Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Растущие возможности детей ведут к еще большему усилению образовательно-воспитательной роли физической культуры. Сокращается ее оздоровительное значение.

Продолжать совершенствовать у детей двигательные умения и навыки. Формировать правильную осанку, умение выполнять движение осознанно, быстро, ловко, красиво.

Закреплять умение детей легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры.

Учить детей бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Научить детей лазать по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами. Учить также прыгать в длину, высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие с места, через длинную скакалку, сохранять равновесие. Учить ориентироваться в пространстве, ходить на лыжах скользящими шагами, подниматься на склон, спускаться с горы. Также детей старшей группы учат сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вместе в ходьбе. Открывается возможность уделять больше внимания таким физическим качеством, как быстрота, ловкость, общая выносливость, выдержка, настойчивость и т.д.

Использовать основные движения в элементах спортивных игр, в играх с элементами соревнования.

Воспитывать в детях справедливость, честность, дружелюбие, организованность, самостоятельность. Учить ухаживать за физкультурным инвентарем, готовить его для выполнения основных движений. Поддерживать у детей интерес к различным видам спорта.


Задачи обучения основным движением детей шестого года жизни.

I квартал.

-ходьба -бег -упражнения в равновесии Учить детей бегать друг за другом по одному и парами, ускоряя или замедляя темп движения согласно сигналу. Учить детей при ходббе делать повороты по сигналу воспитателя, ходить по доске, скамейке(высота 30-35 см ширина 20-25см) прямо и боком.
-прыжки Учить детей подпрыгивать стоя на месте, стараясь коснуться предмета подвешенного на высоте выше поднятой руки ребенка на 5-10см., Учить прыгать на 2-х ногах продвигаясь вперед, спрыгивать с высоты 20-30 см, учит подпрыгивать на месте чередуя ноги.
Метание продолжать учить бросать мячи (диам.10-15см) о землю, побрасывать вверх и ловить двумя руками 4-5 раз подряд.
лазание Учит лазить по наклонной лесенке, пролезать в обруч, пролезать под палку (выс. 40-50 см).

 

Задачи обучения основным движением детей шестого года жизни.

II квартал.

-ходьба -бег -упражнения в равновесии Ходить и бегать врассыпную, используя все пространство комнаты, площадки, не задевая друг друга. Ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, держась за веревку. ходить на носках пятках, на наружных сторонах стопы. Ходить и бегать по доске положенной наклонно (высота 30-35 см, ширина 20-25см)
-прыжки Прыгать на 2-х ногах продвигаясь вперед, учить подпрыгивать на месте: ноги вместе – ноги врозь. Прыгать в длину с места (40-50см).
Метание Перебрасывать мяч друг другу (расстояние 1,5 –2 м) Набрасывать кольца на палку - кольцеброс (расстояние 1,5 –2 м)
лазание Влезать до верха гимнастической стенки и слезать ритмично, не пропуская реек ( высота ~ 2м.).

 

Задачи обучения основным движением детей шестого года жизни.

III квартал.

 

-ходьба -бег -упражнения в равновесии Катать обруч по прямой и догонять его, бегать наперегонки ( 10-12 м.). Учить ходить по шнуру с мешочком на голове.
-прыжки Прыгать в высоту с разбега , Прыгать в длину с разбега .
Метание Бросать мяч в цель левой и правой рукой с 1,5 –2 м. Перебрасывать мяч через сетку и ловить его двумя руками. Одной рукой бросать мяч о землю и ловить его.
лазание Ползать на четвереньках по скамейке, наклонной лесенке, доске. Перелезать через скамейку , бревно, доски.

 

Задачи обучения основным движением детей шестого года жизни.

IV квартал.

 

-ходьба -бег -упражнения в равновесии Учить пробегать под вертящейся веревкой. Убегать от ловящего и догонять убегающего. Стоять на одной ноге, ходить и бегать по горизонтальному и наклонному бревну. Ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
-прыжки  Закрепить умение прыгать в высоту с разбега , Прыгать в длину с разбега . Прыгать через длинную и короткую скакалку.
Метание Бросать мячик (диам. 6-8 см) в даль левой и правой рукой. Бросать мяч (20-25 см) из за головы двумя руками вдаль. Забрасывать мяч в кольцо прикрепленное на высоте 1,5-2 м от земли. Ударять мяч о землю поочередно руками несколько раз подряд.
лазание Перелезать с одного пролета гимнастической стенки или вышки на другой, пролезать между рейками.

 

 

У большинства детей нa 6-м г. жизни наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг с обоз­наченным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях в коллективе. Однако во время выполнения индивидуальных заданий (пройти по прямой, быстро пройти до обозначенного места и т. п.) дети теряются, движения их становятся скованными, неритмич­ными, в ряде случаев отсутствует согласованность в движениях рук и ног. Это свидетельствует о том, что навыки правильной ходьбы еще недостаточно прочны и нарушаются при фиксации внимания ребенка на тех или иных ее деталях.

Вот почему дальнейшее совершенствование навыков ходьбы достижение непринужденности в движениях рук, положении корпуса осуществляются на занятиях не посредством специальных инди­видуальных заданий, а с помощью разнообразных коллективных упражнений в ходьбе во время групповых передвижений по залу раз­ными способами (высоко поднимая колени, в полу приседе на сог­нутых ногах, на прямых жестких ногах, не сгибая колен, ходьба со сменой темпа, с подчеркнутым перекатом с пятки на носок — «пету­шиным шагом», мелким, семенящим шагом и др.). Эти упражнения ведут к лучшей согласованности движений в ходьбе, приучают ре­бенка энергично отталкиваться толчковой ногой и выносить ее после отталкивания вперед, не шаркать ногами, уметь сохранять равномерный темп ходьбы и произвольно изменять его.

Воспитатель постоянно напоминает детям о необходимости энергично размахивать руками. Отработке этих движений помогают ходьба широким шагом, а также специальные упражнения для рук (поднять вверх, вперед, развести в стороны), которые выполняются во время ходьбы. Подобные упражнения способствуют и форми­рованию осанки. Это важно, так как качество ее у многих детей этого возраста еще далеко не удовлетворительное. Чтобы приучить детей к правильному положению туловища во время ходьбы, используют­ся также упражнения на распрямление плеч в ходьбе с палкой сзади под мышками, за плечами, плотно прижатой к груди. Их можно выполнять и с обручем, веревкой.

В старшей группе детям уже можно показать способ ходьбы широким размашистым шагом с постановкой ноги с носка. Руки дви­жутся свободно, энергично, назад — в сторону, а рука, которая выносится вперед, сгибается в локте перед грудью. Этот способ (его в обиходе называют гимнастическим шагом) подтягивает детей, придает ходьбе парадность. Пользоваться им лучше всего с музыкальным сопровождением.

Во время ходьбы педагог постоянно напоминает воспитанни­кам, чтобы они не задерживали дыхания, дышали ритмично, делали \ на 2—3 шага вдох, а на последующие 3—4 — выдох.        

Упражнения. I полугодие. Ходить: приставным шагом в сторону; в полу приседе; мелким, семенящим шагом; широким шагом по линиям; во время ходьбы под­нимать руки вверх, вперед, разводить в стороны; ходить «змейкой» без ориенти­ров, в колонне по одному и по два.

// полугодие. Ходить: подчеркивая перекат с пятки на носок; на прямых ногах; на носках, руки за голову; с палкой под мышками, за плечами и пр.; сочетая шаги с хлопками; гимнастическим шагом. Проходить с закрытыми глазами 3—4 м.

Бег ребенка 6-го г. отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стреми­тельностью. Последнее связано с увеличением силы отталкивания и длины шага. Вместе с тем многие детали техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффек­тивность.

