Урок по древнерусской литературе в VII классе на тему: «Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Урок развивающего обучения по литературе. Задача: ) Прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника; ) Развивать умение работать с текстом (работа с карандашом); Навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам; ) Обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей). Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Цель урока: Познакомиться с произведением древнерусской литературы. Определить проблематику повести. Выявить новаторство Ермолая- Еразма в создании характера героини. Расширить понятие эпизода эпического произведения. Развивать аналитические умения и письменную речь. Опрос по пройденному материалу. «Повесть о Петре и Февронии» - это фольклорное или литературное произведение? Почему? Можно ли назвать это произведение житием? Что значит «повесть», почему это произведение называется повестью? Анализ произведения. К какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»? Что значит эпический род? Главные его признаки? Какие признаки эпического рода можно выделить в «Повести о Петре и Февронии»? Анализ произведения. Что значит понятие «эпизод»? Выделите основные эпизоды в произведении. Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания) основные эпизоды повести: . Проделки дьявола. . Отчего смерть змея приключится. . Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. . Агриков меч найден. . Змей убит. . Мудрая девушка из села Ласково. . Условие Февронии и исцеление. . Заговор против княгини Февронии. . «Дайте то, что я прошу!» . Прозорливость Февронии. . Возвращение в Муром и счастливое княжение. . «Приспело время преставления». . Чудеса с телами Петра и Февронии. Анализ эпизода эпического произведения. ) Озаглавить эпизод. )Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный). ) Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета. ) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый. ) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно. ) Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором. Классное сочинение аналитического типа на тему «Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе». Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. А. С. Дёмин. Закрепление изученного материала. Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна. Пётр и Феврония - исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Основные особенности повести. Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития. Найдите признаки жития в повести. Основные особенности повести. Что вам напоминает начало повести? Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении. Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза? Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность. Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь? К кому обращается Феврония в трудные минуты? Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными? Почему после её смерти происходят чудеса? Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389 «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…» Прочитайте финал повести. Какое впечатление оно производит? Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм - исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие. Найдите элементы этих жанров в структуре повести. Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости. Тема - история любви. Идея произведения заключается в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д. С. Лихачёв. Домашнее задание. . Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |