Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни



2020-03-17 218 Обсуждений (0)
Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возрастной период от 5-7 лет называют периодом "первого вытяжения", когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела 17-18 кг. на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц –200,0 гр., а роста 0,5 см.

Развитие опорно-двигательной системы.

(скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура)

Эта система к пяти-шести годам еще не завершена. Каждая и 206 костей продолжает изменяться по размеру, форме, строению причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половины лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы к 6 годам равно 50 см). Эти размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для праздничных утренников и подвижных игр.

Небольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры - ходьбы по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие, в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и мяч попадает не в руки, а в лицо, Поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.

С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: "Попади в обруч", "Добрось до флажка", "Сбей кеглю".

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, мышц, связок. При излишней массе тела, а также при не благоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопия, у мальчиков образовывается грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок. Например, чтобы вынести пособие и мелкий инвентарь на участок, или перенести пособие в зал, необходимо привлечь одновременно несколько детей.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости.

У детей шестого года жизни наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого размера, чем нужного размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят.

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени воздействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сокращения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например в подвижных играх: "Сделай фигуру", "Не оставайся на полу", "Совушка" и др.

Развитие центральной нервной системы.

Она характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

У детей 5-6 лет динамические стереотипы составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т.д.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Интенсивно формируется у шестилетних детей сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести годам составляет 92-95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно хуже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.

Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

Жизненная емкость легких у пяти-шестилетних детей в среднем равно 1100-1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыхания в минуту в среднем – 25. Максимальная вентиляция легких к 6 годам составляет примерно 42 ду3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников ( на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6-0,8 км до 1,2-1,6 км.

Прыжки через короткую скакалку ребята могут выполнять в течение длительного времени (13-15 мин.).

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют "возрастом двигательной расточительности". Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих детей с учетом проявленной ими индивидуальности, предупреждения случаев активизации тех, кто предполагает "сидячие игры".



2020-03-17 218 Обсуждений (0)
Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)