В старшей группе, совершенствуя бег, отрабатывают непринуж­денную постановку корпуса и головы, спокойное и ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра вверх. Специальное место отводится упражнениям на вынос голени маховой ноги вперед, на увеличение длины шага. На занятиях используют разные виды бега: медленный, со сред­ней скоростью, быстрый, равномерный и с изменениями скорос­ти, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий.

Овладению навыками подъема бедра и выноса голени маховой ноги вперед служат многочисленные задания, например пробежать дистанцию с перешагиванием 5—6 невысоких препятствий. Лучше всего для этой цели использовать длинные рейки, положенные на кубы (высота 10—15 см); натянутые поперек зала резинки. Пре­пятствия расставляют обычно подряд друг за другом на длину не­сколько уменьшенного бегового шага ребенка. Но низкие препятствия можно расположить и на расстоянии нескольких шагов по прямой или кругу. Необходимо приучать детей одинаково хорошо преодо­левать их с любой ноги. Важно, чтобы препятствие преодо­левалось беговым шагом, а не прыжком вверх. Для этого детям поясняют, что отталкиваться следует подальше от препятствия и что нельзя набегать на него. После преодоления препятствия ребенок опускает ногу на грунт передней частью стопы.

Все виды бега дают большую функциональную нагрузку на ор­ганизм, являются хорошим средством для тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания выносливости, ловкости и быстроты. Все виды бега, если они используется методически пра­вильно, полезны для укрепления стопы, формирования ее сводов. Дозировать физическую нагрузку можно, изменяя способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая ин­тервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

Виды бега различны по технике выполнения. Обычный бег в спокойном темпе приучает ребенка бежать правильно, не напря­гаясь, непринужденно и естественно размахивая руками.

Бежать можно свободными широкими шагами. Тогда слегка согнутая в колене нога становится на грунт с пятки, далее произ­водится эластичный перекат на всю стопу и затем на носок; при отталкивании колено и стопа разгибаются. Носки направлены ближе к средней линии по направлению бега и даже несколько внутрь. Туловище очень немного наклонено вперед, голова с ним на одном уровне, грудь и плечи развернуты и не поворачиваются вслед за

движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы согнуты сво­бодно. Во время бега руки поочередно движутся вперед-вверх при­мерно до уровня груди и несколько внутрь, затем отводятся локтями назад—в стороны.

При беге небольшими шагами изменяется постановка стопы — она ставится на переднюю часть, затем происходит опускание на всю стопу; туловище несколько выпрямляется, размахи рук уменьшаются.

Ноги в этом виде бега становятся ближе к линии направления движения. Такой бег дает детям возможность получить представле­ние о мягкой и свободной постановке ноги на землю, выработать умение полностью выпрямлять колени. Упражнения в таком спокой­ном беге облегчают расслабление, помогают почувствовать пра­вильное положение плечевого пояса, туловища и головы; дети ос­ваивают в них навыки равномерного движения,

Медленный бег на значительное расстояние (до 320 м по пере­сеченной местности), выполняемый достаточно длительно 1,5— 2 мин, полезен для развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма, его работоспособности. Бегать надо равномерно, ритмично, не замедляя и не ускоряя движе­ния. Ногу можно ставить как удобно: или на переднюю часть стопы, или с перекатом с пятки на носок. Плечи должны быть расслаблены. Дыхание произвольное, ритмичное: примерно на 3—4 шага вдох, на 5—6 — выдох. Следует приучать детей выдыхать постепенно полностью, до конца. Детям поясняют, что при медленном, спо­койном беге полный выдох бывает несколько длиннее, чем следую­щий за ним вдох, что полнота выдоха определяет глубину вдоха:

чем глубже вдох, тем больше накапливается энергии в организме.

Обычный бег со средней скоростью удобен для разучивания элементов техники, развития координации беговых движений. При таком беге дети могут контролировать свои действия. 

