Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика применяемых психодиагностических методик



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
Характеристика применяемых психодиагностических методик 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование проводилось с использованием следующих методик:

. Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой [11, 32];

. Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой) [11];

. Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой) [11];

. Тест-опросник Н.В. Елфимовой [11, 32].

Использование именно этих методик связано с их высоким уровнем надежности, большим опытом апробации среди детей младшего школьного возраста.

Комплекс методик позволяет:

определить наличие или отсутствие положительных, отрицательных или нейтральных мотивов к деятельности;

определить ведущий тип мотивации;

определить отношение учащихся к процессу обучения;

охарактеризовать динамику развития учебной мотивации с точки зрения различных типов мотивации: внутренней, внешней, социальной, познавательной.

Исследование проводилось в несколько этапов:

опрос родителей учащихся;

первый этап диагностики учащихся с использованием методик 2,3;

второй этап диагностики детей с использованием методики 4.

Время диагностики одного класса по всем этапам - три дня. Общее время диагностики учащихся младшей школы - две недели.

Опишем применяемые методики более подробно.

) Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой [11].

Методика используется для определения отношения учащегося к процессу обучения, к школьным распорядкам. С ее помощью можно определить «любимые» и «нелюбимые» предметы учащегося, более подробно узнать то, каким образом происходит подготовка к школе дома, определить значимых субъектов для учащегося.

В анкете содержатся вопросы, с помощью которых можно определить:

положительное, отрицательное или нейтральное отношение младшего школьника к учебе в целом (вопросы 9, 10, 11, 20, 21);

к определенным учебным предметам (вопросы 12, 13, 14);

лично значимых субъектов для ребенка (вопросы 6, 7);

наличие или отсутствие доминирующего мотива обучения (положительного или отрицательного).

В данном исследовании нас интересовало определение именно последнего показателя.

Анкета представлена в Приложении 1.

) Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой).

Ученику предлагается выстроить собственные мотивы учения в порядке уменьшения их значимости для себя. Им предъявляются на отдельных карточках 8 утверждений, соответствующих 4 видам познавательных мотивов и 4 видам социальных мотивов.

Познавательные мотивы:

широкий познавательный - ориентация на овладение новыми знаниями;

процессуальный - ориентация на процесс учения;

результативный - ориентация на результат учения;

учебно-познавательный - ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

широкий социальный мотив - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

«учительский мотив» - стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

«родительский мотив» - стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

«товарищеский мотив» - стремление заслужить уважение своих товарищей.

Результаты, полученные с помощью этой методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

Сама методика в виде, представляемом испытуемому, отображена в Приложении 2.

) Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой).

Проведение данной методики также как и методики «Лесенка побуждений» предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они помогут применяться, начиная с 2-ого полугодия 1-го класса.

Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными. Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов. Далее школьник должен выразить сове отношение к каждому учебному предмету и построить «Лесенку уроков».

Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (1-4), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на нижних ступенях лесенки (5-8) - как отрицательное.

) Тест-опросник Н.В. Елфимовой.

Данная методика представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются школьнику. Вопросы составлены таким образом, что направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников.

Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов №10, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 31.

Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов №18, 19, 20, 24-26, 28-30.

Виды личностно значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №8, 9, 19, 23-25, 31.

Личностно значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов №4, 6, 7, 11-15, 21, 22, 27.

Проявление внутренних мотивов оценивается по ответам, в которых присутствует:

утверждение о ценности самого занятия или процесса учения (вопр. 17, 19, 20, 26, 22).

Проявление внешних положительных мотивов оценивается по ответам, в которых присутствует:

утверждение о большой значимости положительной оценки, соперничества с одноклассниками, об общественной значимости процесса учения (вопр. 17, 21, 31).

Проявление внешних отрицательных мотивов оценивается по ответам, в которых присутствует:

утверждение о желании избежать неприятностей, связанных с «не учением» (вопр. 17, 21, 31).

За каждый отданный ответ в обозначенном значении начисляется балл.

 



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
Характеристика применяемых психодиагностических методик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика применяемых психодиагностических методик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)