Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ состояния и динамика развития ДД населения Республики Беларусь в 2009/11 гг.



2020-03-17 205 Обсуждений (0)
Анализ состояния и динамика развития ДД населения Республики Беларусь в 2009/11 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная политика государства в период 2009-2011 гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост ДД населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию ДД различных групп населения и масштабы бедности.

Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных ДД, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения ДД характеризуются: в 2009 г. - реальные ДД выросли на 20%., в 2010 г. - на 25%; реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.

*Реальные доходы - денежные доходы текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, фонд социальной защиты, возврат банковских кредитов и др.), скорректированные на индекс потребительских цен.

В 2011 г. ДД населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011 г. они увеличились, по сравнению с 2010 г., на 7,7%. Реальные располагаемые ДД (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010 г. - на 26,4%) (см. приложение 1 и табл. 3).

 


Табл. 3. Основные социально-экономические показатели за 2009-2011 гг. по Республике Беларусь

Показатели 2009 2010 2011
1. Всего ДД населения (трлн. руб.) Нет данных 17,7 19,2
2. Общая сумма доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.) Нет данных 165,1 (139,9) 262,5 (196,7)
3. Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.) 58,9 123 191,6
4. Индекс среднемесячной заработной платы (%) 112 130 118,1
5. Среднемесячная заработная плата населения (в% к минимальному потребительскому бюджету (МПБ)) 126 151 141,3
6. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) (тыс. руб.) 30,1 50 81,3
7. Доля населения, имеющего доходы ниже БПМ (%) 53,2 37,8 41,7
8. Дифференциация доходов населения (раз) 5,8 6,1 4,7
9. Коэффициент Джини 0,270 0,278 Нет данных

денежный доход статистический население

По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009 г. составлял 112%, в 2010 г. - 130%, в 2011 г. - 118,1%, что так же, как и рост ДД населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.

По отношению к нашим ближайшим соседям доходы белорусов в 2010 г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3 $ в и 118,9 $ в месяц соответственно), в 2011 г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05 $. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011 г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать наши доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 - 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).

Что касается общей суммы доходов ДХ, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9 $) на одного члена семьи в 2010 г. и 262,5 тыс. руб. (196,7 $) - в 2011 г.

Одним из главных факторов, влияющих на рост ДД населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре ДД населения составила: в 2009 г. - 51,9%, в 2010 г. - 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) - 57%), в 2011 г. - 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010 г. по сравнению с 2009 г., снизилась в 2011 г. на 0,4% по сравнению с 2010 г. Доля доходов от собственности в 2009 г. составляла 1,8%, в 2010 г. - 1,7%, в 2011 г. - 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009 г. - 28,4%, в 2010 г. - 29%, в 2011 г. - 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов.

Несмотря на позитивную динамику ДД населения и заработной платы последних лет (в 2009 г. - 58,9 тыс. руб., в 2010 г. - 123 тыс. руб., в 2011 г. - 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ - это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.

БПМ в Республике Беларусь в 2009 г. составлял - 30,1 тыс. руб., в 2010 г. - 50 тыс. руб., в 2011 г. - 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.

Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:

. «Бедные» семьи - с душевым доходом не выше БПМ;

1. «Малообеспеченные семьи» - с среднедушевым ДД выше БПМ, но ниже МПБ;

2. «Обеспеченные» семьи - с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;

.   «Состоятельные семьи» - с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;

.   «Богатые» семьи - с душевым доходом РПБ.

Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011 г. характеризовалась следующим образом:

· группа бедных (28,9%) - располагаемые ресурсы ниже БПМ;

· группа малообеспеченных (47,2%) - располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета(МПБ);

· среднеобеспеченная часть населения (15,2%) - свыше 1,5 МПБ;

· наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) - свыше 2 МПБ. Такая статистика говорит о том, что подавляющая часть населения республики относится к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.

Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе - это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.

В 2011 г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990 г. - 2,5 набора).

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основной государственной гарантией в области оплаты труда работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с МПБ в 2011 г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы - 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию - обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) - 38-46% от среднемесячной заработной платы.

По данным обследований ДХ, в 2011 г. 41,7% населения имели доходы (располагаемые ресурсы) ниже БПМ (в 2010 г. - 37,8%, в 2009 г. - 53,2%). В 2009 г. среднемесячная заработная плата составляла 126% МПБ, в 2010 г. 151%, в 2011 г. - 141,3% МПБ (по прогнозу 157,4 - 159,4% МПБ).

Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) - 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009 г. составляло 5,8 раз, в 2010 г. - 6,1 раз, в 2011 г. - 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998 г. - 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011 г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.

Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009 г. составил - 0,270, в 2010 г. - 0,278 (при пороговом значении 0,3 - 0,5).

По данным выборочных обследований ДХ, в 2011 г. 30,5% от общей численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом значении 10%). В то же время в отчете за 2011 г. экспертов Европейского банка реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения - в России - 29%, в Украине - 27%).

По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) - 97, в 2010 г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009 г. - в 1,8 раза, в 2010 г. - в 2 раза).