В старшей группе дети бегают в парах, «змейкой», перестраива­ются на бегу в звенья, пробегают по горизонтальным и наклонным доскам, бегают на естественной местности, сочетая бег с другими видами движений (пролезанием в обруч, перепрыгиванием через канаву и др.). Все это, так же как широкое применение бега в подвижных играх (с ловлей и увертыванием, с соревнованием), ведет не только к совершенствованию беговых движений, но и к увеличению скорости бега, развитию ловкости, выносливости, уме­ния свободно ориентироваться в пространстве. Формированию и закреплению этих умений и навыков способствует повторное (2—3 раза) пробегание отрезков длиной 60—120 м в чередовании с ходьбой. Длину дистанции и количество повторений увеличивают постепенно.

Скорость бега повышается и путем специальных заданий: бег се сменой темпа, челночный бег с переносом и перекладыванием предметов, перебежки в быстром темпе, бег наперегонки и т. п. Во время бега на скорость дети 6 лет часто запрокидывают голову назад. Следует подсказывать им, что надо держать голову прямо и смотреть на конец дорожки, по которой бежишь, или на предмет, который должен взять.

В старшей группе для быстрого бега рекомендуются отрезки длиной 10 м. Бег повторяют 3—4 раза с перерывами — вначале 1,5—2 мин, а потом 1 мин. Быстрый бег выполняется на передней части стопы; движения ног и рук стремительные, активные. Ногой производится энергичное отталкивание, другая в это время резко выносится бедром вперед-вверх. Туловище наклонено слегка вперед, голова находится с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены; ребенок смотрит вперед. Быстрый бег на большую дис­танцию (20—30 м) выполняется стремительным широким шагом посредством переката стопы с пятки на носок.

Дети упражняются в быстром беге чаще всего в подвижных играх с элементами соревнования. Длительность такого бега в игре в среднем 4—6 с. Чередуясь с остановками, отдыхом, он пов­торяется 4—5 раз.

Соревнования в беге проводятся при обследовании физической подготовленности детей.

Регуляции нагрузки в беге содействует также использование педагогом разнообразных способов организации детей. Для интен­сивных форм бега применяется поочередное выполнение заданий небольшими подгруппами. Фронтальное выполнение беговых уп­ражнений всегда сопровождается отдыхом в виде спокойной ходьбы.

Упражнения. I полугодие. Бегать: «змейкой», на бегу перестраиваться в пары, звенья; со сменой ведущих; на бегу пролезать в обруч; с ловлей и увертыванием; в .заданном темпе; вбегать и сбегать по наклонной доске, обегать предметы; обегать на носках, мелким и широким шагом. Бегать непрерывно 1,5—2 мин. Про­бегать со средней скоростью 60—100 м в чередовании с ходьбой (2—3 раза). Пробегать медленно по пересеченной местности 240—280 м. Пробегать быстро 10 м (2—3 раза); челночный бег 2Х10 м. Пробегать как можно быстрее дистан­цию 20м.

II полугодие. Бегать высоко поднимая колени; перешагивая рейки; между рас­ставленными предметами. Бегать медленно в течение 2 мин 15 с без перерыва; пробегать медленно по пересеченной местности 280—320 м. Пробегать со средней скоростью 100—120 м в чередовании с ходьбой (2—3 раза); пробегать быстро 10 м (3—4 раза); челночный бег 3Х10 м. Бегать наперегонки парами как мож­но быстрее на дистанцию 30 м; группами догонять убегающих и убегать от ловящих. Пробегать по бревну; под вертящейся веревкой.

 Прыжки. В старшей группе используют различные виды прыжков: подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места, прыжки в высоту и в длину с разбега, а также прыжки со скакалкой.

Подпрыгивания очень распространены на занятиях и утренней гимнастике. На данном возрастном этапе содержание их несколько усложняется. При подпрыгивании на месте дети совершают до­полнительные движения ног (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу); прыгают народной ноге: на месте и прод­вигаясь вперед; с ноги на ногу (рис. 50.), через линию, веревку боком; с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. Воспитатель учит детей не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний. Упражнения выпол­няются подгруппами или фронтально.

