Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика развития мотивации младших школьников



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Динамика развития мотивации младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

. Анкетирование родителей.

Основная цель проведения методики - исследование наличия доминирующего мотива учения и его характера (положительная мотивация, отрицательная мотивация, нейтральная мотивация).

В ходе анкетирования удалось определить, что подавляющее количество первоклассников (82,6%) положительно относятся к процессу обучения в школе. 17,4% учащихся еще не выстроило своего отношения к процессу учения. Этот факт относит их в «группу риска» - в число детей, с несформированным или слабовыраженным интересом к обучению. Такие дети требуют дополнительной психолого-педагогической поддержки.

К сожалению, в дальнейшем число таких детей возрастает (23,8% во втором классе, 20% - в третьем, 25% - в четвертом). Это свидетельствует о неудовлетворительной педагогической работе с этими детьми, об отсутствии мониторинга динамики учебного интереса. К этой группе со второго класса прибавляется группа учащихся, негативно относящихся к учебному процессу (9,5% во втором классе, 12% - в третьем, 20,8% - в четвертом). Некоторые эксперты считают, что основной причиной негативного отношения к школе, учебному процессу является растяженность процесса обучения в младшей школе (с 3-х классов, до 4-х).

Для наглядности представления соотношения отрицательного, положительного и нейтрального мотивов к обучению, представим полученные данные в виде диаграммы (см. рис. 2).


Рис. 2. Диаграмма соотношения положительных, отрицательных и нейтральных мотивов к обучению в младшей школе

 

Данные показывают, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.

Динамика видов значимой деятельности у учащихся 1-4 класса показывает постепенное становление у них учения в качестве значимой деятельности. От класса к классу эта тенденция усиливается (27% - в первом классе, 48% - во втором, 64% - в третьем, 75% - в четвертом). Большую значимость приобретает спортивная и др. деятельность. Угасает влияние игровой деятельности.

Рост значимости учебной деятельности подчеркивается ростом влияния такого субъекта, как учитель. (4% - в первом классе, 19% - во втором классе, 24% - в 3-ем классе, 50% - в четвертом). На постоянно высоком уровне остается значимость для учащихся их родителей.

. Следующий этап диагностики должен был пролить свет на соотношение социальных и познавательных мотивов в разные годы обучения в младшей школе.

В ходе исследования удалось выяснить, что у 72,2% опрошенных первоклассников преобладают социальные мотивы. Во втором, в третьем и четвертом классах преобладают познавательные мотивы (80% - во втором классе, 86,4% - в третьем классе, 88% - в четвертом классе). Отобразим итоги исследования в виде диаграммы.

 

 

. Применение методики диагностики «Лесенка уроков» поможет увидеть уровень распределения учебного интереса конкретно по урокам.

По этим данным можно увидеть, что так называемые основные предметы не «набрали» большое число выборов, что свидетельствует о том, что младшие школьники еще не умеют определять значимость учебных предметов, отдавая предпочтение предметам, близким по характеру деятельности с занятиями в детском саду (рисование, труд). Высокий процент выборов английского языка связан с новизной предмета, простыми и комфортными для младшего школьника способами обучения.

. Ниже представлены результаты диагностики видов мотивации по трем типам учебных мотивов (автор - Н.В. Елфимова).

С целью выявления значимости различий среди показателей внутренних и внешних мотивов воспользуемся критерием Манна-Уитни [37].

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.

Значение U определяется по формуле:

 

U= (n1+n2) + n х *(Тх +1) - Тх, где

 

n1 - количество испытуемых в выборке 1;

n2 - количество испытуемых в выборке 2;

Тх - большая из двух ранговых сумм;

nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

. Выявление отличий между внутренними и внешними мотивами (см. Таблица Приложение)

Вычисляем сумму рангов: ∑Ri=(N (N+1))/2 = 276

Формулируем гипотезы:

Н0: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса не отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников

Н1: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников

Вычисляем показатели коэффициента Uэмп=35

Вычисляем критический уровень коэффициента для n1 и n2. Они равны 61, 42 соответственно.

Так как полученный результат значительно ниже табличных, делаем вывод о верности второй гипотезы.

То же проделываем для внешних положительных и внешних отрицательных мотивов. Результаты вычислений представлены в Приложении 9.

В более конкретном виде результаты ответов на тест выглядят следующим образом.

 

Таблица 8. Анализ доминирования мотивов у младших школьников

Преобладающие мотивы

Распределение ответов

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  число учащихся % к итогу число учащихся % к итогу число учащихся % к итогу число учащихся % к итогу
внутренние мотивы 4 16,7 10 45 14 54,6 19 76
внешние мотивы 17 77,8 10 45 7 22,7 3 12
внешние положительные мотивы 11 50 7 30 7 22,7 3 12
внешние отрицательные мотивы 6 27,8 3 15 0 0 0 0
не доминируют 2 5,5 1 10 4 22,7 2 12
Итого: 23 100 21 100 25 100 24 100

 

По результатам диагностики можно утверждать, что в процессе обучения внешние положительные мотивы переходят во внутренние мотивы. Так в первом классе лишь 16,7% учащихся обладали внутренними мотивами к обучению. К 4 классу число таких детей увеличилось многократно до 76%.

В то же время сократился показатель внешних мотивов (с 77,8% в первом классе до 12% в четвертом классе). Также следует отметить о большом влиянии внешних мотивов на первом году обучении. Из них положительными были 50%, а отрицательными - 27,8%. Число внешних отрицательных мотивов к концу обучения в младшей школе сошло до нуля. Число внешних положительных мотивов сократилось до 12%.

В ходе исследования удалось на практике апробировать 4 методики из серии методик диагностики мотивации учащихся Н.В. Елфимовой.

В начале обучения учебная деятельность еще не является значимой для школьника. Об этом говорит высокий уровень социальных мотивов, потребность в положительной оценке деятельности со стороны учителя, родителей, предпочтение «неосновных» учебных предметов. К концу обучения в младшей школе «неосновные» предметы все еще предпочтимы. Но познавательные мотивы начинают преобладать над социальными. Внешние мотивы переходят во внутренние.

Еще одной характеристикой динамики развития мотивов является увеличение негативного отношения к школе к концу обучения в младшей школе.

Таким образом, мы можем утверждать, что первая гипотеза доказана. Что касается второй гипотезы, то сформированность доминирующего мотива мы можем наблюдать с первого класса. Но результаты других методик показывают, что эти позитивные доминирующие мотивы являются внешними, не осознанными. Сознательное формирование собственных интересов происходит позже, к концу обучения в младшей школе.

 



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Динамика развития мотивации младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика развития мотивации младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)