Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Символика цвета в культуре семейских



2020-03-17 330 Обсуждений (0)
Символика цвета в культуре семейских 0.00 из 5.00 0 оценок




В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца. Цвет и цветовые предметы сопровождают человека повсюду, оказывая на него психофизическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла или холода, радости или печали. Выделяются основные функции цвета - магическая, информационная, декоративная. Велико значение цвета в его воздействии на человека, на протяжении веков была выработана определенная теория цветовой символики.

Большое значение в материальной и духовной культуре занимают белый, черный, красный, синий цвет.

Они входят в бинарную оппозицию: белое - черное; плохое - хорошее, высокое - низкое.

Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни обладает белый цвет. В большинстве культур и у семейских белый цвет - цвет святости и благополучия. Белый цвет обозначает чистоту, непорочность, это цвет перехода человека из одного состояния в другое. Этим объясняется то, что крестильная рубашка, нательная рубаха - белого цвета.

Крещение - это перерождение (переход человека на другой жизненный этап).

В росписях семейских - лебеди, утки, береза белого цвета, с которым связано все доброе, светлое, святое.

«Красный цвет в славянском фольклоре - символ красоты, девственности: «красная дева», «красно солнышко»» - писал в трудах Л.А. Динцес.

Цвет, по сути, представляет собой архетип в культуре. Человек, не зная символического значения того или иного цвета, тем не менее испытывает именно те эмоции, которые соответствуют этому цвету. Чистота цвета всегда соответствует чистоте символического значения. Простые цвета соответствуют прямым эмоциям, составные - сложным чувствам.

Цвет у семейских играет огромную роль не только как средство декора или религиозного культа (оберега), но и как средство информации и коммуникации (с другой культурой - бурятской).

В бурятской культуре белый цвет обладает особой сакральностью и выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе («Сагаан вара - Белый месяц»).

В ламаистской иконографии известны образы Белого старца - Сагаан Убугуна и Сагаан Дари Эхэ-Белой Тары.

Для росписи семейских Забайкалья характерна яркость и полихромность. Для росписей, исполненных семейскими женщинами, характерно или сплошное заполнение поверхности различными сочетаниями элементов, или их раппортное повторение. Мастерица расчерчивала поверхность стены черной, синей или коричневой краской на клетки ромбовидной или прямоугольной формы, затем заполняла цветом (красный, синий, зеленый, желтый, белый).

Основные мотивы росписей - круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», кресты, уголки, розетки, «сосенки», прямые или волнистые линии - контрастных цветов.

Цвета имеют сложный диапазон символических значений:

Голубые, лазоревые - ассоциация неба. Багульные (ярко-малиновые), черемные (бордово-коричневые) - ассоциация с багулом и цветущей черемухой. Красный - эмоциональный цвет - знак плодородия и изобилия. Желтый (жарок) - символ солнца, света. Название цвета взято у природных источников (цветов, ягод).

Любовь к красоте, декоративности проявлялась у семейских в одежде, в убранстве жилища, которое они украшали росписями, резьбой.

Для создания костюмных образцов семейских характерна яркость и полихромность (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый цвета)

Яркие ткани из которых шилась женская и мужская одежда являлась лучшим украшением наряда, как в прошлом, так и теперь.

Ткани даба, даленба, атласы, шелка, бархат, ситец, бумазея продавались в большом количестве.

Цвета имеют обширный и сложный символический смысл.

Алый (малиновый) - цвет крови, связанный с жизненным началом.

«Цвет является формой (естественностью) языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные доктрины».

Красный - символ жизни, праздника в Древней Руси и у семейских Забайкалья.

Жаркие (оранжевые), черемные (бордово-коричневые), багульные (светло-малиновые), саранковые (светло-красные) - основные цвета семейских.

Местные названия многие цвета получили по имени распространенных цветов и ягод. Так «жаркой» цвет получил название от цветов жарка, черемный - от плодов черемухи, багульный - от цветов багульников. Яркость цвета являлась главной отличительной чертой костюма семейских Забайкалья.

Множество сложных систем цветовой символики охватывает практически все области знания нашего мироздания. Однако эти связи основаны на произвольном выборе.

Что касается истинным, так это то, что цвета представляют собой в основном жизнеутверждающие принципы. Цветовосприятие времени также представляет синтез языческого, древнеславянского ощущения цвета, в сочетании и взаимосвязью с бурятской культурой. Этот синтез и создал особенность в искусстве и культуре семейских Забайкалья.

Многоцветие, контрастность, яркость цветов - главная характерная черта росписей семейских Забайкалья. Истинным является то, что цвета в искусстве росписей семейских представляют не только удовлетворение эстетических потребностей, но и основу - жизнеутверждающие символы духа народа.

Жизненность художественных традиций и сохранение многих видов народного искусства до настоящего времени в значительной мере объясняются тем, что создателями его наряду с мастерами являются сами крестьяне, для которых связь искусства с бытом - глубокая и необходимая традиция.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что росписи семейских Забайкалья - важный элемент духовной и материальной культуры, явления богатейших традиций, синтезирующих живописные и графические приемы письма, самобытная орнаментация сложных и примитивных техник исполнения. Искусство росписи и полихромное раскрашивание, сохранявшее традиционную форму вплоть до 40-50 гг. ХХ века нельзя считать явлением прошлого, так как и в настоящее время оно продолжает жить в творчестве народных мастеров. Росписи - отражение культуры семейских Забайкалья. Рассматривая элементы, сюжетные мотивы, можно составить представление о ценностях, ментальности данной этно-группы. Росписи семейских выступают как семиотическая система, с определенной знаковостью, что позволяет исследованию, развитию богатейших традиций семейских, открывает возможность их возрождения и широкого использования в декоративно-прикладном искусстве на уроках с учащимися - через аспекты культурологических знаний. Развитие местных традиций в результате совмещения теоретических и практических занятий. На практических занятиях - основа (процесс трансформации натурных мотивов в декоративную композицию с применением живописных и графических приемов росписи). Живописные и графические росписи не утратили свою самобытность и прямые символы, помогающие глубоко проникнуть в культуру семейских Забайкалья.

 




2020-03-17 330 Обсуждений (0)
Символика цвета в культуре семейских 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Символика цвета в культуре семейских

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)