При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.

В 2012 г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005 г. планируется повысить долю заработной платы в ДД населения до 60%.

 

2.2 Использование данных о ДД населения в практике планирования в современных условиях

 

Частью ДД населения, которая направляется на потребление товаров народного потребления, являются покупательные фонды населения (ПФН), величиной которых и определяется спрос. ПФН предназначены для покупки товаров в розничных торговых системах, а также для оплаты услуг. Они являются основой развития розничного товарооборота и влияют на структуру потребления. Исследование ПФН необходимо для анализа и планирования розничного товарооборота.

Анализ розничного товарооборота с учетом ПФН или ДД позволяет выявить соответствие темпов развития торговли изменяющимся доходам населения в процессе анализа и планирования розничного товарооборота приведены в табл. 4.

Табл. 4. Использование покупательных фондов (ПФ), или денежных доходов (ДД) населения, в процессе анализа и планирования розничного товарооборота

Методические приемы При анализе При планированиии
Использование бюджетной статистики для прогнозирования структуры спроса и розничного товарооборота   *
Поквартальный анализ ПФ (ДД) для определения особенностей сезонного спроса * *
Сравнение темпов роста товарооборота и ПФ (ДД) * *
Исследование взаимосвязи численности (Ч), ПФ (ДД) на душу населения и процента (%) охвата товарооборотом (Т) ПФ (ДД) с использованием формулы: Т= Ч ПФ % охвата: 100**    
Определение модели стратегического регулирования товарооборота Jт.р.> Jт> Jт.з.> Jс (индексы соотношения отчетных и базисных (или планируемых или отчетных) показателей: товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов, объема спроса) * *
Определение эластичности спроса (продаж по доходу (ПФ)) по формуле: Еп.ф. = (Т, %): (ПФ, %) * *
Расчет емкости рынка по формуле: ЕР = ПФ + ИС + МО - Т'; где ПФ - покупательные фонды; ИС - инорайонный спрос; МО - организация реализации товаров в порядке мелкого ОПТа; Т' - покупка товаров населением у других торгующих организаций * *

 

Широк спектр методических приемов, используемых при планировании объема и структуры товарооборота, расчете емкости рынка. Зоны деятельности торговых предприятий с использованием показателей ДД и ПФН. В ходе обоснования плана розничного товарооборота необходимо его увязать с ПФН и потребностью в товарах организаций, с одной стороны, и возможными объемами товарных ресурсов, с другой.

С целью выявления внутригодичных колебаний в развитии товарооборота и факторов, их обуславливающих, используются данные поквартального анализа ДД населения. Это позволяет глубже изучить посезонные особенности спроса населения, установить соответствие развития розничного товарооборота покупательной способности населения, а также выявить недостатки в торговом обслуживании, допущенные в отдельные месяцы.

Так как при увеличении ДД размеры покупок населением различных предметов потребления изменяются. Изучение характера этих изменений на основе исследования эластичности спроса также имеет важное значение для анализа процессов, происходящих в спросе и структуре товарооборота.

Целесообразно использовать данные о покупательном спросе населения в модели стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения:

 

Jт.р.> Jт> Jт.з.> Jс, (14)

 

где Jт.р., Jт, Jт.з., Jс - индексы соотношения отчетных и базисных (или планируемых или отчетных) показателей: товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов, объема спроса соответственно.

Изменение численности обслуживаемого населения и его ДД при прочих равных условиях влияет на изменение объема товарооборота. Эти два фактора не зависят от работы торговых предприятий. Уровень организации работы по обслуживанию населения товарами находит отражение в проценте охвата ДД населения розничным товарооборотом и в среднем товарообороте на одного жителя. Повысить степень охвата ДД розничным товарооборотом можно за счет лучшей организации торговли, повышения качества торгового обслуживания населения, рекламы, изучения спроса, доставки товаров в соответствии со спросом и надлежащего качества.

Применяя метод цепных подстановок, для определения влияния на объем розничного товарооборота численности населения, его ДД и степени их охвата товарооборотом можно воспользоваться формулой:

 

Т= Ч Д % охвата: 100, (15)

 

где Т - розничный товарооборот по продаже товаров населению;

Ч - численность обслуживаемого населения;

Д - ДД в расчете на душу населения;

% охвата - процент охвата ДД населения розничного товарооборота.

Удовлетворение спроса населения является важнейшей функцией торгового предприятия. Для прогнозирования структуры товарооборота используется метод, основанный на применении коэффициента эластичности продаж от ПФН, который показывает, в какой степени изменится товарооборот при изменении ПФН на 1%:

 

К = , (16)

 

где К - коэффициент эластичности продаж от ПФН;

т - прирост товарооборота на душу населения, %;

пф - прирост ПФН в расчете на одного человека, %.

Для повышения обоснованности расчетов структуры товарооборота учитываются прогнозируемые изменения спроса на основе потребительского бюджета, среднедушевого ДД.

Приведение в соответствие платежеспособного спроса населения и товарного предложения - важнейшая задача в условиях рыночных отношений.

