Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика изучения древнерусской литературы в школе



2020-03-17 578 Обсуждений (0)
Специфика изучения древнерусской литературы в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Есть достаточно причин для того, чтобы поговорить сегодня о изучении древнерусской литературы в школе, и есть достаточно оснований для того, чтобы её преподавание считать необходимостью.

В то же время литературе Древней Руси в школьной программе уделено весьма скромное место. Раздел древнерусской литературы в школьных учебниках занимает всего десять - двенадцать страниц. Изучается одно лишь «Слово о полку Игореве». Несколько строк уделено «Повести временных лет», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщине», «Поучению» Владимира Мономаха. Семь - восемь произведений, да и то вскользь, на семь веков истории литературы. В своё время этот список несколько увеличил и разнообразил Д.С.Лихачёв, добавив к перечисленным произведениям «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие» протопопа Аввакума и др. Но об этих памятниках, исключая «Слово о полку Игореве», приводятся минимально краткие справки.

Академик Д.С.Лихачёв писал по этому поводу: «Меня удивляет, как мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры». «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

Сегодня я хочу обратить внимание на то, что, по моему мнению, является основанием для серьёзного изучения древнерусской литературы. Прежде всего в школе используется богатейший потенциал произведений древнерусской литературы, позволяющий воспитывать нравственные качества юного человека, формировать национальную гордость, национальное достоинство и толерантное отношение к другим народам, к другим культурам. Но древнерусская литература - это и замечательный материал для обучения наших школьников теории литературы, основам анализа текста.

Изучая произведения древнерусской литературы, ученики знакомятся с исконно русскими жанрами литературы и имеют возможность проследить их дальнейшее развитие или влияние на литературу последующих эпох.

Наши ученики должны уяснить на уроках по древнерусской литературе, что этот пласт нашей отечественной словесности и самоценен, имеет свои законы развития, и в то же время является основой для всей русской литературы XIX - XX веков. Нам необходимо обращать внимание на связь произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, многих авторов XX века с древнерусской литературой. Эту связь мы наблюдаем в поэме А.Блока «Двенадцать», в произведениях С.Есенина, М.Цветаевой, М.Булгакова, в некоторых стихах В.Маяковского, поэтому для эффективной работы по литературе просто необходимо, чтобы у учащихся к 9 классу было довольно глубокое представление о литературе Древней Руси. Многие традиционные национальные образы, символы, приёмы и средства выразительности берут своё начало в древней литературе и фольклоре, претерпевают изменения, развиваются, получают новое значение. Понимание смысла и поэтики великих произведений будет несомненно глубже, если учащиеся будут прослеживать неразрывную связь и преемственность в формировании творческих стилей, направлений, систем. Д.С.Лихачёв много занимался проблемой жанровой системы древнерусской литературы. Он исследовал во всей сложности разнообразие жанров, иерархию жанров, тесную взаимообусловленность жанров и стилистических приёмов в древней русской литературе. Дмитрий Сергеевич пишет о том, что изучать надо не только отдельные жанры, но и те принципы, на основе которых происходит жанровое деление, взаимоотношения литературных жанров с фольклорными, связи литературы с другими видами искусств.

Изучая древнерусскую литературу, необходимо говорить о своеобразном «художественном методе» и его последующем развитии. В художественном методе древнерусских писателей Д.С.Лихачёв прежде всего отмечал способы изображения человека - его характера и внутреннего мира. Этот признак учёный особо выделял и говорил о дальнейшем его развитии в литературе XVIII века. В своих работах «Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в.» (1951 г.) и «Человек в литературе Древней Руси» (1958г.) он отразил историческое развитие таких основных понятий, как характер, тип, литературный вымысел. Он наглядно показал, какой трудный путь прошла русская литература, прежде чем обратилась к изображению внутреннего мира человека, его характера, т.е. к художественному обобщению, ведущему от идеализации к типизации. Не будучи знакомы с развитием отечественной словесности, наши ученики не могут в полной мере охватить тот путь, что прошла великая русская литература, оценить те достижения и открытия, что сделаны русскими писателями, часто остаются равнодушными к тем отрывочным сведениям, которые даёт им школьная программа, в представлении учащихся русская литература появляется ниоткуда: там, на западе, был Данте, был Шекспир, а у нас до XVIII века - пустота, и только где-то там, во тьме веков чуть светится «Слово о полку Игореве».

Литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы наконец осознали свою полноценность.

общеобразовательный школа литература жанровый


 



2020-03-17 578 Обсуждений (0)
Специфика изучения древнерусской литературы в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика изучения древнерусской литературы в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)