Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семантические функции костюма семейских Забайкалья



2020-03-17 324 Обсуждений (0)
Семантические функции костюма семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время осталось очень мало семейских, которые сохранили традиции и костюмы. В основном их можно увидеть в музее - Красночикойском им. В.В.Гладких и г.Читы - краеведческом им. А.К. Кузнецова, а также на фольклорных праздниках в селах Красночикойского района.

Обязательными атрибутами костюма семейских была рубаха, сарафан прямой и косоклинный фартук традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Надевали по две рубахи, особенно по праздникам: сверху более нарядную, новую, вниз поношенную - нательную, где существовали поверье в священной силе, биополе старых, ношенных вещей, способных защитить человека от беды, болезней, порчи.

Рукава у запястья украшали полосками, иногда зубцами - аппликацией из тканей другого цвета. Строчили узоры на руках, а в начале ХХ в. - при помощи швейной машины. Поверх рубахи одевали сарафан - ситцевый, сатиновый. Праздничный наряд - сарафан из шелка или кашемира, низ сарафана обшивался лентами в два ряда. Сарафан - символ жизненного древа.

По Д. Трессидору, «Изображение цветов символизирует «красоту, духовное совершенство, природную невинность, божественное благосостояние, весну, молодость, доброту. Цветок - это символ природы, эмблема круговращения - рождение, жизнь, смерть, возрождение».

Под сарафаном на рубаху одета нижняя юбка - ситцевая или бумазейная. По талии сверх сарафана - пояс, тканый из шелка, ниток или шерсти. Пояс - символ власти домовитой хозяйки. Сбоку, на поясе - карман, в котором женщина хранит разные вещи: наперсток, платочек. Поверх сарафана - запон - фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами. Запон покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины груди. На талии и около шеи он держится на шнурке или ленте. «Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории Бурятской АССР и в некоторых селениях Петрозаводского района Читинской области (Новая Брянь, Менза и др.). Пояса были суконные, т.е. шерстяные, из гаруса яркой расцветки, или шелковые с узором. Основу большинства геометрических узоров составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов: фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (женские - длиною 2,5 м, а мужские - длиннее) два раза обертывались вокруг талии. Женщины носили пояса поверх сарафана, концы затыкали за пояс или же, сложив вдвое, скалывали впереди пилочкой-булавкой. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди и сбоку. Более короткие пояса назывались - пряжки. Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором - перебором. По фону - землице - пояска располагали несложные геометрические узоры - косые кресты, крючки и т.д. Также ткали оборки к ичигам.

Преобладание халатообразного покроя в верхней одежде из ткани и из овчин, меха характерно и для семейских, и для сибиряков Забайкалья. Кроме общераспространенного зипуна из домотканой коричневой шерстяной материи и нагольной шубы, известных всему русскому населению Забайкалья, характерной одеждой для семейских был халат - мужская и женская одежды, надеваемая в холодное время.

«Женский головной убор семейских сложен, он состоял из кички, кокошника, позатыльника, налобника - пояски и большого платка - шали. Кичку шили в виде шапочки со стягивающими тесемкой краями и твердым стеганным очельем впереди, копытообразной формы. По краю кички впереди пришивали бисерную пояску, состоящую от одного до пяти бисерных полосок, и кучери. В настоящее время женщины носят облегченную кичку обручек, имеющий вместо высокого копытца небольшой горизонтальный валик. Поверх повязывают платок под калмычку - назад концами. Непосредственно на кичку сзади надевали позатыльник, который укрепляли двумя тесемками, завязанными по очелью» - писала в научных трудах Г.С.Маслова..

В праздничные дни поверх кички и позатыльника одевали кокошники с дном яйцевидной формы. Поверх кокошника по очелью повязывали шаль, сложенную полосой в ширину очелья кокошника, оставляя открытым его дно. Впереди концы перекручивали особым узлом, затем закрепляли на затылке и распускали вдоль спины. Старухи же и по праздникам повязывали шаль прямо на кичку, покрывая голову чалнообразно.

Замужняя женщина должна была носить головной убор, состоявший из кички, платка, а в особых праздничных случаях дополнившийся позатыльником, пояской и кокошником. Форма их различная. У некоторых они высокие, у других - широкие и низкие из под них опускаются на лоб жемчужные привески. Кички на голове семейских женщин и без того высоких, крепких придают им вид еще большей стройности. Платок повязывали сложенным с угла на угол вокруг головы так, чтобы он закрывал завязанные тесемки и края всех этих деталей, края кокошника. Если не надевали кокошник, платком покрывали кичку так, чтобы была видна пояска и позатыльник, а также кисти платка.

Наряд девушек отличался от наряда замужних женщин только отсутствием кичек. Вместо них девушки носили платки, завязанные концами назад, или ходили без платка. В праздники одевали повязку, снизанную из бисера, жемчуга и нашитую на полосу из материи. Повязка обвязывалась вокруг головы и спускалась бисерными кистями на лоб. Девушки повязывали свернутый платок с вложенной внутрь гумашкой (твердой бумагой), его украшали святками - цветами, живыми или искусственными. В таком уборе девушки ходили гулять на троицу, на рождество, крещение и другие праздники. Был он и головным убором невесты.

На ногах женщины носят вязаные чулки и низкие сапоги «чирки». Надевание костюма сопровождалось обрядовыми действиями, приговорами, песнями. В настоящее время эти обряды возрождаются. В селах Красного Чикоя, Мензе по праздникам выступают семейские фольклорные ансамбли, что вызывает большой интерес присутствующих.

Таким образом, одежда семейских отличалась самобытностью, в основе своей имела русскую традицию и в составляющих ее элементах, и в конструкции и крое, и в способах украшения, что нашло отражение в семантических функциях костюма семейских Забайкалья.

 



2020-03-17 324 Обсуждений (0)
Семантические функции костюма семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семантические функции костюма семейских Забайкалья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)