Структура автоматизированной системы управления
Функциональная структура АСУ. При изучении уже существующей АСУ организации или построении новой в начале необходимо определить её внутреннюю структуру. При этом система разделяется на части, имеющие меньшую сложность, подсистемы и их элементы. Структуру АСУ можно представить в виде совокупности обеспечивающих и функциональных подсистемы. Применение такого подхода обеспечивает наиболее полное представление о структуре АСУ. Взаимодействие этих подсистем строится на основе общего информационного фонда, который формируется в процессе работы функциональных подсистем на основе единой методологии решения задач и образования взаимосвязанного комплекса показателей, с использованием единых средств и методов описания данных. Программные средства обеспечивают машинное ведение информационного фонда и взаимодействие с этим фондом пользователей всех категорий [2]. Функциональные подсистемы АСУпредставляют собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения задач планирования, учёта, анализа показателей, и принятия на основе этих данных управленческих решений. Эти подсистемы реализовываются в виде автоматизированных рабочих мест: - автоматизированная подсистема «Обучение» состоит из АРМ - ов заместителя директора по УР и секретаря учебной части, и предназначена для организации и проведения теоретических и практических учебных занятий в школе; - автоматизированная подсистема «Воспитательная работа» содержит АРМ- ы замдиректора по воспитательной работе, психолога и библиотекаря, отвечает за формирование у учащихся нравственных навыков. - автоматизированная подсистема «Методист» состоит из АРМ-ов замдиректора по учебно-методической работе и председателя методической секции, ее задачей является контроль за накоплением учителями методических наработок по дисциплинам; - автоматизированная подсистема «Хозчасть» включает в себя АРМ-ы замдиректора по АХЧ, зав. складом, зав. гаражом, и предназначена для учета, контроля и ремонта автотранспорта и других механических средств, находящегося на балансе школы; - АРМ «Отдел кадров» - учет кадрового состава школы; - АРМ «Зав. столовой» - ведение учета и контроля за расходом продуктов питания в столовой школы; - АРМ «Директор школы» - контроль производственной работы для повышения эффективности деятельности организации. Роль обеспечивающих подсистем состоит в обеспечении единого общесистемного подхода на всех этапах сбора, хранения, обработки и выдачи информации на основе использования экономико-математических моделей и средств вычислительной техники. В комплекс обеспечивающих подсистем входят: - подсистема информационного обеспечения АСУ - это совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в АСУ; - подсистема организационного обеспечения АСУ - совокупность средств и методов, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задачи управления предприятием, организации управления и производства в условиях АСУ; - подсистема технического обеспечения АСУ является комплексом технических средств, связанных единым техническим процессом преобразования информации, предназначенных для обеспечения АСУ; - подсистема математического обеспечения АСУ - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники в АСУ; - подсистема программного обеспечения АСУ - совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач АСУ, и программ, позволяющих наиболее эффективно эксплуатировать вычислительную технику, обеспечивая пользователю наибольшие удобства в работе и минимум затрат на программирование задач и обработку информации в АСУ. Описание существующих функциональных подсистем и автоматизированных рабочих мест, а также разрабатываемых и планируемых к разработке подсистем и АРМ - ов представлено в таблице 2.1. Таблица 2.1 Существующие, разрабатываемые и планируемых к разработке подсистемы и рабочие места
Функциональную модель АСОИУ школы спроектируем в среде моделирования BPWin (рисунок 2.1 и 2.2).