Многократное непрерывное выполнение подскоков применяется как упражнение на выносливость. Дети подпрыгивают подряд 30—40 раз. Серия подпрыгиваний повторяется (2—3 раза) после небольшого отдыха, например ходьбы на месте.

Упражнения в спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) организуют после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мяг­кое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.

Кроме того, дети учатся, спрыгивая с высоты, попадать в оп­ределенное место, например за линию, начерченную на расстоянии 15—20 см перед скамейкой или другим предметом, с которого спры­гивают, или же в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от ребенка умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в опре­деленном месте

Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у старших дошкольников имеются оп­ределенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исход­ное положение, взмахивают руками вперед - вверх во время отталки­вания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук при отталкивании, движения эти недостаточно энергичны и активны. На это и нужно прежде всего обращать внимание в старшей группе. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Воспитатель неоднократно показывает и объясняет правильную технику дви­жений, стараясь, чтобы каждый ребенок понял свою ошибку.

Для разучивания некоторых элементов прыжка в длину с места применяются простейшие подводящие упражнения. Овладению, например, активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения стоя на месте без прыжка. В этом упражнении вместе с резким взма­хом рук вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) в мо­мент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленности всего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутся вперед. Вынесение ног вперед в по­лете тоже опробывается в подводящих упражнениях, когда дети выносят вперед колено, а за ним выбрасывают голень.

Увеличению силы отталкивания, улучшению координации спо­собствуют перепрыгивание предметов высотой в 10—20 см прямо и боком, а также впрыгивание на возвышения. Задание вспрыгнуть, вскочить на препятствие (положенные друг на друга 2 мата, брев­но, плинт, устойчивая скамья) интересно и понятно детям. Вна­чале дети впрыгивают с места, отталкиваясь обеими ногам1/1 одновременно; в полете сильно подтягивают ноги к груди, затем разгибают их навстречу препятствию и приземляются на него на обе ноги.

Более всего совершенствованию техники прыжков в длину с места способствуют непосредственные упражнения в них. Система­тическое повторение прыжков приводит к значительным резуль­татам.

Новым видом прыжков в старшей группе являются прыжки с разбега в высоту и в длину. В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков с места. При прыжках с разбега необходимо сочетать разбег с отталкиванием ноги в определенном месте и последующим полетом и приземлением.     

В высоту детей учат прыгать согнув ноги, с прямого разбега. Этот прыжок выполняется следующим образом: после разбега ребе­нок отталкивается одной ногой, энергично взмахивает другой и обеими руками вперед-вверх, сильно подтягивает ноги к груди и пере­ходит через планку; приземление осуществляется одновременно на обе ноги. Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжка может произойти либо перекатом | с пятки на всю ступню (если прыжок далеко-высокий), либо на | носки с последующим опусканием на стопу (если прыжок высокий). ' При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этом случае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаются впереди.

Важно, чтобы вначале дети научились после небольшого разбе­га преодолевать препятствие, не останавливаясь перед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой — правой или левой, какой ребенку удобно. Разбег перед прыжком должен быть прямолинейным, смотреть при разбеге лучше на место отталкивания или в определенную точку веревки, планки. Разбег не должен быть большим — примерно 6—9 шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкивания определенную скорость.

Для эффективного отталкивания особенно важна точность последних шагов разбега. Если у ребенка не получается сочетании разбега с отталкиванием (останавливается, отталкивается двум ногами или натыкается на планку), рекомендуется дать прыжок разбега из трех шагов. Планка в этом случае должна быть приподнята на небольшую высоту. Это упражнение помогает детям освоит слитное движение разбега и отталкивания.

