Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства диагностики мотивов учения младших школьников



2020-03-17 351 Обсуждений (0)
Средства диагностики мотивов учения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Обследование, изучение динамики личностного развития учащихся проводится не только для выявления мотивации:

1. Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу.

2. К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.

.   Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.

.   Что именно интересует ученика в нем:

- содержание учебного предмета;

-   методы открытия новых знаний;

    методы решения задач;

    внешние результаты - оценки, престиж и т.д.

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.

Выделяются две стратегии диагностики мотивации учения:

. констатирующая, срезовая диагностика, охватывающая традиционную иерархию мотивов учения и их динамику;

. формирующая диагностика - диагностика функциональной структуры мотивационного компонента деятельности в процессе формирования новых знаний и умений учащихся.

Диагностика учебной мотивации требует определения принципов подбора методик для ее проведения. Исходя из современных подходов к диагностике мотивации учения, можно выделить как минимум следующие:

. определение показателей мотивации учения, на основе которых будет осуществляться диагностика;

. подбор диагностических методик;

. определение диагностических возможностей каждой методики в отношении выделенных показателей;

. учет методологической основы методики - той теории, на основе которой строилась данная методика и которую необходимо учитывать при интерпретации результатов;

. соответствие текстов методик возрастным особенностям учащихся;

. учет индивидуальных особенностей учащихся;

. соответствие ситуации проведения диагностики целям диагностики и др.

В качестве наиболее популярных показателей мотивации учения выступают:

виды личностно значимой деятельности школьника - определение того, какие виды деятельности являются для него личностно значимыми; а самое главное, является ли учение для ученика значимой деятельностью;

личностно значимые для школьника субъекты - кто из окружающих людей является для него личностно значимым, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения школьника. Здесь необходимо установить отношение ученика к учителю, к родителям, одноклассникам;

отношение к учению - это знак отношения: положительное, отрицательное, нейтральное; соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника в иерархии;

отношение школьника к учебным предметам - определение «любимых» и «нелюбимых» предметов.

Различают три типа диагностических методик исследования учебной мотивации [39]:

. Косвенные методики диагностики мотивации учения:

Метод наблюдения. Один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению (по П. Голу, Г.И. Щукиной и др.):

а) стремление учащихся посещать занятие или желание уклониться от них;

б) общая активность на занятиях;

в) наличие и характер отвлечений;

г) отношение к средствам действия;

д) наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию;

е) поведение детей по окончанию занятия.

Для удобства фиксации отношения школьника к учению ведут специальную карту наблюдений.

Метод наблюдения применяется как при констатирующей диагностике - для определения исходной мотивации учения школьника так и в ходе формирующего эксперимента.

Метод беседы:

а) с учителем. В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к учению по выделенным показателям;

б) с родителями. Беседа с родителями дает дополнительные данные к информации, полученной в ходе беседы с учителем;

в) с учеником.

Метод анкетирования родителей. Используется в случае, когда нельзя провести непосредственную беседу с родителями. Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Метод анализа кривой текущей успеваемости учащегося.

Метод «свободных заданий». В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.

Очевидно, что выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к данному учебному предмету. Если такие свободные задания применять нечасто, но систематически, то по их результатам можно с большой надежностью установить характер мотивации учащихся.

Методика прерывания процесса решения задач. Она предполагает, что самостоятельный возврат ученика к нерешенной задаче осуществляется при наличии у него внутренней мотивации, обнаруживая у него одно из проявлений познавательного мотива - стремление к завершенности учебных действий. Эту методику можно применять в двух вариантах.

Первый вариант. В процессе урока учитель ставит перед учащимися какую-то достаточно сложную задачу. После обсуждения различных способов ее решения учитель, убедившись, что задача понята и учащиеся смогут ее решить, специально уходит из класса, находя какой-либо предлог для этого. Выходя, он не дает никаких указаний учащимся. Минут через 10-15 учитель возвращается и, обойдя учащихся, фиксирует, кто решал задачу, а кто занимался совсем иным делом. Тем самым он выявляет наличие у учащихся стойких учебно-познавательных мотивов.

Второй вариант этой методики состоит в том, что учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение. Когда раздается звонок, учитель никакого задания учащимся не дает. А на следующем уроке фиксирует, кто из учащихся продолжил решение задачи или даже полностью ее решил.

Методика составления задач и вопросов. Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: «Мы заканчиваем изучение темы. Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок (зачетный урок, письменную работу и т.д., в зависимости от специфики учебного предмета). Для этого прошу, кто желает, можно по бригадам, составить набор вопросов (вариант письменной работы и т.д.), по которым мы проведем обобщение темы. Ваши предложения мы обсудим на следующем уроке».

Собрав предложения учащихся, учитель по характеру и оригинальности этих предложений может судить об интересах учащихся, о характере их мотивации.

. Прямые методики диагностики учебной мотивации младших школьников.

Методика беседы-интервью. Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в методику, составлены таким образом, что направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников.

Методика «Лесенка уроков». Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными. Методику можно проводить либо со всем классом одновременно, либо - индивидуально, с каждым учеником.

Методика «Лесенка побуждений».

Сочинение.

. Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Виды проектных методик диагностики:

Рисуночная методика.

Составление расписания на неделю.

Методика М.В. Матюхиной.

Методика Эткинда (Цветовой тест отношений).

Методика «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена и др.

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, а данном случае - учебную деятельность.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние, личные.

На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию. Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.

Существует три типа диагностик мотивации, очень подробно описанные Н.В. Елфимовой: косвенные методики, прямые, проективные. Для объективного исследования необходимо задействовать в работе все три типа.

Итоги диагностики используются в коррекционной работе психолога. Нами были выделены основные черты такой коррекционной работы с младшими школьниками, основа которой заключается в создании такого учебного пространства, которое бы способствовало не столько повышению уровня мотивации, а сколько поддержанию этого уровня на постоянно высоком показателе.




2020-03-17 351 Обсуждений (0)
Средства диагностики мотивов учения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства диагностики мотивов учения младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)