помощи взрослого наставника. В настоящее время в силу общего экономического положения в стране задача трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта решается с большим напряжением. Тем не менее, коррекционная школа должна подготовить выпускников для работы на производстве, решить вопрос их трудоустройства и включения в трудовую жизнь.

В целом можно констатировать, что сложившаяся практика трудового обучения умственно отсталых учащихся в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям производства. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду. Большинство выпускников коррекционных школ способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда, во-вторых, в медленном темпе учения и больших трудностях при овладении учебным материалом на достаточном уровне для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников. Повышение требований к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки умственно отсталых детей и подростков малоэффективной.

В практике профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников Российской Федерации в настоящее время сложились четыре формы:

. Специальная (коррекционная) школа - ПТУ после окончания 9 класса.

. Школа - 10 (десятые) производственные классы на базовых предприятиях.

. Интегрированные формы обучения профессиям учащихся старших 10-12 классов на базе специальных (коррекционных) школ и ПТУ.

. Открытие учебно-производственных отделений при специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

Первый профиль, существующий издавна и, к сожалению, сегодня основной, (школа - ПТУ) по ряду объективных и субъективных причин во многом малоэффективен. Это связано как с содержанием, так и формой обучения. Профессионально-техническое учебное заведение не имеет должных специалистов-дефектологов, не в состоянии гарантировать учащимся их дальнейшее трудоустройство на предприятия. В данных учебных заведениях могут обучаться только умственно отсталые учащиеся с легкой степенью отсталости или ЗПР. Согласно существующему Закону «Об образовании» (статьи 29 и 30) разграничиваются уровни квалификационной подготовки рабочих на начальную профессиональную подготовку и профессиональную подготовку. Начальное профессиональное образование предполагает получение его на базе общего среднего образования, которым, как известно, большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида не в состоянии овладеть. Профессиональную подготовку можно получить или на базе специально созданных ПУ, что явилось бы идеальной формой профессиональной подготовки лиц с интеллектуальной недостаточностью в развитии, но они либо еще не созданы, либо уже закрыты по различным причинам. Поэтому вторая форма профильного обучения, в настоящее время является более эффективной. Открытие 10-11 классов на базовых предприятиях, когда с учащимися работают специалисты-дефектологи и квалифицированные производственники, явилось определенным продвижением в социально трудовой адаптации умственно отсталых школьников, о чем свидетельствуют результаты адаптированности выпускника. В конце 90-х годов возникла третья форма профессиональной подготовки - интегрированная, когда учащиеся 10-11 классов, занимаясь общеобразовательными предметами в коррекционной школе, профессиональную подготовку получают на базе ПТУ или профессиональных лицеев с подготовленными специалистами, работающими в них. Опыт такой формы организации профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников способствует наиболее высокой результативности как в качественной подготовки квалифицированных рабочих на уровне II-III разряда, так и с юридической стороны.

С точки зрения Г.В. Васенкова, самой эффективной формой организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников, является четвёртая форма, а именно, организация учебно-воспитательного процесса с 1 по 12 класс на базе непосредственно специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов VIII вида. Такой подход к организации социально-трудовой адаптации умственно отсталых учащихся практикуется с успехом и у зарубежных коллег Бельгии, Германии, Голландии и других европейских стран, поскольку он решает одновременно ряд важных проблем, связанных с социализацией умственно неполноценного человека в современном обществе.

Социально-трудовая адаптация аномально развивающихся детей состоит не только в эффективной форме профессиональной подготовки, но и в развитии адаптивной личности, умеющей понимать место труда в жизни и общественные нормы в трудовой деятельности. Как показали современные исследования, улучшение системы и методов профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников зависит не только от эффективности применяемой технологии их обучения, но и от самоорганизации образовательной системы самого учебного заведения с профессионально-трудовой подготовкой.




2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Особенности вовлечённости в трудовую деятельность лиц с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности вовлечённости в трудовую деятельность лиц с интеллектуальной недостаточностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)