Начав с небольшой высоты, всего 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см и более. Повышать высоту можно только тогда, когда большинство детей освоят правильный прыжок на заданной ранее высоте. Добиваться большей высоты прыжка допуская при этом искажение техники, нецелесообразно. Для прыжков в высоту с разбега используется 'планка или веревка. К конца веревки пришивают мешочки с песком массой 100 г. Планку ил веревку можно положить на стулья или колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Благодаря грузам на концах веревки не провисает, а если ребенок заденет ее, то она легко падает. Недопустимо привязывать веревку с двух концов или крепко держать ее в руках. Задев за веревку, ребенок может упасть.

Во время выполнения прыжков в высоту с разбега воспитатель должен стоять с той стороны, где дети приземляются, чтобы случае необходимости оказать помощь.

При разучивании прыжков в высоту чаще всего применяется поточное выполнение их детьми. При наличии оборудованных для прыжков нескольких мест или одного достаточно широкого прыгать могут одновременно несколько детей. Прыжки в высоту повторяют­ся примерно 5—7 раз.

Эффективность прыжка в длину с разбега тоже зависит глав­ным образом от разбега и отталкивания. Важно суметь совершить отталкивание при большой скорости бега.

Старших дошкольников учат прыгать с разбега в длину спо­собом «согнув ноги». Техника этого прыжка очень напоминает прыжок в высоту с разбега тем же способом.

Разбег для прыжка в длину колеблется у старших дошколь­ников в пределах 6—12 м. Детей приучают начинать разбег из положения, при котором ступни ног немного расставлены и располо­жены параллельно. Движения при разбеге плавные, бег совершается с ускорением. К концу разбега тело ребенка занимает почти верти­кальное положение, голова держится прямо, ребенок смотрит впе­ред. Наиболее энергичны последние шаги разбега.

На самом последнем шаге (он чуть короче всех предыдущих) нога активно ставится на место толчка; сразу же начинается ее энергичное выпрямление и разгибание стопы. Бедро маховой ноги поднимается вверх-вперед, голень выносится вперед. Далее колено толчковой ноги подтягивается к находящейся впереди маховой ноге, обе ноги вместе приближаются коленями к груди. В конце полета важно выпрямить ноги вперед, чтобы улучшить результат прыжка. Приземление происходит перекатом с пяток, ноги в коле­нях сгибаются .

В момент отталкивания руки активным движением способствуют подъему тела вверх, верхняя часть туловища выпрямляется, сохра­няется его устремленность вперед. В полете руки продолжают еще немного подниматься, а затем опускаться навстречу ногам по направ­лению вниз-назад. "Во время касания ногами грунта ребенок сно­ва активно посылает руки вперед, предупреждая падение назад, обеспечивая устойчивость приземления.

В начале обучения детей затрудняет отталкивание в точно ука­занном месте (линия, деревянный брусок). Целесообразнее обо­значить двумя линиями на расстоянии 40—50 см одна от другой ориентировочную зону отталкивания. Со временем зону отталкивания можно выделять и кружком такого же диаметра.

Первые попытки совершаются детьми с короткого (5—7 шагов) разбега на средней скорости. На открытой площадке разбег увели­чивается, осуществляется совершенствование прыжка.

Формировать у ребенка умение отталкиваться в обозначенном месте помогает бег на короткие дистанции (6—8 м) с преодолением низкого препятствия, расположенного поперек пути. Для этой цели удобны простые доски, лежащее на земле бревно (диаметр 10— 20 см). Первые попытки выполняются с небольшого разбега в 3— 4 шага. Наступив на препятствие, ребенок не останавливаясь бежит дальше.

Упражнения в прыжках в длину с разбега дети могут выполнять не только по одному (друг за другом), но и одновременно (если имеется широкая яма для прыжков или достаточное число матов для приземления). На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения воспитателя.

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Сначала дети осваивают упражнения с длин­ной скакалкой, которые состоят из пробеганий, перепрыгиваний, прыжков. Наиболее легкие из них — пробегания. В обучении они предшествуют перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях ска­калку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке она почти касается земли. Пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, надо тотчас же после того, как она пройдет мимо лица ребенка по направлению к земле .

После пробеганий переходят к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные 'упражнения для прыжка. Целесообразно вначале проводить перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте

3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упраж­нения можно проделывать и через ка­чающуюся скакалку. Затем переходят к перепрыгиваниям через вращающую­ся скакалку. Скакалку вращают по отно­шению к занимающемуся вперед (от лица к ногам). Вбегать для перепрыгивания ребенок должен сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Прыжки через длинную скакалку про­водятся с промежуточным подскоком или без него. Если во время прыжка ребенок заденет скакалку, ее надо немедленно отпустить.

Для индивидуальных упражнений нужны скакалки разной длины. Воспитатель помогает каждому ребенку подобрать скакалку по росту.

Разучивание прыжков начинают с кружения скакалки вперед. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Детям объясняют, что кружить скакалку следует непре­рывно, задерживая ее у пола. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть ее ногами.

При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты; туловище сохраняет прямое положение. Враща­ется скакалка в основном за счет движений кистей; руки не следует напрягать, держать их надо по направлению в стороны - вниз.

Вначале прыжки выполняются медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивает­ся; усложняются и задания, вводится вращение скакалки назад.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети делали неболь­шие перерывы для отдыха. Продолжительность непрерывных прыж­ков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1,5—2 мин. Дышать во время .прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

Упражнения. I полугодие. Подпрыгивать на месте: одна нога вперед—другая назад, ноги скрестно — ноги врозь; на одной ноге; подпрыгивать с хлопками перед собой, над головой, за спиной; подпрыгивать с ноги на ногу, продвигаясь впе­ред (через начерченные на земле линии, из кружка в кружок); перепрыгивать с места предметы высотой до 30 см; спрыгивать с высоты в обозначенное место. Подпрыгивать на месте на двух ногах 30—40 раз подряд (повторять 2 раза). Прыгать в длину с места; в высоту с разбега.

// полугодие. Подпрыгивать на месте: с ноги на ногу; 1 раз низко, следующий раз выше, 2 раза низко, следующий повыше; подпрыгивать с движениями рук впе­ред, в стороны; подпрыгивать на двух ногах на месте 40 раз (повторять 2— 3 раза); на одной ноге 10—15 раз. Прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед не менее чем на 3—4 м, на одной ноге (правой и левой) —2—2,5 м. Перепрыгивать на двух ногах последовательно 5—6 предметов (высотой 15—20 см); перепрыги­вать боком в обе стороны невысокие и плоские препятствия (шнур, канат, мешочки с песком, кубики). Впрыгивать на возвышение в 20 см двумя ногами. Прыгать в длину с места; в высоту с разбега; в длину с разбега.

Прыгать со скакалкой. Перепрыгивать через неподвижную скакалку (высо­той 3—5 см); перешагивать через скакалку с шага и бега; перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую с места; шагом и бегом; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах с промежуточными подскоками. Перепрыгивать через качающуюся скакалку. Прыгать через вращающуюся скакалку.

Ползание и лазанье. Для старших дошкольников упражнения в ползании не менее полезны, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Дети с удовольствием упражняются в ползании и легко осваивают новые комбинации движений на полу, а также скамейке, лестнице и других пособиях.

Упражнения в ползании, переползании часто сочетаются с други­ми движениями. Например, детям предлагается подползти под 2—3 скамейки, поставленные параллельно, встать, повернуться и, переша­гивая через скамейки, пройти в обратном направлении или подползти под веревку, натянутую между стойками, встать, разбежаться и перепрыгнуть с разбега через ту же веревку. Организация таких упражнений требует внимательного подхода воспитателя. Ус­пешность упражнений зависит от подбора и расстановки посо­бий. Так, при переползании через несколько скамеек их следует ставить на расстоянии не менее 2 м одна от другой . В противном случае выполнение упражнения затрудняется. При упражнении в подползании с прокатыванием головой мяча следует заранее расставить ворота, дуги, чтобы дети катили мяч и ползли в определенном направлении. Для этого упражнения удобны набивные мячи массой 1 кг, так как резиновый мяч легок и катится от малейшего прикосновения.

Для подлезаний и пролезаний в старшей группе удобны при­ставные лестницы. Дети, например, пролезают между рейками по­ставленной на бок лестницы произвольным способом. Большой сноровки требует упражнение в попеременном подлезаний и перешагивании реек лестницы, приподнятой на 50—60 см от пола (положена концами за сиденья стульев; одним концом на рейку гимнастической стенки, другим на куб и т. д.). Выполняя это и предыдущее задание, дети цепочкой движутся на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Одновременно используется несколь­ко лестниц.                         

В старшей группе вводятся подтягивание на скамейке на ко­ленях, передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. В этих упражнениях воспитатель особенно тщательно варьирует задания в зависимости от индивидуальных возможностей детей, подсказывает каждому ребенку, когда ему закончить упраж­нение (не всегда оно должно быть выполнено до конца), следит, чтобы после упражнения дети расслабляли руки и плечи, делали несколько глубоких вдохов и выдохов.

На данном этапе значительно больше времени уделяется ла­занью по вертикальным лестницам, трибункам, гимнастическим стен­кам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4—6 рейки и выше. Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки (спускаются вниз вертикально по одному пролету). После того как будут освоены новые упражнения на вертикальной лестнице, можно разрешить упражняться одновременно 2—6 детям (в зависимости от количества пролетов стенки и характера упражнения). Многие дети хорошо лазают и нередко, стремясь обратить на себя внима­ние товарищей, отпускают руку, машут и т. п. Воспитателю следует пресекать подобные действия, требовать во время лазанья особенно хорошей дисциплины. Он должен постоянно иметь в поле зрения всех детей, находящихся на пособиях, и быть готовым помочь каждому.

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. В разноименном способе движение начи­нают правая рука и левая нога, потом в него включаются левая рука и правая нога и т. д. В одноименном способе движение совершается правой рукой и правой ногой, а затем левой рукой и левой ногой. Ноги по заданию можно ставить на каждую рейку или через 1—2 рейки.

Для облегчения понимания этих способов детям предлагают сначала выполнить подводящие упражнения: 1) одновременно под­нять вверх правую руку и согнутую в колене левую ногу, а потом левую руку и правую ногу; 2) одновременно поднять вверх правую руку и согнутую в колене правую ногу, а затем левую руку и левую ногу. Эти же упражнения можно проделывать на полу у стенки, стоя во весь рост, а также на четвереньках. Они помогают детям усвоить необходимую координацию движений при лазанье. Разучивание этих способов лазанья — длительный процесс, он про­должается в подготовительной к школе группе. Используется и лазанье приставным шагом.

Дети уже различают разные способы лазанья. Они осознают свои ошибки, если на них указывает воспитатель, пытаются их испра­вить. Педагог показывает и объясняет последовательность движе­ний рук и ног в лазанье чередующимся шагом. При этом он обращает внимание детей на правильное исходное положение, об­легчающее необходимую координацию движений: одна нога, напри­мер левая, стоит на полу, другая — на первой, самой нижней рейке;

правая рука охватывает рейку на уровне головы, левая — ниже, на уровне плеча. Такое исходное положение определяет перемещение разноименным способом. Для одноименного способа лазанья, т. е. лазанья с поочередным переносом с рейки на рейку одновременно одноименных руки и ноги, характерно другое исходное положение — если левая нога стоит на полу, то правая находится на первой рейке, но левая рука находится на уровне головы (выше), а правая охватывает рейку на уровне плеча.

Воспитатель поясняет детям, что при разучивании лазанья чередующимся шагом следует передвигаться спокойно, не спеша. Дети осваивают одноименный и разноименный способы лазанья. Они должны уметь их различать и применять сознательно по за­данию педагога.

Дети упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивая их ногами и перехватывая рука­ми. Воспитатель поясняет, что через бревно, если оно расположен



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи обучения основным движениям детей шестого года жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)