Достижению сбалансированности спроса и предложения способствует также расчет емкости рынка (одна из функций экономической и коммерческой служб) по формуле:

 

ЕР = ПФ + Ис + Мо + Ос - Рдр, (17)

 

где ЕР - емкость рынка зоны деятельности организации;

ПФ - покупательные фонды обслуживаемого населения;

Ис - инорайонный спрос;

Мо - организация реализации товаров в порядке мелкого ОПТа организациям и учреждениям;

Ос - отложенный спрос населения;

Рдр - покупка товаров организациями, учреждениями, предприятиями у других торгующих систем (например, колхозов и т.д.).

Перечисленные выше методические приемы к анализу и планированию товарооборота широко использовались до недавнего времени на практике.

Они достаточно известны и доступны для понимания. Однако в современных условиях имеются определенные сложности в количественном измерении ДД населения.

 

2.3 Проблемы применения показателей денежных доходов в практике планирования в рыночных условиях

 

В рыночных условиях хозяйствования использования показателей ДД и ПФН как ориентиров при обосновании планов товарооборота потеряло свою былую актуальность и значимость вследствие наличия следующих причин:

· отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии ДД населения;

· высокой степени вероятности того, что отчетные статистические данные не соответствуют реальной действительности;

· отсутствие обоснованных прогнозов ДД населения на предстоящий период;

· использования новых методических подходов к разработке планов товарооборота, диктуемых временем, в частности планирования на основе учета получения необходимых доходов и потребности в прибыли.

Объем ПФН исчисляется как разность между доходной частью баланса и суммой нетоварных расходов и прироста сбережений (т.е. всех статей расходной части баланса, за исключением, ПФН). Традиционно ПФ обслуживаемого населения рассчитывались экономическими службами организаций на основе отчетного баланса ДД и расходов населения, разрабатываемых районными и областными статистическими органами. С 1992 г. практика составления балансов ДД и расходов населения на уровне районных и областных статистических управлений отменена. Следовательно, если не составляются отчетные балансы (основа для прогнозируемых), то не разрабатываются и плановые. Балансы же, составляемые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (в том числе в разрезе областей), представляются нижестоящим организациям и хозяйствующим субъектам с опозданием как минимум на полгода. Причем в этих балансах не видно, как развиваются ДД по районам.

В тех районах, где обычно не составлялись балансы ДД и расходов населения, экономическими службами организаций до недавнего времени определялся размер ДД по основным статьям (заработная плата, пенсии, пособия).

Определенная социально-экономическая информация содержится в материалах бюджетных обследований семей, которые проводятся статистической службой республики. Но в выборку обследований входит лишь 1/600 часть всех семей, и она не учитывает возможную миграцию Дд населения.

В настоящее время, в силу того, что статистические органы не могут предоставить информацию о ПФН, экономическим службам рассчитывать их самостоятельно даже по основным статьям доходов также не представляется возможным.

Сложность, а иногда нецелесообразность этого процесса объясняется следующими причинами:

- большинство статей доходов невозможно рассчитать из-за отсутствия информации либо нежелания предоставить необходимые сведения исследуемыми организациями (коммерческие структуры, банковская сфера);

· сбор информации о заработной плате и других доходах представляет собой длительный процесс из-за большого количества обследуемых объектов (масса предприятий и организаций, колхозов, отделений связи зоны деятельности);

· имеют место неучтенные виды деятельности, в том числе акты купли-продажи товаров, валюты, обращение денег в теневой экономике, что предполагает наличие неучтенных доходов и расходов и также свидетельствует о небольшой степени достоверности официально учтенных денежных доходов населения;

· в условиях кризиса, скрытой и явной безработицы наблюдается такое экономическое явление, как массовая миграция денег, товара. Этому также способствует относительная открытость границ между странами СНГ и различный уровень цен на товары в этих государствах;

· имеет место миграция денег, связанная с недостатками в организации торговли и планировании товарных ресурсов;

· ДД населения имеют стоимостную оценку, поэтому у них есть такой недостаток, как подверженность инфляционным процессам, причем обычно темпы изменения ДД не соответствуют темпам изменения потребительских цен;

· периодически нарушаются сроки выплаты заработной платы, пенсий, что влияет на предсказуемость, стихийность спроса в отдельные периоды;

· развитие конкуренции в торговле, появление все большего числа торгующих организаций, в том числе и официально незарегистрированных, развитие выездной торговли в других районах, организация ярмарок затрудняют процессы определения численности обслуживаемого населения и его ДД;

· кроме того, в условиях динамической экономики плановая работа усложняется различными дополнительными функциями (постоянная корректировка окладов и ставок, комплекс статистической отчетности).

По мнению современных белорусских экономистов, применяемые ранее методики и показатели исследования ДД и ПФ населения в настоящих условиях несколько утратили свою роль и актуальность.

 



2020-03-17 205 Обсуждений (0)
Анализ состояния и динамика развития ДД населения Республики Беларусь в 2009/11 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ состояния и динамика развития ДД населения Республики Беларусь в 2009/11 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)