Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок по древнерусской литературе в IХ классе на тему: «Поучение Владимира Мономаха».



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Урок по древнерусской литературе в IХ классе на тему: «Поучение Владимира Мономаха». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель урока: первоначальное знакомство с текстом «Поучения».

Все вопросы и задания направлены на то, чтобы «Поучение предстало перед учащимися как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы дети увидели, какие понятия, чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто… мы изучаем её в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять - таки думают иные.

И.С.Тургенев

Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство - обязательное условие образованности…

Д. С.Лихачёв

Литература Древней Руси - одна из самых древних литератур Европы.

Сколько веков занимает древнерусская литература?

(7 веков из прошлого тысячелетия принадлежит древнерусской литературе).

Какие ассоциации связаны у вас со словом «древний»?

(Премудрости древнерусской литературы нам необходимо постигать, и в этом учебном году нам такая возможность предоставляется).

В развитии древнерусской литературы можно выделить 3 периода:

. Эпоха Киевской Руси (10 -12 вв.).

. Эпоха феодальной раздробленности и становления Московской Руси (13 - первая половина 15 в).

. Эпоха централизованного государства (вторая половина 15 - 17 вв.).

На уроке мы поведём разговор о возникновении древнерусской литературы, т.е., о первом периоде древнерусской литературы, но вначале интеллектуальная разминка (назовите слово, учитывая его лексическое значение):

. Кого на Руси называли оратаем? (пахарь)

. Комната монаха в монастыре? (келья)

. Первая книга христианского мира? (Евангелие)

. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун)

. Сборщики податей в Древней Руси? (мытари)

. Судьи низшего ранга, а также приказчики и управители разного рода? (тиуны)

. Старинная рукопись, документ (хартия, свиток)

. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси? (обет)

. Боевой топорик с длинной рукоятью? (секира)

. Похоронный обряд у древних славян? (тризна)

. Как называли законных царей? (Помазанники Божие)

Обратимся к первому периоду древнерусской литературы.

Что способствовало развитию древнерусской литературы? (Появление её было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, существовали разножанровые устнопоэтические формы - обрядовая поэзия, героические сказания, сказки, пословицы, большое значение имели культурные связи с Византией и Болгарией).

Говоря о древнерусской литературе, нельзя не сказать о Д.С.Лихачёве.

Почему?

(Д.С. Лихачёв в труде «Великое наследие» писал, что литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества).

Каково же было восприятие человека Древней Руси?

«Чувство значительности происходящего, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.

Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал своё место в этом мире.

Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце.

Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов, собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа. На парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У неё была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки»

Большой мир и малый, Вселенная и человек! Всё взаимосвязано, всё значительно, всё напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нём судьбы человека».

В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые с полным правом можем назвать классическими.

Обратимся к эпиграфу (слова Д.С. Лихачёва).

Одно из классических произведений древнерусской литературы - «Поучение» Владимира Мономаха.

Чем прославился Владимир Мономах?

(Сообщения учащихся о Владимире Мономахе).

Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.

О чём вам может рассказать имя автора «Поучения»? (Владимир - владелец мира, корень - мир - показывает принадлежность к знатному роду, Мономах в переводе с греч. мономахос - единоборец.

Почему его так называли?

(Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).

Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы - царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил .веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси».

О чём свидетельствует запись старого монаха?

Поучение - один из жанров древнерусской литературы.

Работа со словом «поучение». Поучение = побуждение к учению.

Словарная работа по тексту «Поучения»:

Я, худой… - о чём здесь идёт речь - об особенностях телосложения

(«стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?

Слушал эту грамотку… - излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

Милостыню подавайте нескудную… - отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

Безлепицу молвил… - что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?

Послы от братьев моих… - равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?

Волость - какое понятие прижилось в языке вместо первого?

Крестоцелование преступить… - о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?

Кроткие - состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

Замысляет грешный против праведного… - как перевести это выражение на современный язык?

Убогого - в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?

Заклать правых сердцем …- состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?

Когда восстали люди… - можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.

От мужа крови… - можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли - убийцу или «кровника» (родственную кровь)?

Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе…- от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?

Быть благочистию свершителем - из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.

Вдовицу - чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс -ц-?

Царствия небесного не лишиться…- о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?

Затворничеством - какому из слов - творчество, творение, затворы - родственно это понятие?

Господи, твоим промыслом! - каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан - с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?

Блудницу - кого так называли? В чём значение корня?

Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду - одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?

Все добрые мужи совершенные… - в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?

Каков характер «Поучения»?

Профессиональный или нравственный?

Кому адресовано «Поучение»?

(Адресат - Олегу Черниговскому, детям, потомкам, историческим лицам).

Первый издатель «Поучения А.И. Мусин-Пушкин (1744 -1817) - граф, русский историк, археограф, член российской академии назвал «Поучение «ДУХОВНОЙ», т. е. завещанием.

Подтвердите сказанное обращением к тексту.

Работа со словом «адресант».

Какова личность Мономаха? Чем он отличается?

отличается образованностью (найти доказательства в тексте);

отличается нравственностью (найти доказательства в тексте);

имеет богатый жизненный опыт (найти доказательства в тексте);

социальный статус (найти доказательства в тексте);

Так что же мы узнаём об авторе «Поучения»?

Есть ли в тексте прямое указание на возраст пишущего?

Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?

(Воспитывался на священном Писании, святоотеческой и житийной литературе, это отразилось в « Поучении». Псалтырь всегда брал собой в дорогу).

В какой именно момент Владимир Мономах берётся за «Псалтырь»?

(К этому времени в древней письменности было уже немало «Поучений». В сборнике Святослава 1076 года содержалось два «Поучения» детям, вероятно, известные Мономаху. Они послужили для него образцом. Мономах обращается к детям, чтобы они воспринимали «Поучение» всем сердцем и устремились «только на добрые дела», он отказывается от участия в войне против Ростиславичей, переживает княжеские распри, в утешение берётся за Псалтырь (41 псалом).

Обзор книг на старославянском языке (рассказ учителя на основе домашней коллекции книг).

Какой характер внушаемой Владимиром Мономахом добродетели?

Созерцательный или действенный?

(Действенный - «трудиться, не лениться, выполнять три важных дела: «покаяние, слёзы, молитва»).

Владимир Мономах - верующий человек? Он истинный христианин?

(В основе добродетели Владимира Мономаха - огромный опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого предавать смертной казни. Владимир Мономах убеждает посещать больных, провожать на кладбище, не забывать говорить приветливые слова. Он внушает гостеприимство, убеждает в том, что нужно постоянно учиться. Говоря о себе, Мономах не хвалится, во всём видит промысел Божий).

Д.С. Лихачев подчёркивал лирическое начало «Поучения». (Лиричность - душевные переживания, они проявляются в тот момент, когда Владимир Мономах размышляет о человеке, о разнообразии человеческих лиц).

О чём это свидетельствует?

Какой назидательный пример, по его мнению, подаёт устройство мироздания? (Бог - начало всех начал, постоянное обращение к Богу). Мономах - натура сильная, закалённая, но и поэтическая. Натура богатая, духовно одарённая (цитирование, выводы).

Чему учит личный пример Владимира Мономаха?

Для чего он перечисляет многочисленные «пути» и «ловы»?

Прошло более восьми с половиной веков после написания «Поучения».

Можно ли его назвать путеводителем по жизни?

Обращение к словам И.С. Тургенева…

За что мы прославляем Владимира Мономаха? (Выводы, которые делают учащиеся). Домашнее задание на усмотрение учителя.

После чтения и обсуждения «Поучения» Владимира Мономаха получились творческие работы учащихся, которые свидетельствуют о серьёзной подготовке учащихся к предмету, о творческой самостоятельности каждого ученика, о любовном отношении к слову. Ученики понимают особую значимость литературы в настоящее время.

«Поучение» Донцова Никиты.

Я, наречённый в крещении именем Никитой, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Донцовых.

Поистине, братья мои меньшие, человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, а если кто сотворит зло нам, то мы хотим поглотить его, кровь его пролить. А Господь наш пытается вразумить, что нужно друг друга любить.

Выслушав поучение моё, братья мои, прошу вас принять хоть половину того, что я вам даю.

Я прошу вас, делайте только добрые дела, подавайте нескудную милостыню - это ведь начало добра.

Любите читать книги. Я прошу вас, братья мои меньшие, Бога ради не ленитесь в учёбе и в дому своём не ленитесь, помогайте отцу с матерью во всём.

Братья мои меньшие, если хотите победить врага, то сделайте это слезами, покаянием и милостынею. Не используйте ненависти и не творите страшное зло. Изо всех сил старайтесь творить только добро. Любите всех своих родственников, а особенно дедушек и бабушек. Берегите их, старых чтите, как отца с матерью, а молодых, как братьев. Любите Родину свою, защищайте её от зла и будьте верны ей.

Братья мои меньшие, не ленитесь, верьте в Бога! Ведь кто же нам дал жизнь?! Бог существует и наблюдает за нами. Не слушайте Дьявола: он творит зло на каждом шагу, он побуждает вас на зло. Будьте тверды!

И знайте, братья мои верные, все люди должны любить друг друга.

Господи, помилуй всех тех, кто совершил грехи, злой он или нет, пожалуйста, не дай им умереть без покаяния.

Послушал я учительницу свою и написал всем грамотку. Братья мои, это она научила нас всех учить уроки и особенно литературу.

Примите, братья, поучение раба Божьего в ваши добрые сердца.

Донцов Никита, 7 «А» класс

«Поучение» Окуневой Анны.

Я, Окунева Анна Андреевна, смиренная своим отцом Окуневым Андреем Николаевичем, христианских ради людей, хочу поведать о Божьем просвещении, которое взошло на меня в возрасте двенадцати лет.

Прежде всего Бога ради и души своей, страх имейте в сердце своём, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Кроме сего, любите и почитайте своих родителей, ибо они взрастили и воспитали нас, за что мы им должны быть благодарны.

Бога ради, не ленитесь, молитесь Ему, ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся, но не произносите имя Господа понапрасну.

Не воруй, не лги, не прелюбодействуй, ибо за грехи свои вскоре восстанешь перед судом Божьим. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово моё и верующий в Пославшего меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но пришёл от смерти в жизнь.

Сие же написано, дабы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Окунева Анна, 7 «А» класс

«Поучение» Юдиной Надежды.

Я, в крещении наречённая Надеждой и ласково называемая родителями Надюша. Слушая эту грамотку, не посмейтесь, а примите в сердце хоть половину.

Прежде прошу вас, не забывайте заповеди Господни, данные единым Богом нам всем. Особенно помните о двух важных заповедях: «почитай отца твоего и мать», «шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу - творцу». Бог очистит нас от злого и грешного чувства, и тогда мы сможем приблизиться к нему, а значит к свету.

Стремитесь к добру, учитесь. Старайтесь, трудитесь, не ленитесь. Уважайте труд учителей своих. Они дают вам хорошие знания, подталкивают к усердному труду, учёбе. Знания - свет, лень - тьма, зло.

Не ленитесь, и тогда Бог даст вам возможность приблизиться к свету, а значит к нему. Не бойтесь врага, ибо Господь дал нам силу побеждать неприятеля тремя делами великими: слезами, покаянием, милостынею. Если вы согрешили, то исповедайтесь Богу о делах своих. Не бойтесь поплакать, покаяться, ведь это два дела из трёх.

Проходя мимо нищего, напои, накорми его или нескудную милостыню подай, это начало добра всякого.

Верьте в Бога, соблюдайте заповеди, читайте духовную литературу, молитесь, воздавайте хвалу Богу, и Он защитит вас от Дьявола, от зла, поможет найти правильный путь.

Пришло время рассказать о жизни моей и о делах моих праведных. Я, человек образованный, читать и писать умею, поэтому стремлюсь к учению, к знаниям новым и свету. Стараюсь, занимаюсь, не ленюсь. Учусь в музыкальной школе. Много лет упорным трудом нарабатываю навыки музыки. Участвую в олимпиадах, конкурсах, международных соревнованиях.

Читаю, молюсь, церковь посещаю. Ставлю свечи за здравие и за упокой, ибо продлит мне Господь дни мои земные.

Не бойтесь смерти, ведь Господь дал нам жизнь, он её и заберёт. Молитесь, кайтесь, не держите грехи свои при себе, ибо очистится душа ваша.

Почитайте старых, как отца и мать, а молодых, как братьев.

Прошу вас понять истинную цель поучения - духовная чистота и притяжение к свету. Делайте только добрые дела, помогайте ближним.

Прочитав эту грамотку, не посмейтесь, а примите хоть половину, ведь я это не от нужды, не от беды говорю, а потому, что душа моя грешная мне всего дороже.

 


 

Заключение

 

Итак, изучая произведения древнерусской литературы, ученики знакомятся с исконно русскими жанрами литературы и имеют возможность проследить их дальнейшее развитие или влияние на литературу последующих эпох.

Наши ученики должны уяснить на уроках по древнерусской литературе, что этот пласт нашей отечественной словесности и самоценен, имеет свои законы развития, и в то же время является основой для всей русской литературы XIX - XX веков.

Изучая древнерусскую литературу, необходимо говорить о своеобразном «художественном методе» и его последующем развитии. В художественном методе древнерусских писателей Д.С.Лихачёв прежде всего отмечал способы изображения человека - его характера и внутреннего мира.

В результате проведенного в 6-9 классах обучающего эксперимента нами было отмечено, что литература Древней Руси вызывает у учащихся интерес, но ее чтение и рассмотрение в школе должно отличаться от изучения других произведений художественной литературы, что связано со спецификой древнерусского литературного творчества.

Предложенная нами методика изучения древнерусских памятников в школе в целом подтвердила гипотезу о том, что необходимые представления о каноне основных древнерусских жанров будут сформированы при организации поэтапной системы работы с последовательным выделением на каждом из намеченных этапов сложившихся представлений о новом для учащихся жанре и его каноне, учете психологического фактора при подготовке учащихся к встрече с литературой Древней Руси, раскрытии историко-культурного фона времени, адаптации для учащихся излагаемого учебного материала.

Формирование положительной мотивации деятельности учащихся, настрой на восприятие специфики древнерусских памятников, вдумчивое чтение текста после знакомства с каноном жанра, беседа о своеобразии произведения, использование внутрипредметных и межпредметных связей, игровых элементов в учебном процессе способствовали пониманию учащимися своеобразия древнерусского литературного творчества.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Булгакова С. Игумен земли русской // Работница. - 2011. - №9.

. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: 2010.

. Болдырева А. П., Позднев А. В. Контрольные задания по народному поэтическому творчеству, древнерусской литературе и литературе XVIII века. - М.: -2009.

. Борн И. М. Краткое руководство к российской словесности. - СПб.: -2012.

. Бродский Н. Л., Мендельсон Н. М., Сидоров Н. П. Историко-литературная хрестоматия. В 2 ч. 2-е изд. - Ч. 2. - М.; Пг., - 2008.

. Брунер Д. С. Процесс обучения. - М.: 2009.

. Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. - М.: 2012.

. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2 (Древнерусская народная литература и искусство). -СПб.: - 2011.

. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. - М.: 2010.

.Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М.: 2008.

. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. - М.: 2009.

. Еремин И.П. Лекции и статьи по древней русской литературе. 2-е изд. - М.: 2007.

. Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский / вст. ст., - М.: Сов. Россия, 2011 г.

14. История русской литературы X-XII вв. (под ред. Д.С. Лихачева). - М.: 2010.

. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: 2010.

. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. - М.: 2011.

. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. - М.: 2012.

18. В мире литературы : Учебник для 7 класса/ Под общ. ред. А. Г.Кутузова. - М.: Дрофа, - 2007 г.

19. Максимов В. Сергий Радонежский // Воин России. - 2011. - №9.

20. Программы средней школы. Литература. XVIII-X классы. - М.: 2009.

. Салтыкова М. Н. «Слово о полку Игореве». - М.: 2009.



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Урок по древнерусской литературе в IХ классе на тему: «Поучение Владимира Мономаха». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок по древнерусской литературе в IХ классе на тему: «Поучение Владимира Мономаха».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)