Рисунок 2.1 - Входные и выходные элементы системы «Школа»
Рисунок 2.2 - Взаимодействие элементов подсистемы «Обучение» Описание информационного обеспечения АСУ. Информационное обеспечение АСУ школы №17 представляет собой совокупность данных, языковых средств описания данных, методов организации, хранения, накопления и доступа к информационным массивам, обеспечивающих выдачу всей информации, необходимой в процессе решения функциональных задач АСУ и справочной информации [2]. Подсистема информационного обеспечения укрупнено включает: - методы и средства описания, моделирования и представления данных, разнообразные структуры на домашинном логическом уровнях, а так же методические и инструктивные материалы, определяющие порядок применения и развития средств описания данных; - систему внедрения средств описания данных; - подразделения подсистемы информационного обеспечения. Основными функциями подсистемы являются: - организация контроля правильности использования средств описания данных и обеспечения достоверности на различных уровнях описания; - обеспечение непротиворечивости описания данных и их информационной сопоставимости; - разработка необходимых методических и инструктивных материалов определяющих порядок использования средств моделирования и описания данных; - организация автоматизированного ведения средств информационного обеспечения; - участие совместно с другими обеспечивающими подсистемами в формировании информационного фонда [3]. Подсистема информационного обеспечения постоянно взаимодействует с другими подсистемами. С одной стороны она обеспечивает решение информационных задач и комплексов, а с другой, она сама использует программные средства для ведения этих средств, использует соответствующие методические материалы, определяющие систему показателей, состав объектов и их атрибутов, систему документации и т.д. Математическое обеспечение АСУ. Математическое обеспечение строится на основе типизации алгоритмов по классам задач и унификации методов решения родственных задач независимо от подсистем, в которых они находятся. Такая группировка задач позволяет удешевить их математическое обеспечение, а также создать единые модели для решения различного класса задач. Можно выделить следующие классы задач [5]: - задача первичного учёта - являющееся, как правило, массовыми, эффективность включения в АСУ которых, зависит от автоматизации получения машиночитаемой информации; - учетно-статистические задачи - характеризуются большим числом логических операций при небольшом объёме простых математических операций; - бухгалтерские задач - характеризуются большим числом операций сложения, вычитания, логических операций (сортировка, группировка, сравнение) и формирование таблиц в заданной форме; - информационно-справочные задачи; - задачи сложных не экстремальных расчётов - для решения задач данного типа целесообразно применять методы математического моделирования; это позволяет сократить трудность не только самих расчётов, но и работ, необходимых для сбора исходной информации; - оптимизационные задачи - наиболее эффективно используют методы моделирования; в машине могут быть «разыграны» любые варианты и ситуации и получена оценка каждого варианта во всех возможных ситуациях; - задачи оперативного управления - производственными процессами; - логические задачи. Математическое обеспечение принято делить на общее и специальное. Общее математическое обеспечение (ОМО) является машинно-ориентированным и реализуется в виде программ операционной системы, управляющих всеми участвующими в решении задач узлами машины и сними устройствами, а также тестовых и диагностических программ, проверяющих исправность и выявляющих неисправные узлы и блоки оборудования. Специальное математическое обеспечение (СМО) является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплекса программ, организующих работу технических средств по выполнению решаемых в АСУ школы задач. Специальное математическое обеспечение: - общесистемное, обеспечивающее функционирование всей системы управления в заданном режиме, включая управление работой ЭВМ и других технических средств; - прикладное, состоящее из прикладных программ в соответствии с индивидуальными особенностями решаемых задач. Для реализации математического обеспечения создают программное обеспечение. Описание организационного обеспечения АСУ. Организационное обеспечение АСУ состоит из организационной структуры АСУ и документов, обеспечивающие качественное функционирование организационной структуры. Организационная структура - это совокупность специалистов по компьютерам различного профиля, обеспечивающих бесперебойное функционирование АСУ. Для поддержки нормального функционирования АСУ необходимо, что бы в организации был создан отдел АСУ, состоящий из следующих подразделов: . Подраздел технического обслуживания должен поддерживать всю технику в рабочем состоянии. . Подраздел, занимающийся системным программированием должен: - поддерживать надёжное функционирование общего программного обеспечения; - своевременно внедрять новые программные продукты общего ПО; - вести статистику всех сбоев и недочетов в работе ПО; - проводить обучение сотрудников работе с внедряемыми программным продуктам. 3. Подраздел проектирования и программирования должен: - проектировать новые программные продукты; - обеспечить обновление частей АСУ; - поддерживать все программные продукты АСУ в работоспособном состоянии; - разбираться со всеми возникающими ошибками в работе АСУ в части специального ПО; - консультировать операторов, пользователей других специалистов в части специфики функционирования специального ПО. 4. Подраздел внедрения занимается: - обеспечением бесперебойного функционирования АСУ; - сбором для секторов проектирования и системного программирования информации о всех нестандартных ситуациях возникающих в системе; - обучение пользователей работе на компьютере; - ведение ЦБД (центральной базы данных). 5. Диспетчерская служба обеспечивает связь между подразделениями АСУ и отделами предприятия. Она включает в себя администрирование сети и баз данных. Диспетчерская служба отвечает за: - систему разделения доступа; - целостность ЦБД; - работу АСУ; - решение всех конфликтов между пользователями и подразделениями АСУ. Описание технического обеспечения АСУ. Техническое обеспечение АСУ - это комплекс технических средств (КТС), объединенных единым технологическим процессом. Основные требования к КТС: - эффективное решение установочного набора задач АСУ; - возможность изменения и развития в случае изменения набора задач и совершенствования техники управления; - кодовая, программная и техническая совместимость; - простота в эксплуатации и максимальное приближение к требованиям пользователя. Для обеспечения работы АСУ в школе установлены IBM - совместимые компьютеры на базе процессора Pentium IV 1500 со следующими конфигурациями: - ОЗУ от 64 Мб до 4 Гб; - FDD 1.44 Мб; - CD-ROM от 8 до 52х и DVD-ROM; - HDD от 40 Гб до 500 Гб; - SVGA от 32 Мб до 256 Мб; - мониторы View Sonic, Samsung, LG. - принтеры: Epson FX 1000, Samsung ML 1615. Все компьютеры объединены в единую локальную сеть. Описание программного обеспечения АСУ. Программное обеспечение (ПО) АСУ - совокупность программ для реализации целей и задач автоматизированной системы управления, функционирующие на комплексе технических средств АСУ. ПО представляет собой реализацию на ЭВМ математического обеспечения. Главная цель ПО - обеспечение максимально эффективного и удобного для пользователя уровня общения с ЭВМ. Операционные системы (ОС) - это часть ПО, предназначенная для планирования и организации процесса обработки, ввода / вывода и управления данными, распределения, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ и других вспомогательных операций обслуживания. ОС делят на: ОС ПЭВМ и ОС сетей (ОС локальных сетей и ОС глобальных сетей). Системы программирования можно разделить на: - универсальную - представляющую собой набор трансляторов с алгоритмических проблемно-ориентированных языков, как общего назначения, так и специализированных; основой универсальной системы программирования является алгоритмический машинно-ориентированный язык, представляющий собой универсальный автокод, рассчитанный на распространённые типы вычислительных машин; - частную - основанную на языке конкретной машины и содержащую ряд трансляторов и компиляторов, а также стандартные программы. Как универсальная, так и частная системы программирования могут неограниченно расширятся. Пакеты прикладных программ - это программы, расширяющие возможности ОС, программы для инженерных расчётов, для решения экономических задач и т.д. Пакеты прикладных программ можно разделить на: - проблемно-ориентированные пакеты; - методически-ориентированные пакеты; - пакеты общего назначения. Специальное ПО - это совокупность программ, реализующих функциональную часть АСУ, т.е. подсистемы и автоматизированные рабочие места. Выводы Основная цель автоматизации организационного управления - обеспечение оптимального функционирования объекта управления (предприятия, объединения, отрасли и т.п.) путем правильного выбора целей и средств для их достижения с учетом имеющихся ограничений, наилучшего распределения заданий между отдельными частями, из которых состоит объект, и обеспечения их четкого взаимодействия. В данной главе проекта рассмотрена концепция создания автоматизированной системы управления муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17». Эта концепция включает в себя описание технического, математического, программного и информационного обеспечения, а также построение функциональной структуры АСУ и создание организационного обеспечения. Было построены функциональные подсистемы с применением средств визуального моделирования BPWin. Представленный концептуальный план позволяет создать действующую систему управления, основанную на интеграции всех функциональных подсистем, позволяющую в кратчайшие сроки обрабатывать поступающую информацию и принимать оптимальные решения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |