Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок по древнерусской литературе в VIII классе на тему: «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве»



2020-03-17 266 Обсуждений (0)
Урок по древнерусской литературе в VIII классе на тему: «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель урока:

Обучающая: углубить понятие о древнерусской литературе, о литературе духовной познакомить с жанром жития, с творчеством Андрея Рублева,

М.Нестерова.

Воспитывающая: привить любовь к русской литературе, русской истории, русскому языку, пробудить в детях чувство патриотизму.

Развивающая: развивать языковой кругозор учащихся за счет пополнения словарного состава, интеллектуального кругозора.

Оформление. Эпиграф к теме урока, репродукции иконы А.Рублева «Троица», картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Эпиграф к уроку: «В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и несравнимое ни с чем благоухание России».

Б.Зайцев

Словарь к теме:

Композиция, духовность, подвижник, житие, агиограф, паломничество, богомолье и др.

Ход урока

Повторение. Своеобразие древнерусской литературы. Духовная литература - особый пласт русской культуры и , в частности, русской словесности. Само определение - «духовная- указывает на ее назначение: созидать в человеке дух, воспитывать нравственно, показывать идеал.

Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

Она возникла в Х веке в связи с принятием христианства. В отличие от язычества эта религия была «книжной»: ее ключевым источником была Библия.

Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени? (рукописная, произведения в основном анонимны, повествование строилось по строгим канонам, тесно связана с религией.

Произведения каких жанров древнерусской литературы вы уже читали? («Повесть о Петре Февронии Муромских», «Поученье Владимира Мономаха».)

Работа со словарем. Лексическая работа.

Что значит «преподобный»? Какое лексическое значение корня? Чем объяснить особенность в произношении имени - «Сергий»? Духовная культура сохраняет традиции языка, именования. Путь Сергия к святости подобен пути Иисуса Христа.

Что такое воздержание? От чего человек может воздерживаться? Во имя чего? Есть ли в современном обществе стремление к воздержанию? Почему людей называют святыми? Что такое святость?

Учащиеся определять значения слов: черноризец, пресвитер, келья, игумен, пустынь, просфора, псалом, обитель, литургия и др.

. Какова роль этих слов в тексте? Они определяют тему: речь идет о святом. Некоторые из этих слов являются архаизмами, но большинство отражают реалии жизни, далекие от неверующего человека.

Историческая основа «Жития Сергея Радонежского».

В какое время жил Сергий Радонежский? Чем интересно это время? Что вы знаете об авторе жития?

На этом этапе прогнозирования содержания текста важно воссоздать историческую основу литературного произведения.

Житийная основа очерка Б.Зайцева.

. Какова композиция текста? (Вступление, повествование о жизни святого, заключение).

. В чем смысл обрамления? (В нем автор дает прямую оценку роли Сергия в переломную эпоху русской истории, утверждает единство духовного подвига святого и духовного подвига русичей.)

. Составьте сюжетный план текста.

. Как строится сюжет? (Он разворачивается в прямой хронологической последовательности и построен по житийной схеме, показывая путь к святости.)

. Работа с репродукцией картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»)

Какой момент изображен на картине М.Нестерова?

В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события?

Как переданы таинственность и реальность происходящего?

. Какие черты духовного облика привлекают к Сергию людей? Какие жизненные ценности утверждает он своим поведением? (Автор подчеркивает крестьянское народное начало в герое. Он прежде всего труженик, любая крестьянская работа ему по плечу: «упорен и старается», «не был барчуком». Умеет остаться в тени, будучи для всех светочем, занимать второе место, и

. Почему князь Дмитрий Иванович едет перед битвой в лавру к Сергию?

. Почему Сергий «шепнул» князю о победе, а не сказал об этом громко всем? (Это очень яркая психологическая деталь. Трудно вообще представить, что можно одолеть такое сильное войско (до 3000 тысяч воинов!) Это еще впереди Да и победа будет оплачена страшной ценой. Воины готовятся биться не на жизнь, а на смерть. Летописцы рассказывают, что воины, идя на битву, заглядывали князю в глаза: что в них? Страх? Отвага? Дмитрий теперь «знал», его глаза светились решимостью и уверенностью.

У. Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

. Раскройте смысл строк, взятых в качестве эпиграфа к уроку. (Сергий олицетворяет собой Россию, ее нравственную силу, духовность.)

. Почему Б.Зайцев обращается в эмиграции (1925 г.) к теме России, ее духовной культуре? Что было важно автору? (Осмысление национальных основ особенностей сознания русского человека в эпоху исторических катастроф, надежда на возрождение духовности, осознание своей связи с Родиной.)

.У1 Работа с репродукцией иконы А.Рублева «Троица» (Возможно индивидуальное задание.)

Годы спустя кончины преподобного игумена пришел в Сергиеву обитель инок-иконописец Андрей Рублев. Преемник Сергия Никон поручил ему писать икону Троицы для иконостаса Троицкого храма, просил: «Образ писати Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

Андрей Рублев хорошо знал библейский сюжет о явлении Аврааму и жене его Саре Бога в облике трех мужей…

Но в основе иконы А.Рублева не было ниАвраам, ни Сары, ни обильной трапезы. Изобразил он трех ангелов да чашу с жертвенным тельцом на столе. Три ангела - различные, но единые в своей готовности к жертве. Три похожих, но в то же время разных облика. Разные, но единые в любви друг к другу и к грешному миру.

А Рублев передал в своей иконе ту же идею, которую нес людям своим служением и преподобный Сергий. Показать, что единство страны, гармония человека и мира возможны лишь на основе любви, а не ненависти, вражды, войны.

Рекомендации: экскурсионная поездка в Троице-Сергиеву Лавру, знакомство с книгой И.С.Шмелева «Богомолье», тем, кому интересна судьба праведника в ХХ веке прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор».



2020-03-17 266 Обсуждений (0)
Урок по древнерусской литературе в VIII классе на тему: «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок по древнерусской литературе в VIII классе на тему: «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)